Bachem Ba.349 Natter
Страна: Германия
Год: 1945


Истребитель-перехватчик объектовой ПВО
Описание
Фотографии
Bachem Ba 349 Natter

  Острая потребность Люфтваффе в начале 1944 года в оружии, с помощью которого можно было бороться с бомбардировщиками союзников, вылилась в требование Министерства авиации Германии к фирмам "Heinkel", "Junkers", "Messerschmitt" и "Bachem" создать недорогую и частично спасаемую пилотируемую ракету.
  Для дальнейшей разработки выбрали Bachem BP 20 Natter (Adder), присвоив ему официальное обозначение Ba 349. КБ "Bachem" под руководством Э. Бахема и Г. Бетхбедера разработало относительно примитивный фюзеляж, сделав упор на легкость изготовления неквалифицированными рабочими без использования сложного производственного оборудования. Короткие, похожие на обрубки крылья не имели элеронов, боковое управление осуществлялось рулями высоты. В фюзеляже с небольшой кабиной размещался маршевый ракетный двигатель Walter 109-509A-2, обеспечивавший в течение 70 с тягу 16,67 кН, но мог работать и на малой тяге 1,47 кН для большей длительности нахождения в воздухе. Самолет должен был запускаться вертикально, подъемная сила обеспечивалась четырьмя твердотопливными ракетными двигателями Schmidding 109-533, установленными попарно по обеим сторонам фюзеляжа, каждый обеспечивал тягу11,77 кН в течение 10 секунд, затем отстреливался.
  Первые из пятнадцати Natter поступили на испытания 8 октябре 1944 года и использовались для оценки управляемости без двигателей; их буксировали Не 111. В декабре последовали пилотируемые испытания на планирование, затем прошли неуправляемые полеты с применением только стартовых двигателей. Первый вертикальный пуск со стартовыми и маршевыми ракетными двигателями, но по-прежнему без летчика, состоялся 23 февраля 1945 года. Несколько дней спустя погиб летчик-испытатель Лотар Зиберт, когда во время первого и, вероятно, единственного в мире пилотируемого вертикального пуска фонарь кабины сорвало в полете, и самолет рухнул с высоты около 1525 м.
  Тактика применения Natter предусматривала его вертикальный пуск на автопилоте, а после того, как летательный аппарат оказывался над бомбардировщиками противника, летчик должен был взять управление на себя. Потом пилот в пологом пикировании отстреливал носовой конус, под которым находились 24 штуки 73-мм реактивных снарядов Henschel Hs 217 Fohn или 33 штуки 55-мм PC типа R4M. После пуска PC пилот должен был покинуть зону боя и приготовиться к покиданию самолета. После отстегивания привязных ремней летчиком, вся носовая часть расцеплялась ручкой управления, которая подавалась вперед, чтобы открыть вначале предохранительные защелки, а затем механические фиксаторы отделения носовой части от фюзеляжа. После отделения передней части фюзеляжа летчик выбрасывался воздушным потоком за счет торможения задней части, выпускавшей спасательно-тормозной парашют, давая возможность пилоту спуститься на своем парашюте. Заднюю часть фюзеляжа предполагалось подбирать, чтобы повторно использовать ракетный двигатель Walter.


Варианты

  Ba 349A: исходный серийный вариант, заказано 200 самолетов (50 для Люфтваффе и 150 для СС); построено около 20, но ни один в боевых условиях не применялся
  Ba 349B: улучшенный вариант с крылом и хвостовым оперением увеличенного размера, более мощным ракетным двигателем Walter 109-509C тягой 19,61 кН и эффективным управлением со снижением тяги до 1,96 кН, увеличенной емкостью топливной системы и двумя дополнительными 30-мм пушками


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bachem Ba 349A Natter

  Тип: истребитель-перехватчик объектовой ПВО
  Силовая установка: маршевый ракетный двигатель Walter 109-509A-2 тягой 16,67 кН и четыре стартовых ракетных двигателя Schmidding 109-533 тягой 11,77 кН
  Характеристики (расчетные): максимальная скорость на уровне моря 800 км/ч; начальная скороподъемность 11100 м/мин; практический потолок 14 000 м; радиус действия на высоте 12 000 м - 40 км
  Масса: максимальная взлетная 2200 кг
  Размеры: размах крыла 3,60 м; длина 6,10 м; площадь крыла 2,75 м-
  Вооружение: 24 штуки 73-мм PC Fohn или 33 штуки 55-мм PC R4M
Для транспортировки Ba 349 к пусковой установке использовалась тележка. На фотографии около Ba 349A виден один из твердотопливных стартовых ракетных двигателей.
The vertically launched, rocket powered Bachen Ba 349A represented the ultimate in German World War II manned local, or point air defence capability. Armed with twenty four 73mm rocket projectiles in its nose, the Ba 349A's single 3.748lb Waiter HWK 509A-2 liquid fuel rocket was augmented for launching with two 2,756lb solid fuel jettison-able boosters. Top level speed with the nose fairing ejected ready for firing, as seen here, was around 400mph during the attack phase, after which speed decayed to 155mph and it was here that pilot/airframe separation took place, both then descending by parachute. From launch to 40.000 feet and back down to separation took less than 2 minutes! First flown under tow from a Heinkel He 111 in October 1944, the Ba 349's general handling was considered admirable, but subsequent powered testing led to at least one pilot fatality.
Трофейный "Наттер", доставленный в США
"Наттер", захваченный американцами в австрийских Альпах
Пусковая установка Ва 349
Упрощенный вариант пусковой установки на основе деревянного столба
Заправка "Наттера" компонентами топлива перед запуском
Беспилотный испытательный пуск "Наттера" с использованием пороховых ускорителей
Деревянный каркас "Наттера"
Самый дорогой агрегат "Наттера" - ракетный двигатель "Вальтер" HWK 109-501A-1
Bachem Ba 349 Natter. Ракетный истребитель-перехватчик обьектовой ПВО Ba 349 запускался с вертикальной направляющей длиной 24.38 м. Начальная скороподъемность самолета составляла 11 280 м/мин; ее обеспечивал жидкостный реактивный двигатель тягой 19.61 кН и четыре твердотопливных ракетных ускорителя. Типовой профиль полета предусматривал переход в горизонтальный полет на высоте порядка 6100-7600 м. Затем летчик, предварительно выключив двигатель, выполнял атаку воздушной цели. До боевого применения истребителя дело не дошло, но программа его разработки способствовала созданию мощного двигателя, пригодного для выполнения вертикального взлета.
Ba-349A Германия 25.02.1945
349V; Ba 349A; 349A; Ba 349B