Описание
Страна : Россия
Год : 1915
Летающая лодка
Двухместная разведывательная и учебная летающая лодка
Варианты
- Григорович - М-1 - М-4 - 1913 - Россия
- Григорович - М-5 / М-20 - 1915 - Россия
М-5 Д. П. Григоровича
Дмитрий Павлович Григорович родился в 1883 году, карьеру авиаконструктора начал в 1913 году в Санкт-Петербурге на заводе Щетинина и Щербакова. В 1913 году сконструировал свою первую летающую лодку М-1. После революции 1917 года работал в Севастополе, Ленинграде и Москве. В Ленинграде на заводе "Красный летчик" организовал отдел морского опытного самолетостроения (OMOC).
На первой в мире летающей лодке М-1 был установлен ротативный мотор Gnome мощностью 50 л. с. с толкающим винтом. В 1914 году Д.П. Григорович построил летающую лодку М-2 с ротативным мотором Clerget мощностью 80 л. с., в том же году появилась и летающая лодка М-3 с ротативным мотором Gnome Monosoupape мощностью 100 л. с. Первым удачным гидропланом Григоровича стал М-4 (ЩМ-4). Для российского военного флота в 1914-1915 годах были построены четыре такие лодки - две для Черноморского флота и две для Балтийского. За М-4 в 1915 году последовала М-5 (ЩМ-5), выполненная по схеме полутораплана с однореданным корпусом.
Лодка имела деревянную конструкцию с обшивкой корпуса фанерой, поверхности управления обшиты полотном. За реданом корпус сводился на клин, к задней оконечности которого крепилось однокилевое вертикальное оперение и стабилизатор с рулями высоты. Лодка отличалась большим количеством стоек и расчалок. Мотор Gnome Monosoupape был установлен на стойках между крыльями. Летчик и наблюдатель размещены в открытой кабине бок о бок, с возможностью установки у наблюдателя пулемета.
Всего построено порядка 300 летающих лодок М-5, которые применялись на Черном и Балтийском морях в Первую мировую войну и в гражданскую. Уцелевшие гидропланы эксплуатировались в советском ВМФ до середины 1920-х годов. М-5 получилась очень удачной, прочная конструкция позволяла лодке выполнять взлет и посадку даже при сильном волнении моря.
Варианты
М-20: разработан в 1916 году на основе летающей лодки М-5 с мотором Le Rhone мощностью 120 л.с. Гидроплан М-20 строился ограниченной серией; крылья были как у М-5, корпус укорочен на 40 см; максимальная скорость 115 км/ч
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
М-5
Тип: двухместная разведывательная и учебная летающая лодка
Силовая установка: один ротативный мотор Gnome Monosoupape мощностью 100 л. с.
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 105 км/ч; время набора высоты 1000 м - 9 мин 24 с; практический потолок 3300 м; продолжительность полета 4 ч
Масса: пустого 660 кг; максимальная взлетная 960 кг
Размеры: размах крыла 13,62 м; длина 8,60 м; площадь крыльев 37,90 м!
Вооружение: один 7,62-мм пулемет Максим на турели, возможна подвеска небольших бомб под нижнее крыло
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2012-06 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (3)
Летающая лодка М-5 из состава корабельного авиаотряда гидрокрейсера "Император Николай I", 1916 г.
-
Авиация и Время 2008-05 / В.Заблоцкий - Корабли принимают самолеты
Летающая лодка М-5 из состава воздушных сил Черноморского флота идёт на взлёт, 1915 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (2)
Летающая лодка М-5 на скорости рулит по Неве в Петрограде
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (2)
Неизвестный М-5 только что спустили по вязкому берегу но воду, о чем свидетельствует оставленный след на песке. Данный экземпляр отличается более редким шагом нервюр в районе размещения элеронов
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (2)
М-5 летной школы им. Троцкого но спуске (слипе) Гутуевского острова в Петрограде. Ноябрь 1918 г.
-
Авиация и Космонавтика 2010-12 / А.Артемьев - Морская авиация отечества (5)
Летающая лодка Григоровича М-5
-
Мировая Авиация 143
М-5 стал первым массовым гидропланом российской постройки. По ходу серийного производства в конструкцию вносилось большое количество изменений.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (2)
М-5 с бортовым номером "7" из состава школы им. Троцкого в окружении технической команды. Гутуевский остров, ноябрь 1918 г. На заднем плане виден самолетный ящик с красноречивой надписью: "Заводъ С.С.Щетинина Петроградъ"
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (2)
Руководящий состав летной школы им. Троцкого у аппарата с бортовым номером "7". Часть авиаторов, явно из офицеров, еще носит российские кокарды на своих головных уборах. Другие личности, более похожие на мотористов или на комиссаров, не имеют вообще никаких знаков отличия, а у еще одного товарища на фуражке прикреплена "капуста" (или "краб") с красной звездой
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (2)
Ремонт двигателя "Гном Моносупап" на летающей лодке М-5
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (2)
М-5 на службе авиации Красного Воздушного флота. Различимы бомбодержатели под крылом, окованный воздушный винт и механизм ручного запуска двигателя, смещенный вправо
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
М-5 с флотским кодовым номером "37" из состава 1-го корабельного авиаотряда. Черное море, 1916 г.
Shchetinin M-5. -
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (2)
Учебные М-5 Бакинской летной школы на берегу Каспийского моря
-
Авиация и Космонавтика 2011-02 / А.Артемьев - Морская авиация отечества (7)
Подъем гидросамолета М-5 на борт корабля
-
АвиаМастер 1999-03 / В.Куликов - Славяно-британский авиакорпус на севере России /Белое дело/ (2)
"Шорт-184" английского гидроавиаотряда на Северной Двине. На заднем плане летающая лодка М-5.
Другие самолёты на фотографии: Short Type 184/225/827/830/310/320 - Великобритания - 1914
-
Авиация и Космонавтика 2012-08 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (5)
Балтийский М-20 в ходе скоростной рулежки по воде. Стоит отметить опознавательные вымпелы, возможно красного цвета, закрепленные на внешних крыльевых стойках
-
Авиация и Космонавтика 2012-08 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (5)
Летающая лодка Григоровича М-20
-
Авиация и Космонавтика 2012-08 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (5)
Летающая лодка М-20 в Ораниенбауме в 1918-19гг.
-
Авиация и Космонавтика 2012-08 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (5)
Поврежденный штормом М-20 из состава 4-го гидроотряда Красного Воздушного флота на морской станции в Петрозаводске в 1919г. Наиболее вероятно, что это аппарат, представленный на двух предыдущих снимках (серийный N 1588 или 1589)
-
Авиация и Космонавтика 2011-04 / А.Артемьев - Морская авиация отечества (8)
Летающие лодки М-5 в процессе постройки на ПРТВ С.С.Щетинина. На заднем плане видна другая продукция предприятия: монопланы "Ньюпор-IV" и ящики для санитарных повозок
Другие самолёты на фотографии: Nieuport Nieuport-IV - Франция - 1911
-
История Авиации 36 / В.Зарецкий, Р.Грошев - Подготовка летных кадров русской авиации в годы Первой Мировой войны (1914-1918гг) /Ты помнишь, как все начиналось?../
Летающая лодка М-5 конструкции Д.П.Григоровича из состава авиации Черноморского флота, 1915г. Самолёты этого типа эксплуатировались в составе авиачастей всех флотов и во всех учебных центрах морской авиации.
- Фотографии