Туполев Ту-128
Варианты:
Туполев - Ту-128 - 1961 - Россия
Страна: Россия
Год: 1961


Дальний перехватчик
Описание
Фотографии
Ту-128

  Неудовлетворительные характеристики Як-25 как перехватчика ПВО и неудача программы разработки Ла-250 привели к разработке в ОКБ А. Н. Туполева тяжелого барражирующего перехватчика Ту-128. Главным назначением Ту-128 являлось уничтожение американских бомбардировщиков и ракетоносцев до сброса ими боевой нагрузки в районах, лишенных сплошного радиолокационного поля, то есть - в Арктике.
  Перехватчик проектировался на основе опытного сверхзвукового бомбардировщика Ту-98, выполнившего первый полет в 1956 году. Проект Ту-98, однако, кардинальным образом переделали. Ту-128 отличался новым фюзеляжем, выполненным с учетом правила площадей, в средней части которого разместили восемь топливных баков, а в хвостовой установили два ТРДДФ АЛ-7Ф.
  С учетом крыльевых баков общая емкость внутренних баков на серийных Ту-128 достигла 18600 л. Запаса топлива хватало для барражирования в заданном районе в течение 2 часов.
  Прототип выполнил первый полет 18 марта 1961 года. Из-за проблем с доводкой самолета испытания затянулись до 1966 года.
  В части ИА ПВО перехватчики начали поступать в апреле 1965 года, хотя серийное производство началось год спустя. До 1970 года построили 188 Ту-128, включая десять учебно-тренировочных Ту-128УТ с двойным управлением (еще четыре "УТ" конвертировали из "боевых" Ту-128).
<...>
  В конце 1970-х годов большинство перехватчиков доработали в Ту-128М с РЛС "Смерч-М" и УР Р-4М. Ту-128 эксплуатировались до начала 1990-х годов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-128

  Тип: дальний перехватчик
  Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-7Ф КБ А. М. Люльки тягой по 98,1 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 1912 км/ч (М=1,8); практический потолок 15 600 м; дальность с боевой нагрузкой 2565 км
  Масса: пустого 25 960 кг; максимальная взлетная 43 000 кг
  Размеры: размах крыла 17,53 м; длина 30,06 м; площадь крыла 96,94 м2
  Вооружение (Ту-128М): четыре УР "воздух-воздух" Р-4РМ/РТ, обычно подвешивали две ракеты с радиолокационной полуактивной ГСН и две - с тепловой ГСН
Ту-128 и Ту-128М состояли на вооружении истребительных авиаполков ПВО. Самолеты не окрашивались, за исключением черной антибликовой полосы перед фонарем кабины и серого или зеленого обтекателя РЛС. Символика была ограничена опознавательными знаками и двухзначными бортовыми номерами.
Ту-128. Поступил в эксплуатацию в 1965 г. Построено около двухсот самолетов. До появления истребителя-перехватчика МиГ-31 оставался самым дальним и самым мощным перехватчиком в мире. После модернизации в вариант Ту-128М продолжал состоять на вооружении до 1988 г. Отдельные экземпляры оставались в строю до 1992 г. Всего же Ту-128 летали в шести иап
Ту-128М командира 1-й АЭ 64-го АП м-ра В.И.Анохина. Аэродром Омск-северный, 1985г.
Ту-128 сняли с вооружения И А ПВО в 1992 году, заменив на Су-27П и МиГ-31. На снимке: прототип Ту-128 с поздними ракетами Р-4 в музее ВВС в Монино.
Первый прототип Ту-128
Первый прототип Ту-128 в ходе испытаний. Под фюзеляжем - обтекатель КЗА
Первый опытный "128" на воздушном параде в Тушино, 9 июля 1961г.
The long-range interceptor code-named "Fiddler", armed with "Ash" air-to-air missiles.
31-й полет прототипа Ту-128 стал первой публичной демонстрацией тяжелого перехватчика на воздушном параде в Тушине в июне 1961 года. На серийных самолетах фальшкили не устанавливали. Огромный подфюзеляжный обтекатель скрывает испытательную аппаратуру, но в западных СМИ до сих пор ходит легенда об установленной здесь РЛС.
Первый опытный Ту-128 в Монинском музее
Первый прототип Ту-128 занял место в Музее ВВС в Монино
Второй самолет второй серии на госиспытаниях. Под крылом - макеты ракет К-80
Ту-128 из состава 72-го гв. авиаполка. Амдерма, 1986г.
Самолеты Ту-128 из состава 72-го гв. иап, аэродром Амдерма
Базировались Ту-128, главным образом, на северных аэродромах (например, в Амдерме) и в Сибири (Омск). Именно оттуда проще было бы перехватывать американские бомбардировщики, маршрут которых к целям в случае войны лежал через Северный полюс. Полк Ту-128 прикрывал атомный полигон в Семипалатинске.
Этот Ту-128 служил учебным пособием в ШМАСе
Дежурные силы 350-го авиаполка. Братск, 1986 г.
Воздухозаборники Ту-128 были больше воздухозаборников Ту-98, и расположили их ниже. Сечение воздухозаборников регулировалось подвижными полуконусами.
Экипаж Ту-128 обсуждает маршрут полета. Звездочки на борту свидетельствуют о реальных пусках ракет, выполненных с этого самолета
Экипаж Ту-128 состоял из летчика и штурмана-оператора. Ракеты Р-4 были разработаны специально для перехватчика Ту-128, ни один другой самолет нести их не мог. Масса УР Р-4Р - 492 кг, длина - 5,45 м, масса боевой части - 50 кг.
Tu-28P all-weather interceptor with “Ash” infra-red missile on inboard pylon under port wing
Ту-128 из состава 356-го авиаполка. Аэродром Жана-Семей (Семипалатинск-1), 1981г.
Взлетная дистанция для самолета таких размеров была сравнительно небольшой благодаря наличию щелевых закрылков большой площади. Взлетает Ту-128 с двумя подвешенными ракетами. Сократить посадочную дистанцию, помимо закрылков, помогал тормозной парашют.
В системе ПВО СССР дальние Ту-128 отлично дополняли ЗРК и обычные перехватчики.
Этот снимок Ту-128 обошел многие авиационные справочники мира
Обладавший исключительно большим радиусом действия Ту-128 "Fiddler" был вооружен четырьмя ракетами класса "воздух - воздух" Р-4 (АА-5 "Ash"). Этот Ту-128 несет оба типа АА-5: ракеты на внешних пилонах оснащены инфракрасной самонаводящейся головкой, а ракеты на внутренних пилонах снабжены РЛС.
На авиационном параде 1967 года в Домодедово принимали участие Ту-128 из 518-го и 445-го авиаполков
Tupolev Tu-28P all-weather interceptors, code-named “Fiddler", each armed with four underwing "Ash" missiles
В воздушном параде 1967 года в Домодедово приняли участие Ту-128 из 518-го ИАП ПВО (авиабаза Талаги) и 445-го ИАП ПВО (Савватия/Котлас). Оба полка входили в состав 10-й армии ПВО.
В парадном строю звено тяжелых перехватчиков Ту-128
Серийные Ту-128, Домодедово, парад 1967г.
Ту-128М
Ту-128М (заводской N 501304) из 356-го АП выруливает на старт. Под крылом подвешены учебные ракеты: на левом внутреннем пилоне - Р-4Т, правом внешнем - Р-4Р. Такая "диагональная" подвеска практиковалась при выполнении учебных полетов. Семипалатинск, 1981г.
Ту-128М (заводской N 504202) из 356-го АП. Семипалатинск, осень 1980г.
Самолеты ПВО на базе хранения авиатехники. На переднем плане - Ту-128М (заводской N 504202). Хорошо видны антенны Р-832, РВ-4М, ДИСС-2А. Ржев, 26 апреля 1994г.
Ту-128М (заводской N 502902) из 350-го АП на родном аэродроме в Братске (верхнее фото) и на аэродроме Хатанга во время последнего своего "визита" в Заполярье летом 1987г.
Ту-128М из 350го АП рулит после посадки. Братск, 1986г.
Ту-128М из 64-го АП. Аэродром Омск-северный
Ту-128М из 72-го Гв.АП перед вылетом. Андерма, май 1986г.
Ракеты Р-4 (К-80) - оружие Ту-128. На радиолокационную головку самонаведения надет защитный колпак
Внешний пилон на первом прототипе Ту-128
Внешний пилон Ту-128 поздних серий
Внутренний пилон серийного Ту-128
Вертикальное оперение Ту-128
На вершине киля некоторых Ту-128М устанавливался обтекатель антерры радиостанции Р-846
Цельноповоротный стабилизатор Ту-128 имел и рули высоты
Механизация крыла Ту-128
Низ фюзеляжа Ту-128 в районе воздухозаборников
Основная опора шасси
Передняя опора шасси
Верхняя поверхность крыла
Верхняя поверхность хвостовой части фюзеляжа
Переоборудование Ту-128 в летающую лабораторию по программе Ту-28А
Приборная доска летчика
Левый борт кабины летчика
Приборная доска штурмана-оператора
Левый борт кабины штурмана-оператора
Фонарь кабины экипажа Ту-128 (колпаки открыты)
Колпаки фонаря закрыты
Модель Ту-128А
Компоновочная схема Ту-128 с АЛ-7Ф-2
Компоновка самолета "128"
Схемы боевых порядков отряда Ту-128 (способ "17 x 36")
Three-view drawing of "Fiddler"
Tupolev Tu-28P supersonic twin-jet all-weather interceptor
Ту-128
Ту-128
Ту-128М (с радиостанцией Р-846)
Ту-128УТ серийный