RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Россия

Год : 1915

Летающая лодка

Двухместная разведывательная и учебная летающая лодка

Варианты

М-5 Д. П. Григоровича
  
   Дмитрий Павлович Григорович родился в 1883 году, карьеру авиаконструктора начал в 1913 году в Санкт-Петербурге на заводе Щетинина и Щербакова. В 1913 году сконструировал свою первую летающую лодку М-1. После революции 1917 года работал в Севастополе, Ленинграде и Москве. В Ленинграде на заводе "Красный летчик" организовал отдел морского опытного самолетостроения (OMOC).
   На первой в мире летающей лодке М-1 был установлен ротативный мотор Gnome мощностью 50 л. с. с толкающим винтом. В 1914 году Д.П. Григорович построил летающую лодку М-2 с ротативным мотором Clerget мощностью 80 л. с., в том же году появилась и летающая лодка М-3 с ротативным мотором Gnome Monosoupape мощностью 100 л. с. Первым удачным гидропланом Григоровича стал М-4 (ЩМ-4). Для российского военного флота в 1914-1915 годах были построены четыре такие лодки - две для Черноморского флота и две для Балтийского. За М-4 в 1915 году последовала М-5 (ЩМ-5), выполненная по схеме полутораплана с однореданным корпусом.
   Лодка имела деревянную конструкцию с обшивкой корпуса фанерой, поверхности управления обшиты полотном. За реданом корпус сводился на клин, к задней оконечности которого крепилось однокилевое вертикальное оперение и стабилизатор с рулями высоты. Лодка отличалась большим количеством стоек и расчалок. Мотор Gnome Monosoupape был установлен на стойках между крыльями. Летчик и наблюдатель размещены в открытой кабине бок о бок, с возможностью установки у наблюдателя пулемета.
   Всего построено порядка 300 летающих лодок М-5, которые применялись на Черном и Балтийском морях в Первую мировую войну и в гражданскую. Уцелевшие гидропланы эксплуатировались в советском ВМФ до середины 1920-х годов. М-5 получилась очень удачной, прочная конструкция позволяла лодке выполнять взлет и посадку даже при сильном волнении моря.


Варианты

   М-20: разработан в 1916 году на основе летающей лодки М-5 с мотором Le Rhone мощностью 120 л.с. Гидроплан М-20 строился ограниченной серией; крылья были как у М-5, корпус укорочен на 40 см; максимальная скорость 115 км/ч


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   М-5

   Тип: двухместная разведывательная и учебная летающая лодка
   Силовая установка: один ротативный мотор Gnome Monosoupape мощностью 100 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 105 км/ч; время набора высоты 1000 м - 9 мин 24 с; практический потолок 3300 м; продолжительность полета 4 ч
   Масса: пустого 660 кг; максимальная взлетная 960 кг
   Размеры: размах крыла 13,62 м; длина 8,60 м; площадь крыльев 37,90 м!
   Вооружение: один 7,62-мм пулемет Максим на турели, возможна подвеска небольших бомб под нижнее крыло

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии