Ильюшин Ил-102
Варианты:
Ильюшин - Ил-102 - 1982 - Россия
Страна: Россия
Год: 1982

Единственный экземпляр
Описание
Фотографии
Ил-40 и Ил-102

<...>
   Только после арабо-израильской войны 1967 года советское военно-политическое руководство пришло к выводу, что в ВВС необходимы специализированные самолеты-штурмовики. В конце 1960-х годов ОКБ Ильюшина приступило к работам по двухместному бронированному штурмовику Ил-42, который должен был оснащаться двумя ТРД АМ-5Ф и иметь следующие тактико-технические характеристики: нормальная взлетная масса - 16480 кг, максимальная взлетная масса - 17 470 кг, масса пустого - 12190 кг, масса топлива - 4170 кг, масса брони - 700 кг, максимальная бомбовая нагрузка - 1400 кг, скорость - 997 км/ч, практический потолок - 11 600 м, практическая дальность - 1115 км. Впрочем, успеха у заказчика машина не имела.
   Позже ильюшинская фирма в инициативном порядке приступила к работам по новому двухместному штурмовику, получившему обозначение Ил-102. Коллектив под руководством Г. В. Новожилова спроектировал такую машину - опытный самолет был готов в 1982 году, самолет в рабочей переписке и документации именовался как "опытно-экспериментальный самолет-1" (ОЭС-1).
   Самолет был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным стреловидным крылом и фюзеляжем типа полумонокок. В центральной части фюзеляжа размещались герметизированные кабины летчика и бортстрелка, между ними располагались топливные баки. Шасси - трехопорное, с двухколесными основными опорами с пневматиками низкого давления. Носовая стойка вынесена далеко вперед и убирается в фюзеляж поворотом назад, а основные стойки убираются в специальные крыльевые гондолы поворотом вперед. Силовая установка - на базе двух ТРДД РД-33И.
   Вооружение - двухствольная 30-мм пушка 9А-4071К с боекомплектом 500 снарядов на подфюзеляжном качающемся лафете, фиксирующемся в двух положениях; турель с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л в хвосте; в каждой консоли крыла - три отсека, в которых можно было размещать бомбы калибром до 250 кг, а на шести подкрыльевых и двух подфюзеляжных узлах подвески можно было разместить управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и пр. Максимальная масса бомбовой нагрузки - 7200 кг, масса бомбовой нагрузки на внутренних узлах подвески после демонтажа подфюзеляжной пушечной установки могла достигать 2300 кг.
   В воздух Ил-102 поднялся 25 сентября 1982 года, однако МО СССР сделало ставку на одноместный штурмовик Су-25, поэтому Ил-102 поставили на консервацию. Последним появлением Ил-102 на публике стал Московский авиасалон 1992 года, где он демонстрировался под обозначением бронированный самолет непосредственной огневой поддержки.
Единственный построенный Ил-102 продемонстрировали широкой публике во время Московского авиасалона в 1992 году. Однако программа успеха не имела.
Il-102, next in line of jet Shturmoviks and clearly following on from the Il-40 format.
Штурмовик Ил-102
Ил-102 во время демонстрации на Мосаэрошоу. Аэродром Раменское, август 1992 г.
Ил-102 в одном из первых полетов
Кормовая оборонительная установка
Бомбы в крыльевых отсеках
Ил-102
Сравнение Ил-102 с аналогами