Поиск по сайту:
Ил-2
Бронированный штурмовик. Одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Первый в мире штурмовик, у которого броня включена в несущую конструкцию планера. Спроектирован в ЦКБ под руководством С.В. Ильюшина. На испытания выходили цельнометаллические штурмовики ЦКБ-55 (первый полет - 30 декабря 1939 г.), ЦКБ-55П (29 декабря 1940 г.) и, наконец, ЦКБ-57 (12 октября 1940 г.), ставший прототипом серийного БШ-2 (Ил-2).
Серийное производство Ил-2 начали в марте 1941 г. Его выпускали заводы #18 (Воронеж, затем Куйбышев), #1 (Куйбышев), #30 (Москва), #381 (Ленинград, затем Нижний Тагил). Всего построили 36 163 (по другим данным, 36 154) экз. - это самый массовый самолет Великой Отечественной войны. В это количество включены 1211 учебных Ил-2У.
Двигатель АМ-38/АМ-38Ф. Экипаж самолета 1 - 2 чел. Вооружение - в зависимости от модификации.
В годы войны Ил-2 состоял на вооружении в СССР с мая 1941 г., в Польше - с сентября 1945 г., в Чехословакии - с апреля 1945 г. (в обоих последних случаях имеются в виду авиачасти, сформированные в Советском Союзе).
Основные серийные модификации:
- Ил-2 одноместный с мотором АМ-38, первоначально цельнометаллический, вооружение 2x20+2x7,62 (заводы #381 и #30)или 2x23+2x7,62 (заводы #1 и #18), бомбы до 600 кг, 8хНУРС (полевые переделки до 16хНУРС, известны машины с установкой двух НУРС для стрельбы назад). С января 1942 г. выпускался с зимним лыжным шасси, первоначально неубирающимся, затем убирающимся. С мая введены крыло смешанной конструкции с полотняной обшивкой элеронов и деревянная хвостовая часть фюзеляжа. Самолеты разных заводов отличались по вооружению, запасу горючего, бронированию. С июня 1942 г. начали усиливать при ремонте фюзеляж наружными стрингерами, на заводах введено подкрепление внутреннего набора хвостовой части. С августа на части машин устанавливались радиополукомпасы. Существовали полевые переделки с неподвижным 12,7-мм пулеметом назад и переделки в двухместный с вооружением 1x7,62, 2x7,62 или 1x12,7 в задней кабине;
- Ил-2 одноместный с вооружением 2x37+2x7,62,бомбы до 200 кг, 8хНУРС; малая серия;
- Ил-2 тип 2, двухместный, вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался с октября 1942 г.; с января 1943 г. с мотором АМ-38Ф. С мая внедрены фибровые основные бензобаки и подвесные сбрасываемые ПЛГБ-150;
- Ил-2 тип 2 двухместный с мотором АМ-38Ф и вооружением 2x37+2x7,62, бомбы до 200 кг, без НУРС, выпускался с середины 1943 г. до января 1944 г.;
- Ил-2 тип 3 с металлическим крылом увеличенной стреловидности, на поздних сериях (тип 3М) вернулись к металлической хвостовой части фюзеляжа, выпускался с апреля 1944 г., с начала 1945 г. в части досылались дополнительные комплекты бронирования, с весны заводы #1 и #30 выпускали самолеты с удлиненным бронекорпусом;
- Ил-2КР, корректировщик и ближний разведчик на базе типа 2 с мотором АМ-38Ф, установлены фотоаппаратура и более мощная радиостанция вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался серийно заводом #30 с апреля 1943 г. Существовали также кустарные переделки в разведывательный вариант Ил-2 различных модификаций.
Ил-2 начал применяться на фронте с конца июня 1941 г. под Бобруйском. В июле они действовали под Оршей, Смоленском и Ельней. Ими были вооружены части ВВС Южного, Юго-Западного и Западного фронтов и Балтийского флота. В августе на фронте насчитывалось уже 15 полков этих машин. В сентябре 1941г. под Москвой сосредоточили пять полков Ил-2. К середине 1942 г. эти самолеты уже широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ. В мае - июне они участвовали в сражении под Харьковом. Двухместные машины, первоначально кустарно изготовленные (непосредственно в частях), появились весной 1942г. Двухместные Ил-2 заводского изготовления проходили войсковые испытания на Калининском фронте с октября 1942 г. 30 октября они атаковали аэродром в Смоленске. Массовое применение двухместных машин началось в первой половине 1943 г. С ноября 1942 г. Ил-2 эпизодически использовались и ночью. Так штурмовики работали, например, под Сталинградом. На Калининском фронте имелся целый полк, специализировавшийся на ночных вылетах. В некоторых случаях при этом самолеты оснащали пламегасителями на выхлопных патрубках.
Одноместные Ил-2 с 37-мм пушками проходили проверку боем в декабре 1942 г. в 16-й воздушной армии под Сталинградом. Машины типа 3 с 37-мм пушками дебютировали под Курском в июле 1943 г.
Ил-2 с середины войны стал самым массовым самолетом ВВС РККА, участвовавшим во всех крупных операциях советской армии и флота. На море Ил-2 использовался как штурмовик, топмачтовик и самолет ПЛО (на Балтике с 1944 г.).
В некоторых случаях Ил-2 применялся как тяжелый истребитель против бомбардировщиков и транспортных самолетов противника (с октября 1942 г. под Сталинградом, над Рамушевским коридором, в Корсунь-Шевченковской битве).
Ил-2 сняли с производства в 1945 г. Вскоре после окончания войны он был быстро вытеснен новым Ил-10. Но в учебных частях старые штурмовики сохранялись до начала 50-х годов.
Описание:
- Ил-2
- Ил-2
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (7)
Неплотное прилегание щитков капота двигателя на самолете Ил-2 зав. N 1872412 производства завода №18
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (7)
Сорванная обшивка по задней усовой склейке лонжерона деревянной консоли самолета Ил-2 из состава 14-й ВА
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (7)
Деформация посадочных щитков и поломка лонжерона щитка на самолете Ил-2 зав. № 1872412 производства завода №18
-
Авиация и Космонавтика 2022-04 / О.Растренин - "Самолеты Ил-2 нужны ... теперь как воздух, как хлеб"
Вывертывание шурупов крепления зализов центроплана (Ил-2 зав. №1872412)
-
Авиация и Космонавтика 2022-04 / О.Растренин - "Самолеты Ил-2 нужны ... теперь как воздух, как хлеб"
Поломка замков Ферри заднего люка
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Технический состав устраняет мелкие боевые повреждения самолета Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Поврежденный Ил-2 из 872 шап
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Ил-2 младшего лейтенанта В.В.Титовича (872-й шап), поврежденный в бою огнем малокалиберной зенитной артиллерии. Самолет получил пять попаданий снарядов калибра 37 мм. Разбит руль высоты, разрушен правый лонжерон, вырвана правая пушка, сорваны задние бронелисты с кабины
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
У этого Ил-2 огнем зенитной артиллерии была отбита законцовка консоли крыла, но он долетел до своего аэродрома и благополучно сел
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Ил-2 из 74-го ШАП, оставленный из-за повреждений и захваченный немцами на аэродроме Бобруйск
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Поврежденный во время боевого вылета Ил-2 л-та Г.Д. Столетнего из 4-го ШАП был сдан в ремонт. 30 июня 1941 г.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Ил-2 61-го ШАП, фатально поврежденный близким разрывом авиабомбы на вильнюсском аэродроме Парубанек, на заднем плане самолеты И-15бис 42-го ИАП
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-15бис / И-152 - Россия - 1937
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Самолеты Ил-2 возвращались на свои аэродромы и с такими повреждениями. На фото видна самодельная оборонительная установка и профили усиления фюзеляжа
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Самолеты Ил-2 61-го ШАП, поврежденные при бомбардировке и оставленные на аэродроме Вильно
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Захваченные противником штурмовики 61-го ШАП. Вильнюс, лето 1941 г.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Захваченный Ил-2, выставленный в Будапеште
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Подбитый Ил-2 после вынужденной посадки
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Ил-2, захваченный немецкими войсками в Вильнюсе и уничтоженный при бомбардировке советскими самолетами 29 июня 1941 года
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Самолет Ил-2 из 92-го гшап, сбитый зенитной артиллерией. Летчик выпрыгнул с парашютом
Тип фотографий
- Боковые проекции (11)
- Ч/б фото (92)
- Кабина (2)
- Обломки (21)
- Рисунки, схемы (15)