Григорович М-5 / М-10 / М-20
Страна: Россия
Год: 1915
Летающая лодка

Двухместная разведывательная и учебная летающая лодка
Описание
Фотографии
М-5 Д. П. Григоровича
  
  Дмитрий Павлович Григорович родился в 1883 году, карьеру авиаконструктора начал в 1913 году в Санкт-Петербурге на заводе Щетинина и Щербакова. В 1913 году сконструировал свою первую летающую лодку М-1. После революции 1917 года работал в Севастополе, Ленинграде и Москве. В Ленинграде на заводе "Красный летчик" организовал отдел морского опытного самолетостроения (OMOC).
  На первой в мире летающей лодке М-1 был установлен ротативный мотор Gnome мощностью 50 л. с. с толкающим винтом. В 1914 году Д.П. Григорович построил летающую лодку М-2 с ротативным мотором Clerget мощностью 80 л. с., в том же году появилась и летающая лодка М-3 с ротативным мотором Gnome Monosoupape мощностью 100 л. с. Первым удачным гидропланом Григоровича стал М-4 (ЩМ-4). Для российского военного флота в 1914-1915 годах были построены четыре такие лодки - две для Черноморского флота и две для Балтийского. За М-4 в 1915 году последовала М-5 (ЩМ-5), выполненная по схеме полутораплана с однореданным корпусом.
  Лодка имела деревянную конструкцию с обшивкой корпуса фанерой, поверхности управления обшиты полотном. За реданом корпус сводился на клин, к задней оконечности которого крепилось однокилевое вертикальное оперение и стабилизатор с рулями высоты. Лодка отличалась большим количеством стоек и расчалок. Мотор Gnome Monosoupape был установлен на стойках между крыльями. Летчик и наблюдатель размещены в открытой кабине бок о бок, с возможностью установки у наблюдателя пулемета.
  Всего построено порядка 300 летающих лодок М-5, которые применялись на Черном и Балтийском морях в Первую мировую войну и в гражданскую. Уцелевшие гидропланы эксплуатировались в советском ВМФ до середины 1920-х годов. М-5 получилась очень удачной, прочная конструкция позволяла лодке выполнять взлет и посадку даже при сильном волнении моря.


Варианты

  М-10: появившийся в 1916 году гидроплан М-10 имел такой же двигатель Gnome Monosoupape, как у М-5, и аналогичный корпус, но отличался крылом уменьшенного размаха, и верхнее крыло было немного больше нижнего; размах верхнего крыла составлял 9,20 м, длина лодки - 8,60 м; снижение лобового сопротивления позволило увеличить максимальную скорость до 125 км/ч
  М-20: разработан в 1916 году на основе летающей лодки М-5 с мотором Le Rhone мощностью 120 л.с. Гидроплан М-20 строился ограниченной серией; крылья были как у М-5, корпус укорочен на 40 см; максимальная скорость 115 км/ч


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  М-5

  Тип: двухместная разведывательная и учебная летающая лодка
  Силовая установка: один ротативный мотор Gnome Monosoupape мощностью 100 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 105 км/ч; время набора высоты 1000 м - 9 мин 24 с; практический потолок 3300 м; продолжительность полета 4 ч
  Масса: пустого 660 кг; максимальная взлетная 960 кг
  Размеры: размах крыла 13,62 м; длина 8,60 м; площадь крыльев 37,90 м!
  Вооружение: один 7,62-мм пулемет Максим на турели, возможна подвеска небольших бомб под нижнее крыло
Летающая лодка М-5 из состава корабельного авиаотряда гидрокрейсера "Император Николай I", 1916 г.
Взлет гидросамолета М-5
Летающая лодка М-5 на скорости рулит по Неве в Петрограде
Неизвестный М-5 только что спустили по вязкому берегу но воду, о чем свидетельствует оставленный след на песке. Данный экземпляр отличается более редким шагом нервюр в районе размещения элеронов
М-5 летной школы им. Троцкого но спуске (слипе) Гутуевского острова в Петрограде. Ноябрь 1918 г.
Летающая лодка Григоровича М-5
М-5 стал первым массовым гидропланом российской постройки. По ходу серийного производства в конструкцию вносилось большое количество изменений.
М-5 с бортовым номером "7" из состава школы им. Троцкого в окружении технической команды. Гутуевский остров, ноябрь 1918 г. На заднем плане виден самолетный ящик с красноречивой надписью: "Заводъ С.С.Щетинина Петроградъ"
Руководящий состав летной школы им. Троцкого у аппарата с бортовым номером "7". Часть авиаторов, явно из офицеров, еще носит российские кокарды на своих головных уборах. Другие личности, более похожие на мотористов или на комиссаров, не имеют вообще никаких знаков отличия, а у еще одного товарища на фуражке прикреплена "капуста" (или "краб") с красной звездой
Ремонт двигателя "Гном Моносупап" на летающей лодке М-5
М-5 на службе авиации Красного Воздушного флота. Различимы бомбодержатели под крылом, окованный воздушный винт и механизм ручного запуска двигателя, смещенный вправо
М-5 с флотским кодовым номером "37" из состава 1-го корабельного авиаотряда. Черное море, 1916 г.
Учебные М-5 Бакинской летной школы на берегу Каспийского моря
Подъем гидросамолета М-5 на борт корабля
"Шорт-184" английского гидроавиаотряда на Северной Двине. На заднем плане летающая лодка М-5.
Летающая лодка М-10 в ходе скоростного руления по воде
Балтийский М-20 в ходе скоростной рулежки по воде. Стоит отметить опознавательные вымпелы, возможно красного цвета, закрепленные на внешних крыльевых стойках
Летающая лодка Григоровича М-20
Летающая лодка М-20 в Ораниенбауме в 1918-19гг.
Поврежденный штормом М-20 из состава 4-го гидроотряда Красного Воздушного флота на морской станции в Петрозаводске в 1919г. Наиболее вероятно, что это аппарат, представленный на двух предыдущих снимках (серийный N 1588 или 1589)
Летающие лодки М-5 в процессе постройки на ПРТВ С.С.Щетинина. На заднем плане видна другая продукция предприятия: монопланы "Ньюпор-IV" и ящики для санитарных повозок