Breguet Br.14
Варианты:
Breguet - Br.14 - 1916 - Франция
Страна: Франция
Год: 1916


Двухместный разведчик и легкий бомбардировщик
Описание
Фотографии
Breguet Bre.14

   Работа над двухместным бипланом с тянущим винтом Bre.14 началась летом 1916 года. Самолет выпускался с марта 1917 года до 1928 года и находился на вооружении Франции до 1932 года.
   Прототип, обозначенный Breguet AV Type XIV, впервые взлетел 21 ноября 1916 года. Литеры "AV" (обозначали Avant - впереди) указывали на то, что 12-цилиндровый двигатель Renault находился в носовой части фюзеляжа в отличие от более ранних конструкций Бреге. Самолет Type 14 (от римских цифр в обозначениях отказались) был исключительно практичным и надежным. Его угловатые обтянутые тканью крылья и фюзеляж изготавливались из дюраля, стали и дерева. Пилот и стрелок-наблюдатель сидели близко друг к другу в тандемно расположенных кабинах. Командование ВВС настолько впечатлила машина, что б марта 1917 года был размещен первый заказ на 150 разведчиков категории А.2. В дальнейшем появилась и бомбардировочная модификация В.2.
   Разведывательный вариант Bre.14А.2 оснащался аэрофотоаппаратом, радиостанцией и держателями для четырех небольших бомб. По сравнению с А.2 прототип бомбардировщика, полетевший весной 1917 года, оснащался закрылками и элеронами на нижнем крыле, имел увеличенный размах крыльев, прозрачные панели по бокам кабины наблюдателя и выступающие вперед секции передней кромки нижнего крыла. Последнее было сделано, чтобы разместить бомбодержатели Michelin перед закрылками. Оба варианта оборудовались сдвижными панелями пола в обеих кабинах для наблюдения за землей.
   Bre.14А.2 был очень успешной машиной. Летом 1917 года им начали заменять устаревший Sopwith 1 1/2-Strutter.
   В 1918 году на самолете появились элероны с роговой компенсацией, снизившие нагрузку на штурвал. Одновременно увеличили размах нижнего крыла Bre.14 А.2, а у Bre.14В.2 нижнее крыло уменьшили и изменили форму законцовок. На Bre.14В.2 от закрылков на нижнем крыле отказались, поэтому отпала необходимость увеличивать ширину крыла под бомбодержатели.
   Появился двигатель Renault 12F, надежно выдававший мощность 300 л. с. (224 кВт), но опробовались и другие моторы, а некоторые устанавливались на серийные партии. В частности, Bre.14 испытывались с французским двигателем Renault 12К, итальянским Fiat A.12bis и американским Liberty 12.
   Другие варианты военного времени включали одноместный бомбардировщик Bre.14В.1, строившийся малой серией, и санитарный Bre.14S. Последний родился на основе использования Bre.14 для быстрой эвакуации раненых с передовой в 1917 году. В 1918 году четыре санитарных Bre.14S, каждый из которых мог перевозить пару носилок для раненых и санитара в задней кабине, действовали на фронте у реки Эн.
   В конце Первой мировой войны Bre.14 применялся не только на Западном фронте, но и в Греции, Сербии и на Среднем Востоке, однако дольше всего этот самолет прослужил во французских колониях. Там более 10 лет после войны использовался специальный колониальный вариант Bre.14TOE (Theatres des Operations Exterieures).
   К декабрю 1918 года было построено примерно 5300 машин Bre.14. Три эскадрильи Bre.14А.2 и шесть эскадрилий Bre.14В.2 с 1919 года входили в состав французских оккупационных сил на западе Германии. Другие Bre.14 поддерживали французскую интервенцию во время гражданской войны в России после октябрьской революции 1917 года.
   В 1921 году 34-й авиаполк в Ле-Бурже получил небольшое число Bre.14 с двигателями Fiat и 24 Bre.14А.2 с двигателями Renault 12FeR, оснащенными турбонагнетателями Rateau для улучшения высотных характеристик.
   Самолет Bre.14 активно продавался на экспорт. Он участвовал в кровавых колониальных войнах французов с сирийскими и марокканскими повстанцами, причем война в Марокко закончилась лишь в 1934 году. Испания также использовала Bre.14 в боях в своем секторе Марокко. В 1922 году она имела четыре эскадрильи с Bre.14, к которым в 1923 году добавились еще 40 машин. В сентябре 1926 года во Французском Марокко находились 301 единица Bre.l4А.2 и некоторое количество Bre.14В.2. Их дополняли 52 санитарных Bre.14Tbis Sanitaire. Франция сохранила авиационную санитарную службу для эвакуации раненых с передовой, а также выпускала гражданский вариант Bre.14Tbis для эксплуатации в колониях.
   ВВС США, базировавшиеся во Франции, в 1918 году использовали бомбардировщики Bre.14В.2 и учебно-тренировочные Bre.14Et.2. В 1920-х годах Bre.14 продолжали широко применяться во французских ВВС, последние машины сняли с эксплуатации лишь в 1932 году.
   Помимо военного применения Bre.14 совершил ряд известных дальних перелетов. Так, в январе 1919 года капитан Коли и лейтенант Роже дважды пересекли Средиземное море, пролетев 1609 км. 5 апреля того же года Роже перелетел из Лиона в Рим и обратно до Ниццы. Позднее Коли и Роже установили новый рекорд Франции по дальности полета, преодолев расстояние 1900 км между Ле-Бурже и Кенитрой, Марокко.


Варианты

   Bre.14T.2 Salon: гражданский вариант Bre.14, построенный в 1919 году. Сохранил заднюю кабину пилота; переднюю часть фюзеляжа расширили, чтобы получить двухместный пассажирский салон, вход в который осуществлялся через дверь по правому борту; несколько таких самолетов летали в составе авиакомпании СМА
   Breguet 14Tbis: появился в 1921 году, имел улучшенный салон с четырьмя окнами по каждому борту, над которыми находились четыре верхних иллюминатора; топливо размещалось во внешних обтекаемых баках. В начале 1920-х годов флот авиакомпании "Lignes Aeriennes Latecoere" составлял более 100 Bre.14, в основном Bre.14Tbis. Несколько Bre.14Tbis применялись в качестве санитарных машин в колониях; пять Bre.14Tbis, установленных на поплавковое шасси, в течение ряда лет эксплуатировались в качестве гражданских гидропланов во французской Гвиане


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Breguet Bre.14А.2

   Тип: двухместный разведчик и легкий бомбардировщик
   Силовая установка: двигатель Renault 12Fe Vee мощностью 300 л. с. (224 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 175 км/ч на 2000 м; набор высоты 2000 м за 6 мин 50 с; практический потолок 6000 м; длительность полета 2 ч 45 мин
   Масса: пустого самолета 1010 кг; максимальная взлетная 1536 кг
   Размеры: размах крыльев с оригинальными элеронами: верхнего 14,36 м, нижнего 12,40 м; длина 8,87 м; высота 3,30 м; площадь крыльев 47,50 м2
   Вооружение: неподвижный пулемет Vickers калибра 7,7 мм для стрельбы вперед по левому борту передней части фюзеляжа и два наводимых пулемета Lewis калибра 7,7 мм для стрельбы назад в кабине наблюдателя и бомбовая нагрузка до 40 кг (в варианте бомбардировщика - до 300 кг)
"Бреге-14B2" (сер. № неизвестен) из состава Br120. 9 июня 1918г. Ф.Фридрихс, по всей видимости, сбил бомбардировщик из этой эскадрильи.
Хорошо зарекомендовав себя в Первую мировую войну, Breguet 14 оставался на вооружении французских ВВС до конца 1920-х годов. На фотографии - Breguet 14A2 из 15-й эскадрильи 5-й группы 33-го авиаполка.
Breguet XIV A.2 военной авиации Серединной Литвы. Вильно, декабрь 1920 г
Как и в случае с британской коллекцией Шаттлуорта не все самолеты, участвующие в ежегодных показах на "La Ferte Alais", принадлежат коллекции Салиса. Например, там можно часто увидеть эту реплику Breguet 14P, принадлежащую частному лицу.
This reproduction Breguet 14 of the J. P. Salts Collection is seen at Bex on August 24, 1980.
"Бреге" 14B2
В первом полете AV Type XIV пилотировали сам Луи Бреге и главный инженер компании Луи Вьюлерм. В вариантах Bre.14А.2 и В.2 (на снимке) данный самолет принимал активное участие в боевых действиях.
"Бреге" Br.14 в составе ВВС РККА
Бреге XIV - герой фильма "Авиапочта"
В межвоенный период Breguet 14 активно эксплуатировался во французских колониях, в том числе в ходе боев с повстанцами в Сирии и Марокко. Данная машина применялась в Марокко в 1933 году против повстанцев в Риффе.
Армейская разведывательная эскадрилья, вооруженная самолетами Breguet 14A2, готовится к вылету на боевое задание на Западном фронте, февраль 1918 года.
A French Breguet 14 reconnaissance and bomber aircraft, similar to the type used for the German "visits" to RAF aerodromes in 1918.
Picture of the mystery Breguet 14B2, No 1333, which bears the markings of Escadrille BR 117.
The Coupe Bathiat was reserved for military pilots, and was over the course Paris, Angers, Paris: Our photograph shows Adjutant Joseph landing on his Breguet at le Bourget.
Подобно англичанам, быстро направившим на гражданскую службу часть своих знаменитых DH-9, аналогичным образом поступили и французы со своими лучшими легкими бомбардировщиками и разведчиками "Бреге-14".
Оснащенный двигателем Renault 12F, самолет Breguet 14 использовался в качестве разведчика или бомбардировщика.
«Бреге» XIV с опознавательными знаками Срединной Литвы
Breguet XIV F-AZBH photographed by KEITH WILSON/STARLINER AVIATION PRESS at La Ferte-Alais on June 10, 1984.
Данный Breguet 14 - реплика известного аэроплана, окрашенная в цвета компании "Lignes Aeriennes Latecoere", которая с 1919 года приступила к выполнению регулярных полетов в Африку. Компания эксплуатировала не менее 106 самолетов данного типа, часть из них имела одноместную кабину и возможность подвески под нижним крылом двух обтекаемых почтовых контейнеров (на снимке).
The Salis Collection's Breguet 14 replica F-AZBH.
One of the two Breguet XIV replicas in flight. This one was configured as a mail plane of the famous ‘Lignes Aeriennes Latecoere’.
В конце Первой мировой войны авиаслужба Американского экспедиционного корпуса имела на вооружении самолеты Breguet 14A2 и 14B2. Самолет на фотографии - один из немногих, вернувшихся после окончания войны в Маккук-филд, штат Огайо. Он привлекался к испытаниям двигателей Liberty.
«Бреге» XIV из состава 16-й эскадры Воздушных Сил Польши
Офицеры 16-й разведывательной эскадры накануне «бунта Желиговского». Аэродром Лида, октябрь 1920 г.
Проверка двигателя на только что поступившем в Китай французском легком бомбардировщике "Бреге-14".
A line-up of aircraft at Don Muang for the official ceremony for the return of the RSAS to Siam from Europe in March 1919. The Siamese aviators brought back several types of aircraft acquired in France, including, as seen here, some Nieuport 11s, 17s, Spad 7s and Breguet 14s.
With its Renault V12 engine running, a Breguet 14 of the Royal Siamese Air Service is prepared for take-off with a female passenger in the rear seat. The type became immensely popular with local people during visits to the country’s more remote outposts; for most it was their first experience of an aircraft
A Breguet 14 of observation unit Kong Bing Yai 2 at Don Muang in the early 1920s. The type established a reputation during the war in Europe as one of the finest Allied day bomber and observation aircraft. As well as providing sterling service for the French, some 370 examples of the type were delivered to the US Army Air Service.
A Breguet 14 of the RSAS at a flying display in the northern city of Lampang on February 28, 1924. The Breguets had individual numbers applied to their fins, this example bearing the number 11, forward of the rudder which is painted with stripes in the national colours of red, white and blue.
The Breguets of the RSAS were often adorned with motifs and paintings of particular relevance to the many donors who gave money for the acquisition of a “local” aircraft. This example has a shell motif painted on the fuselage, above which is inscribed the donor’s name.
The noted American military aviator and advocate of air power Brig-Gen William L. "Billy" Mitchell (seen in an RSAS Breguet 14) was touring Asia.
In July 1930 the nation’s first commercial aviation enterprise, the Aerial Transport Company of Siam Ltd, was established. Nevertheless, the RSAS was still occasionally tasked with flying services to some of the more remote areas not covered by the fledgling airline. Numbered “9”, this Breguet is seen here at Chiang Mai in 1934.
A Breguet 14 of Kong Bin Noi 2 at Don Muang in 1933, some weeks before the outbreak of the Siamese civil war. Most of the unit, as well as the vast majority of the RSAS, remained loyal to the government. Note the two upward-pointing Lewis guns fitted to the ring mounting attached to the observer’s position behind the pilot.
The Breguet 14 played an important role in the development of civil aviation in Siam, the RSAS using the type to inaugurate an airmail service to the north-eastern part of the country in June 1922. A seen here, the Breguets carried mail bags in nets on the side of the fuselage and in metal containers fitted under the lower wings outboard of the undercarriage.
A rare photograph of a formation of RSAS Breguet 14s in flight. Although perhaps not an aesthetic masterpiece, the Breguet 14 was an eminently practical aeroplane and was one of the first in the world to incorporate a large percentage of Duralumin - then still a relatively modern invention - in its construction. The type first flew in November 1916.
A Breguet 14A at Cricklewood after fitment of leading edge slats.
NEW WINE IN OLD BOTTLES : A Breguet type 14 A.2 has recently been fitted at Cricklewood with Handley Page automatic wing tip slots. We do not know what Mr. Cordes thought of testing the machine, but the photographs show that there are plenty of other cords (a piano) on board to help in the work.
The Breguet mail 'plane about to leave Hounslow for Paris in 1920.
Messrs. S. Instone and Co., Ltd., and their new London-Paris service from Hounslow Aerodrome: The French Breguet 'plane, also cleared for the Paris journey;
One of the French London-Paris Service Machines: The Breguet "F-CMAI."
The Breguet Type 14 was an extremely versatile aircraft produced in a variety of models. One of these, illustrated here, was the Bre 14T bis aeromedical aircraft which was extensively used by the French air arm in the 'twenties in Africa, Madagascar and Indo-China.
The capacious fuselage of the Breguet 14 lent it the flexibility to be adapted to various roles, the 14Tbis ambulance version being the most heavily modifed. Early ambulance variants, notably the 14S (S for Sanitaire) accommodated the stretchers behind the pilot, but the 14Tbis, as seen here, located the pilot well aft of the wings.
A wounded soldier is loaded aboard a Breguet 14Tbis ambulance variant of Kong Bin Yai 2. This was the definitive version of the ambulance variant, with the cockpit located well aft of the enclosed cabin, which could accommodate two stretchers.
Breguet 14Tbis отличался модифицированной кабиной с четырьмя большими окнами с каждого борта, а в модификации гидросамолета имел еще и центральный поплавок, стабилизирующие поплавки под центральной секцией нижнего крыла и небольшой хвостовой поплавок.
The Breguet limousine XIV T.B. "Ambulance."
The Breguet seaplane
The Breguet Seaplane: The undercarriage of all Breguet machines is so designed that a wheel undercarriage can be substituted for the floats, or vice versa, in a few hours.
The single-float Breguet seaplane.
THE PARIS AERO SHOW: may be seen the Breguet, the Liore et Olivier and the Handley Page
Five Breguet 14 fuselages in the final stages of construction before being mated to their wings at the Aeronautical Workshops at Don Muang. The high quality of the work undertaken by the Siamese at the workshops surprised many of the Western military attaches who visited the airfield
Side view of the Breguet "14T bis."
Breguet Type XIV