Potez Potez 54
Варианты:
Potez - Potez 54 - 1933 - Франция
Страна: Франция
Год: 1933


Двухмоторный разведчик-бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Potez 54
Potez 54
Flight, November 1934
THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW
Фотографии

Potez 54

Средний бомбардировщик, двухмоторный подкосный моноплан смешанной конструкции. Моторы установлены в отдельных гондолах под крылом. Шасси убирающееся с хвостовым колесом. Экипаж 5 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Аэропланс Анри Потэ". Первый полет опытный образец Р.540-01 совершил 14 ноября 1933 г. Серийное производство велось с начала 1935 г. на заводе "Потэ" в Мельте.
Вооружение 3x7,5, у экспортных самолетов 3x7,69, бомбы до 1000 кг.
Самолет состоял на вооружении во Франции с весны 1935 г., в Румынии - с конца 1935 г., в Испании - с августа 1936 г.
Основные серийные модификации:
   - Р.540 с моторами HS12Xirs/Xjrs;
   - Р.540TOE, вариант Р.540 для жаркого климата;
   - Р.542 с моторами Лоррэн 12Hdrs/Hers, поздние серии с 12Hfrs/Hgrs;
   - Р.542TOE, вариант Р.540 для жаркого климата;
   - Р.543 с моторами GR14Kdrs для экспорта в Румынию;
   - Р.544, переделка Р.542 под моторы HS12Ybrs.
С сентября 1936 г. республиканская авиация начала применять Р.540 под Мадридом. Они воевали в Испании до ноября 1937 г. Р.544 перед началом Второй мировой войны вели тайную фотосъемку приграничных укреплений Германии и Италии. С 1938 г. во Франции Р.54 всех модификаций начали сниматься с вооружения или передаваться в учебные подразделения. В сентябре 1939 г. во французских ВВС насчитывалось четыре эскадрильи таких бомбардировщиков. В боях в мае - июне 1940 г. эти самолеты использовались в основном как разведчики. После капитуляции Франции большую часть исправных машин переделали в транспортные, но в колониях они продолжали служить как бомбардировщики. В начале 1941 г. P.542TOE участвовали в боевых действиях против Таиланда на границе с Камбоджей. Их использовали также при обороне Дакара. Румынские самолеты недолго воевали против СССР летом 1941 г. в Молдавии и на Украине.
Производство Р.54 прекратили в 1937 г. Во Франции их окончательно сняли с вооружения в 1944 г.


P.540B5||
Размах:||22,1 м
Длина:||16,2 м
Моторы, количество х мощность:||2x690 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5944 кг
Максимальная скорость:||310 км/ч
Дальность:||1200 км

Potez 54

Potez 54, разработанный Луи Королье и построенный компанией в инициативном порядке, был спроектирован в категории M.4 - как четырехместный многоцелевой военный самолет, пригодный для использования в качестве истребителя сопровождения, бомбардировщика или дальнего разведчика.
   Высокоплан преимущественно деревянной конструкции был оснащен двумя моторами Hispano-Suiza 12Xbrs V-12 мощностью по 690 л. с., установленными в обтекаемых гондолах, соединенных с фюзеляжем дополнительным крылом.
   Основные опоры шасси убирались в мотогондолы, под нижним крылом были установлены бомбодержатели.
   Прототип выполнил первый полет 14 ноября 1933 года. В ходе испытаний исходное хвостовое оперение заменили однокилевым, после чего обозначение аппарата изменилось на Potez 540 No.1; ВВС Франции его передали 25 ноября 1934 года.
   Параллельно с Potez 540 были разработаны прототипы Potez 541 с моторами воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14Kdrs и Potez 542 с моторами Lorraine Petrel мощностью по 720 л. с. Все варианты несли оборонительное вооружение на носовой и надфюзеляжной турелях, в полуубираемой нижней стрелковой установке. Было установлено радио- и кислородное оборудование, также машины были приспособлены для выполнения ночных полетов. Предусматривалась и возможность установки аэрофотоаппаратов.
   Самолет использовался в ВВС Франции как разведчик-бомбардировщик и оставался на вооружении даже в первые месяцы Второй мировой войны. В годы гражданской войны в Испании самолеты данного типа использовали республиканцы.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Potez 540

   Тип: двухмоторный разведчик-бомбардировщик с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: два ПД Hispano-Suiza 12Xirs Vee мощностью по 690 л. с. (515 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 310 км/ч; практический потолок 5182 м; дальность с максимальной бомбовой нагрузкой 1250 км
   Масса: пустого снаряженного 3785 кг; максимальная взлетная 5950 кг
   Размеры: размах крыла 22,10 м; длина 16,20 м; высота 3,88 м; площадь крыла 76,00 м2
   Вооружение: три 7,5-мм пулемета Dame, до четырех 225-кг бомб на внешней подвеске и 10 бомб калибра 55-кг в бомбоотсеке

Flight, November 1934

THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW

THE EXHIBITS DESCRIBED

Heavy Military Types

<...>
   Yet another General-Purpose machine is shown by Henry Potez, the type 54. The general “formula” is similar to that of other French machines of the class, but the high wing is strut-braced from the engine mountings. With retractable undercarriages, the machine has a maximum speed at 13,000ft. of 200 m.p.h. at a gross weight of 12,300 lb. The construction is "mixed."
<...>
"Потез" P.540 2-й эскадрильи 72-й группы испанских республиканских ВВС, июнь 1938г.
"Потез" P.540 из "группы 'Потезов'" испанских республиканских ВВС, Альбасете, май 1937г.
"Потез" P.540 эскадрильи "Эспанья", сентябрь 1936г.
"Потез-540 M5" из состава 4-й эскадрильи GB II/51, начало 1937г.
"Потез" P.542 4-й эскадрильи группы GR II/33 французских ВВС, Нанси, 1937г.
"Потез" P.542TOE 1-й эскадрильи группы GR I/33 французских ВВС, 1938г.
Угловатые формы фюзеляжа Potez 54 характерны для всех французских бомбардировщиков начала 1930-х годов. Вертикальное оперение имеет своеобразную форму, весьма далекую от "французской изысканности". На этом самолете оборонительное вооружение отсутствует.
A "MULTIPLACE DE COMBAT." The Potez 54 shown here is fitted with two Hispano-Suiza Ybrs engines giving a maximum of 860 h.p. each. A top speed of 198 m.p.h. is claimed
The Potez 540 which, from some aspects, epitomised French design thinking of the early 'thirties for aircraft fulfilling the "Multiplace de Combat" requirement. The particular example illustrated here landed at Middle Wallop in 1940 after the French collapse, having presumably been on the strenght of one or other second-line unit. This aircraft, Potez 540 No 51, is known to have been flown to St Athan and then, on 6 August 1940, to Odiham, but its subsequent fate is unknown.
POTEZ 542 - Originally a bomber but later used for communications and transport duties by the Vichy French in North Africa, this Potez 542 carries the Cross of Lorraine on the fin (Free French) and "Invasion" stripes on wings and rear fuselage. As a result of the North African campaigns the Allies acquired a small number of Potez 542s in November 1942. Power, two 650-h.p. Lorraine Petrel inlines. Span, 72 ft. 6 in., length, 53 ft. 1 3/4 in. Loaded weight, 12,232 lb. Max. speed, 199 m.p.h., cruise, 168 m.p.h.
The Potez 54 (four 800 h.p. Mistral Majors);
Potez 540.
Р.540M5 из группы GRI/54, Лион, 1937 г.
Очередной серийный "Потез" выкатывают из сборочного цеха завода в Мельте.
В полете "Потез" из авиагруппы GR I/55 французских ВВС.
The eleven bridges of the Seine, the gardens of the Tuilleries, the Place de la Concorde are taken in at a glance by French bomber­pilots parading their Hispano-powered Potez 54's over the heart of Paris.
The Industrial areas are aesthetically unattractive but abound in vulnerable targets.
На Potez 540 моторы Hispano-Suiza установлены на законцовках нижнего крыла.
В Испании "Потезы" часто летали на задания в сопровождении И-16.
Французские добровольцы из эскадрильи "Эспанья" возле своего самолета на аэродроме в Малаге, декабрь 1936г.
"Потэз" P.540 из "Эскадры Эспанья"
Замена двигателя в полевых условиях.
"Потэз", переделанный в персональный самолет для министра военно-морского флота Франции.
Хотя обычно "Амио-143", "Блох-200" и "Потез-540" (на фото) описываются в различных справочниках как бомбардировщики, но создавались они как многоцелевые "воздушные крейсера", предназначенные для выполнения очень широкого круга задач.
Potez 54 and Potez 39 monoplanes assembled at Le Bourget for Air Exercises. In the foreground, the pilots are receiving instructions.
Camouflaged Type 390 with the rear section of a Potez 54 in the background. It is believed that this photograph was taken circa September 1938, the time of the Munich crisis.
Engine nacelle and retractile undercarriage of the Potez 540 bomber. Note the nose gun turret.
Интерьер носовой части фюзеляжа P.540. Хорошо видно рабочее место пилота и проход по правому борту в кабину штурмана.
Андрэ Мальро в стрелковой башне бомбардировщика "Потэз-540"
Неисправные "Мартин 167" и "Потэз 540", брошенные французами на аэродроме "Алеппо" в Сирии в июле 1941г.
Сбитый "Потез-540"
Один из первых "Потезов", сбтых над Испанией осенью 1936г.
Франкистский пропагандистский снимок, запечатлевший картинное рукопожатие испанского (слева) и итальянского пилотов на фоне обломков сбитого "Потеза".
Испанский "Потез", разбитый в аварии 19 декабря 1936г.
A selection of oil coolers: (top left) Farman 431; (top right) P.Z.L. 24; (bottom left) Focke-Wulfe; (bottom right) Potez 54.
Potez P.540