Fairey Battle
Страна: Великобритания
Год: 1936


Легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
Battle
Fairey Battle
Flight, March 1936
POSTERITY ... SHALL HEAR of these BATTLES
Фотографии:

Кабина (3)

Battle

Легкий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М.Лобеля. Первый полет совершил 10 марта 1936 г. Серийный выпуск начался с апреля 1937 г. на заводах "Фэйри" (Стокпорт) и "Остин моторс" (Бирмингэм). Всего построено 2201 экз. Мотор "Мерлин" I/II/III/V, вооружение 2x7,69 (полевые переделки - 3x7,69), бомбы до 454 кг.
Состоял на вооружении в Великобритании с мая 1937 г., в Бельгии - с марта 1936 г., в Турции - с сентября 1939 г., в Греции -с декабря 1939 г., в ЮАС - с августа 1940 г., а также использовался как учебный с 1940 г. в Австралии, Канаде, Индии и Новой Зеландии.
Выпускались два основных варианта:
  - для английских ВВС;
  - экспортный для Бельгии с удлиненными воздухозаборниками и иной выхлопной системой.
Выпускались также несколько учебных модификаций и вариант буксировщика мишеней-рукавов.
С сентября 1939 г. "бэттлы" британского экспедиционного корпуса во Франции начали вести разведку приграничных районов Германии. В мае - июне 1940 г. эти самолеты широко использовались в боях во Франции и Бельгии, до конца октября они наносили удары из Англии по побережью Франции, Германии и Нидерландов. С ноября почти все "бэттлы" были переданы в учебные части или проданы за границу. Как морские разведчики они продолжали летать с баз в Исландии до июня 1941 г.. Бельгийские самолеты приняли участие в обороне страны в мае 1940 г., греческие с октября 1940 г. действовали против итальянских войск в Албании, в апреле 1941 г. - против немцев. Южноафриканские "бэттлы" с августа 1940 г. воевали с итальянцами в Восточной Африке (до середины августа 1941 г.)
"Бэттл" сняли с производства в ноябре 1940 г. Как учебный самолет он использовался до конца войны в Англии, ЮАС, Канаде. Греческие и бельгийские машины полностью уничтожены в ходе боевых операций.


"Бэттл" I||
Размах:||16,46 м
Длина:||15,4 м
Моторы, количество х мощность:||1x1030 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4900 кг
Максимальная скорость:||386 км/ч
Практический потолок:||7180 м
Дальность:||1680 км

Fairey Battle

Прототип Fairey Day Bomber совершил первый полет 10 марта 1936 года, он создавался компанией в ответ на Спецификацию (TTT) P.27/32 на двухместный однодвигательный бомбардировщик-моноплан. Согласно Спецификации, новый самолет должен был с боевой нагрузкой 454 кг бомб развивать скорость 322 км/ч и обладать дальностью полета 1609 км. Прототип превосходил заданные характеристики и в тендере, в котором также принимали участие проектные предложения компаний "Armstrong Whitworth", "Bristol" и "Hawker", стал убедительным фаворитом. Первый серийный контракт на 155 самолетов - по обновленной спецификации P.23/35 - был заключен в 1935 году, то есть даже до первого полета прототипа. Первый серийный самолет, названный Battle, строился в Хейзе, графство Мидлсекс, но второй и последующие строившиеся компанией "Fairey" самолеты выпускались на территории нового завода в Хитон Чапель (Стокпорт). Для увеличения тяговооруженности самолетов Battle компания "Rolls-Royce" получила первый заказ на свои знаменитые двигатели Merlin I мощностью 1030 л. с. (768 кВт), которыми были оснащены первые 136 самолетов Battle Mk I, построенных "Fairey". С появлением двигателей Merlin модификаций от Mk II до Mk V менялось соответственно и обозначение самолетов: от Battle Mk II до Battle Mk V.
  Самолет Battle - свободнонесущий цельнометаллический моноплан, имевший полотняную обшивку рулевых поверхностей. Машина получила традиционное хвостовое оперение и убирающееся трехопорное шасси с хвостовым колесом, колеса основных стоек которого в убранном положении частично выступали из крыла. В фюзеляже под общим фонарем друг за другом были размещены места для пилота и стрелка. К концу 1937 года компания "Fairey" построила 85 самолетов Battle, первый из них в мае 1937 года поступил в 63-ю эскадрилью в Апвуде. После поступления первых заказов, производственные субподряды были размещены и на фирме "Austin Motors". Тем временем, последние 19 самолетов Battle из первоначального заказа компании "Fairey" на 155 машин были оснащены двигателями Merlin II, которыми также стали оснащать машины, строившиеся "Austin Motors". В июле 1938 года в воздух поднялся первый самолет, построенный на заводе в Лонгбридже, а к концу того же года здесь были собраны уже 29 машин. После того, как "Austin Motors" построила 60 самолетов, на машины стали устанавливать двигатели Merlin III.
  К началу Второй мировой войны было построено более 1000 самолетов - первыми боевое крещение получили самолеты 226-й эскадрильи, направленной во Францию в составе экспедиционных сил. Однако их участие в боевых действиях во Франции наглядно продемонстрировало неспособность самолета противостоять вражеским истребителям. 10 мая 1940 года самолеты Battle без сопровождения истребителей, атакуя с высоты всего 76 м бомбами замедленного действия, попали под сильный огонь зенитных орудий. Из 32 самолетов 13 были сбиты, а остальные получили повреждения. На следующий день были потеряны семь из восьми самолетов, 12 мая были потеряны все пять самолетов из 12-й эскадрильи, которым удалось разрушить один и повредить другой важные в стратегическом плане мосты через Альберт-канал. После 14 мая, когда 35 из 63 самолетов не вернулись из боевого вылета, карьера Battle как дневного бомбардировщика была закончена, и они использовались чаще всего только в качестве учебно-тренировочных самолетов. Были построены 100 учебных самолетов Battle (T) с двойным управлением и раздельными кабинами, а также 266 самолетов-буксировщиков мишеней Battle (TT).
  
  Последняя серийная модель Battle - самолет-буксировщик мишеней Battle TT.Mk I - выпускался на заводе компании "Austin Motors" (построено 266 самолетов, большое количество переоборудовано), последняя такая машина была получена заказчиком 2 сентября 1940 года, после чего суммарный выпуск достиг 2203 самолетов Battle, включая прототип. Канада эксплуатировала 739 самолетов Battle - они использовались в качестве тренировочных и самолетов-буксировщиков мишеней (в рамках программы совместной подготовки летчиков союзной авиации - Commonwealth Air Training Plan; первый самолет канадские ВВС получили в Кэмп-Бордене в августе 1939 года); австралийские ВВС получили четыре построенных британцами самолета Battle и 360 самолетов, собранных в Австралии, включая 30 самолетов-буксировщиков мишеней. Другими получателями самолетов стали: Бельгия (18 самолетов построены по лицензии компанией "Avions Fairey"), Турция (29 машин), Южная Африка (около 190) и Ирландия (приземлившийся в ирландском Вотерфорде в 1941 году один самолет британских ВВС был интернирован, а позднее включен в национальный авиационный корпус). Несколько самолетов Battle использовались в качестве летающих лабораторий для испытаний двигателей Napier Dagger и Sabre, Bristol Hercules и Taurus, Rolls-Royce Exe и Merlin XII, а также Fairey Prince. Другие самолеты использовались для экспериментов с различными типами воздушных винтов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fairey Battle Mk I

  Тип: легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
  Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Merlin I мощностью 1030 л. с. (768 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 414 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 338 км/ч; набор высоты 1525 м - за 4 мин 6 с; практический потолок 7620 м; дальность 1609 км
  Масса: пустого 3015 кг; максимальная взлетная 4895 кг
  Размеры: размах крыла 16,46 м; длина 12,90 м; высота 4,72 м; площадь крыла 39,20 м2
  Вооружение: один фиксированный стреляющий вперед 7,7-мм пулемет Vickers в правом носке крыла и один наводимый 7,7-мм пулемет Vickers "K" для обороны задней полусферы (в задней части кабины), плюс до 680 кг вооружений в двух крыльевых отсеках и на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно четыре 113-кг бомбы во внутренних отсеках и две 113-кг бомбы на внешних узлах подвески

Flight, March 1936

POSTERITY ... SHALL HEAR of these BATTLES
The Fairey Battle, First of the New High-Performance Medium Bombers: Stressed-skin Construction: All Armament Stowed Inside

  "NO speed figures can be given for the “Battle,” but the Air Ministry raise no objection to it being disclosed that, slightly over ten minutes after leaving the Fairey aerodrome, the machine could be over the South Coast." If one had any real doubts about the sense - or otherwise - of recent secrecy-mongering by the Air Ministry, they were dispelled by this sentence from the “approved” information handed out to representatives of the Press at the recent demonstration at Fairey's aerodrome at Heath Row, when Fit. Lt. C. S. Staniland gave one of his usual "finished" displays of demonstration flying. Slow rolls very close to the ground, loops, upward rolls and vertically banked circuits of the aerodrome were the outstanding items from the spectacular point of view. To the more seriously minded, these evolutions were impressive because of the evidence which they provided of the ability of a two-seater medium bomber to be manoeuvred almost as rapidly as a single-seater fighter.
  Owing to the fact that the Battle is fitted with a supercharged engine, the Rolls-Royce Merlin, it was not, of course, possible for Fit. Lt. Staniland to fly past at the machine's maximum speed of Harmondsworth-to-the-South-Coast-in-slightly-more-than-ten-minutes, but in the dives he must have approached that speed quite closely, and the spectacle was certainly convincing.
  In its general design the Fairey Battle is a low-wing cantilever monoplane, characterised by wings of fairly high aspect ratio and by a beautifully slim fuselage, which appears as near to streamline perfection as it is practicable to get. The "Perspex" fairing over the cockpits cannot, one would think, reduce the speed by very much, and the only other excrescences of any importance are the tail wheel, faired portions of the main wheels, the wireless mast, and the arm carrying the pitot tube of the airspeed indicator. Such items as navigation lights and landing lights are completely buried inside the wings, and all armament is also carried internally, the Rotax orientable landing lights in the leading edge just beyond the undercarriage, and the red and green navigation lights in covered cut-outs at the wing tips.
  From a structural point of view the Battle is interesting chiefly on account of the use of stressed-skin construction. At present the actual details may not be disclosed, but the workmanship was a joy to behold. It is by no means easy to persuade a thin metal skin to lie absolutely smooth. Usually the appearance is marred by unsightly waves in the panels between the reinforcing internal stringers, no matter how small these panels are made. In the Battle the unsupported areas are quite small, to be sure, but even allowing for this fact, the total absence of waves and wrinkles is remarkable and is a testimony to the skill oа designers and workers alike. This applies to the wings as well.
  It is almost superfluous to say that the Battle is equipped with large fillets at the wing roots, split trailing-edge flaps, retractable undercarriage, and trimming tabs on elevators and rudder. No modern military aircraft could be considered up to date without these. In this connection one might recall a fact sometimes apt to be overlooked: the Fairey Aviation Company was the first to introduce the trailing-edge flap, not only as a means to securing lower landing speed, but for improving the cruising speed by bringing the fuselage to the attitude corresponding to minimum drag. The early Fairey flaps were not of the "split" type, that is a later development, but they did have a very considerable effect on performance. Incidentally, it is interesting to note, and is, perhaps, significant, that the Battle is not fitted with Handley-Page wing-tip slots.

Undercarriage Retraction

  The retractable undercarriage has a somewhat unusual operating gear. The rods of the hydraulic rams project at an angle of approximately 45 deg. behind the telescopic struts. The drag during take-off is probably unimportant, but one would have thought that these rods would be likely to become covered with dust and grit during the takeoff, and that some of this might be likely to be dragged into the cylinders.
  Each Dunlop wheel is carried on a single, semi-cantilever strut, and is provided with a small mudguard. The wheels retract into the wing by being swung back and up, a fairing under the trailing edge of the wing serving to reduce the air drag of the wheel portion which is not quite buried inside the wing. A warning device is fitted which, when the engine is throttled back, shows the word "wheels" in lights on the dashboard, and an electric horn blows. As the undercarriage begins to extend, the word disappears and the horn ceases to blow, while a red light appears instead and remains until the wheels are fully down; a green light then appears. The undercarriage is hydraulically operated by an engine-driven pump, a hand pump being provided for emergencies.
  The power plant used in the Fairey Battle is a Rolls-Royce Merlin. This twelve-cylinder engine is of the vee type, with liquid cooling. Its small frontal area can be gathered from the photograph on p. 320. The engine drives a three-bladed Fairey metal airscrew, and during the demonstrations it was obvious that with the Battle a speed range has been reached at which a V.P. airscrew would materially improve the initial acceleration from standing start to take-off. With flaps down, the approach was steep and the speed at which the Battle hung in the air remarkably low. But the machine does definitely seem to need the V.P. airscrew before it can give the very best of which it is capable. Given that extra refinement, one feels that it could operate from quite small aerodromes.
  Little may be said of the military features of the Battle, but an examination of the illustrations shows that the crew are so placed that they obtain a very excellent view. The pilot is almost over the leading edge, and the gunner is in line with the trailing edge of the wing roots. Single-seater fighters would not find it too easy to attack a formation of these machines, even if the fighters had a considerable reserve of speed.
Стрелок "Бэттла" из 300-й (польской) эскадрильи RAF. Хорошо видна пулеметная установка.
The gunner of a Fairey Battle using 2in ring and bead sights.
Battle имел кабину для экипажа из трех человек, включая пилота, бомбардира/наблюдателя (на снимке) и бортстрелка радиста.
«Где физически можно раэмеапить штурмана бомбардира в кабине одномоторного бомбардировщика?», - почти истерично вопрошает Марк Солонин на с.81 своей книги «На мирно спящих аэродромах... 22 июня 1941 года». Судя по этому снимку, перед английскими специалистами и военными данная проблема не стояла. Более того, за всё время эксплуатации «Бэттлов» нареканий на тесноту мест экипажа от авиаторов не поступало.