История Авиации 36
Д.Кондратков - В тени "Нептуна" /Крылья над морем/
P4M-1 Dasch-1 из состава патрульно-противолодочной эскадрильи VP-21. Авиабаза Патаксент Ривер, штат Мэриленд, США, июнь 1950 г.
P4M-1Q с фальшивыми кодами резервной патрульно-противолодочной эскадрильи VP-872. Авиабаза Аламеда, штат Калифорния, США, середина 50-х гг. Оборонительное вооружение снято.
P4M-1Q из состава эскадрильи электронной разведки VQ-1. Авиабаза Ивакуни, Япония, 1957 г.
P4M-1Q из состава эскадрильи электронной разведки VQ-2. Авиабаза Порт-Лиоте, Марокко, 1959 г.
P4M-1 Dasch-1 из состава патрульно-противолодочной эскадрильи VP-21 в полёте над морем. Хорошо видны выгоревшие от выхлопа двигателей панели верхней части крыла.
Временами некоторые "Нептуны" вообще не несли никаких бортовых обозначений строевых частей кроме опознавательных знаков ВВС США.
«Меркаторы» из состава эскадрильи VQ-1 на японской авиабазе Ивакуни.
Двигатель R4360-4 «Уосп Мейджор»
Этот самолет с бортовым номером PR3 был последним "Меркатором", снятым с вооружения.
Самолет из VQ-1 на авиабазе Аламеда в Калифорнии незадолго до списания, 1960г.
«Меркатор» с фальшивой маркировкой резервной эскадрильи VP-872 на авиабазе Аламеда, штат Калифорния, США, середина 50-х годов. Не совсем понятна ситуация с оборонительным вооружением - все три турели на месте, но пушки и крупнокалиберные пулеметы сняты.
"Меркатор" из состава эскадрильи VQ-2 на авиабазе в ПОрт Лиотей, Марокко, 1955г.
Для патрульно-противолодочного самолёта P4M-1 имел достаточно мощное оборонительное вооружение. На фото запечатлён P4M-1Q (сер. №124371) в аэропорту Никосии, Кипр, февраль 1952 г.
Сбит Mercator. 16 июня 1959г.: при выполнении разведывательного полета у берегов Северной Кореи самолет Martin P4M-1Q Mercator (№ 122209) из 1-й разведывательной эскадрильи ВМС США был атакован северокорейскими истребителями МиГ-17 - один член экипажа получил ранение, выведен из строя правый двигатель и частично система управления. Экипаж сумел выполнить аварийную посадку на авиабазе Михо в Японии. Снимок самолета сделан в январе 1958 года, после того как самолет повредил носовую опору шасси на авиабазе Ацуги в Японии.
Хотя объемы серийного выпуска P4M-1 исчислялись буквально двумя десятками машин, но сложность и неотработанность конструкции и особенно силовой установки вызвала немало инцидентов с этими машинами.