Breguet BUM, BUC, BLM и BrM
Луи Бреге, служивший пилотом в Первую мировую войну, понимал, что самолетам того времени не хватает конструкционной прочности, а мощность двигателей достаточна лишь для ведения разведки. К этому моменту Бреге уже познакомился с конструкцией двух новых самолетов, ДальшеMore>>>
запланированных к выпуску по распоряжению генерала Бернара, командующего авиацией Франции, который требовал создания самолетов категорий А и В (с тянущим и толкающим винтом). Бреге предпочел последнюю. Его соперником в данной категории был самолет с ротативным двигателем Gnome мощностью 160 л. с. (119 кВт). Этот самолет ограниченно выпускался и эксплуатировался как AG4 (А - категория, G4 - двигатель Gnome), но конструктор осознавал необходимость в большей мощности машины и более крупном и прочном фюзеляже.
И он спроектировал Type IV, известный под военным обозначением BU3, - первый мощный самолет категории В, созданный в соответствии с требованиями французского генерального штаба. Наблюдатель на переднем кресле получил свободный обзор и широкий сектор обстрела для турельного пулемета Hotchkiss калибра 8 мм. Обозначение U3 указывало на то, что самолет оснащался звездообразным поршневым двигателем с водяным охлаждением Salmson (Canton-Unne) мощностью 160 л. с. (119 кВт). Прототип BU3 строился в конце лета 1914, когда немецкое наступление на северо-востоке Франции создало угрозу заводу Бреге в Дуайе, поэтому прототип на машине перевезли в Вильякубле под Парижем.
BU3, испытанный в конце 1914 года, быстро запустили в серию в рамках срочных мер по формированию авиаэскадрилий для защиты Парижа от налетов немецкой авиации.
Прототип демонстрировал сам Бреге. Машина имела частично бронированную кабину. Стрелок-наблюдатель располагался на заднем кресле, поэтому ему приходилось вставать, чтобы вести огонь.
В ноябре 1914 года братья Андре и Эдуард Мишелин предложили французскому правительству построить 100 бомбардировщиков для французской армии. В качестве базовой модели выбрали BU3. Затем последовал период неопределенности, так как часть руководства армии считала, что BU3 должен строиться без брони в качестве двухместного истребителя. Тем не менее BU3 все-таки стал бомбардировщиком. Вариант, строившийся фирмой "Michelin", обозначили BUM, то есть самолет категории В с двигателем Salmson (Canton-Unne), построенный фирмой "Michelin". После испытаний в машину внесли ряд изменений и приняли на вооружение как двухместный бомбардировщик BrM2B.2 с двигателем Salmson (Canton-Unne) мощностью 200 л. с. (149 кВт). Еще одним вариантом BU3 стал самолет BLM, который ввели в строй как BRM4B.2 с более мощным двигателем Renault 12Fb Vee (220 л. е., 164 кВт).
Еще в 1914 году Бреге планировал разработать меньший по размерам, но более легкий и быстрый вариант BU3, способный развивать скорость порядка 140 км/ч. После формирования первого подразделения с самолетами BUM, его командир попросил Бреге создать более быстрый вариант, который мог бы использоваться в качестве истребителя сопровождения. Бреге предложил BUC, что обозначало самолет категории В с двигателем Salmson (Canton-Unne), оптимизированный как Chasse (истребитель). Бреге решил оснастить этот самолет дальнобойной 37-мм пушкой, чтобы он мог сбивать атакующие немецкие истребители.
BLC являлся легким бомбардировщиком и истребителем сопровождения типа BUC. На нем устанавливался V-образный поршневой двигатель Renault 12Fb. Ни BUC, ни BLM не получили широкого распространения, и оба типа в целом были признаны несоответствующими требованиям. Breguet de Chasse представлял собой вариант BUC для вооружения британской морской авиации; всего построили 17 машин. Основным изменением являлась замена звездообразного двигателя на английский рядный Sunbeam Mohawk мощностью 225 л. с. (168 кВт) или в некоторых случаях на аналогичный Rolls-Royce Falcon мощностью 250 л. с (187 кВт). Эти самолеты воевали в составе 5-го авиакрыла, базировавшегося в Дюнкерке, но в июне 1916 года их отозвали с передовой линии фронта из-за плохих характеристик.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Breguet BUC
Тип: двухместный легкий бомбардировщик и самолет сопровождения
Силовая установка: звездообразный двигатель Salmson (Canton-Unne) 2М7 мощностью 200 л. с. (149 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 138 км/ч на уровне моря; время в полете 3 ч
Масса: пустого самолета 1160 кг; максимальная взлетная 1535 кг
Размеры: размах крыла 16,40 м; длина 9,50 м; высота 3,70 м; площадь крыла 54,00 м2
Вооружение: подвижная пушка Hotchkiss калибра 37 мм для стрельбы вперед или подвижный пулемет Lewis калибра 7,7 мм в передней кабине и до 300 кг бомбовой нагрузки на двух узлах подвески под нижним крылом
Breguet Bre.4, Bre.5, Bre.6 и Bre.12
Весной 1916 года в руководстве французских ВВС решили разделить самолеты на пять категорий: А - самолеты непосредственной поддержки сухопутных войск, В - истребители и разведчики, С - трехместные многоцелевые самолеты, D - самолеты, вооруженные пушками, и Е - бомбардировщики. Для самолетов категории D использовалась пушка Hotchkiss калибра 37 мм. Машины с этим оружием делились на две группы: категория D.1 включала самолеты с короткоствольной пушкой, они предназначались для ведения воздушного боя, а категория D.2 - самолеты с длинноствольной дальнобойной пушкой, предназначенные для атак на немецкие аэростаты наблюдения и наземные цели.
Луи Бреге решил выпустить эскортный истребитель, который мог бы действовать и как легкий бомбардировщик. Это хорошо согласовывалось с требованиями категории С. Бомбардировщик Type IV (позднее Bre.4) проектировался под пушку калибра 37 мм и стал отправной точкой для создания нового Breguet Type V (позднее Bre.5). Прототип Type V появился в конце 1915 года и был оснащен короткоствольной 37-мм пушкой Hotchkiss, которой управлял стрелок-наблюдатель, сидевший спереди в двухместной кабине. Но вскоре самолет переделали под требования категории С, оснастив его защитным пулеметом Lewis для стрельбы назад, установленным над центральной секцией верхнего крыла.
После приемочных испытаний в апреле 1916 года началось серийное производство. Самолет поступил на вооружение под обозначением Bre.5Ca.2 (Ca - Canon, то есть пушечный). Хотя Bre.5Ca.2 считался истребителем, эти машины никогда не поступали в истребительные эскадрильи. Их включали в бомбардировочные эскадрильи в качестве истребителей сопровождения. Некоторые поздние экземпляры комплектовали двигателями Renault 12Fbx или Fcx мощностью 250 л.с. (187 кВт).
Пока французы использовали Bre.5 как самолет сопровождения, ВМС Британии применяли 35 таких машин в качестве бомбардировщиков. 25 из них были получены непосредственно от производителя, а 10 выпущены по лицензии в Великобритании под обозначением Grahame-White G.W.19 с двигателем Rolls-Royce Falcon Vee мощностью 250 л. с. (187 кВт).
Когда Bre.5 был запущен в серийное производство, существовали опасения, что выпуск двигателей Renault 12 не будет поспевать за постройкой самолетов, поэтому Бреге разработал модификацию Type VI (Bre.6) со звездообразным двигателем Salmson (Canton-Unne) А9 мощностью 225 л. с. (168 кВт). Type VI эксплуатировался в качестве двухместного бомбардировщика под индексом Bre.6B.2 и как эскортный истребитель Bre.6Ca.2 с пушкой калибра 37 мм. Когда серию Bre.5 сняли с производства в пользу Breguet Bre.14, оставшиеся самолеты переквалифицировали в ночные бомбардировщики (Bre.12В.2), оснастив их дополнительной противокапотажной парой колес шасси, как у BRM4B.2. Некоторые другие машины строились по аналогичному стандарту как ночные истребители Bre.12Ca.2 с двигателями Renault 12Fb или Renault 12Fbx мощностью 250 л. с. (187 кВт), с пушкой калибра 37 мм, поисковым прожектором и восемью посадочными огнями под нижним крылом.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Breguet Bre.5Ca.2
Тип: двухместный истребитель сопровождения и легкий бомбардировщик
Силовая установка: двигатель Renault 12Fb Vee мощностью 200 л. с. (164 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 136 км/ч на 2000 м; набор высоты 2000 м за 28 мин; длительность полета 6 ч 15 мин
Масса: пустого самолета 1347 кг; максимальная взлетная 1886 кг
Размеры: размах крыла 17,50 м; длина 9,90 м; высота 3,90 м; площадь крыла 57,70 м2
Вооружение: см. текст