Junkers Ju.52/3m
Варианты:
Junkers - Ju.52/3m - 1931 - Германия
Страна: Германия
Год: 1931


Средний бомбардировщик и военно-транспортный самолет
Описание:
Ju.52/3m
Junkers Ju 52/3m
Фотографии:

Кабина (8)

Ju.52/3m

Военно-транспортный самолет. Трехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Обшивка гофрированная. Военный вариант пассажирского самолета, созданного в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э. Цинделя. Первый опытный образец одномоторного Ju 52ba взлетел 13 октября 1930 г., первый трехмоторный Ju 52/3mce - в апреле 1931 г. Серийное производство одномоторных пассажирских самолетов начали в июле 1931 г., трехмоторных - с лета 1932 г. Первые военные варианты появились в 1934 г. Ju 52/3m строили заводы "Юнкерс" в Дессау и Бернбурге, "Везер флюгцойгбау" в Бремене, ATG в Лейпциге, с июня 1942 г. - группа заводов во Франции (окончательная сборка на "Бреге" в Виллакублэ с изготовлением узлов "Амио" и SNCASO). Завод PIRT в Венгрии с января 1944 г. собирал машины из немецких деталей. Всего до конца войны выпустили 4835 экз. (вместе с гражданскими). В послевоенный период продолжалось производство во Франции (как AAC-1 "Тукан"), а с июня 1945 г. Ju 52/3mg7e начали строить на заводе CASA в Мадриде (Испания) под обозначением CASA 352.
Экипаж 3 - 5 чел., 18 пассажиров. Моторы BMW 132. Вооружение устанавливалось в зависимости от модификации. Машины послевоенного производства штатного вооружения не имели.
Ju 52/3m состояли на вооружении ВВС Колумбии с лета 1932 г., Боливии - с октября 1932 г., Германии - с октября 1933 г., Австрии - с 1936 г., Португалии - с 1937 г., Швейцарии - с октября 1939 г., Болгарии - с конца 1939 г., Южно-Африканского Союза (ЮАС) и Италии - с лета 1940 г., Венгрии - с весны 1941 г., Китая - с сентября 1941 г., Румынии - с ноября 1941 г.
Серийно выпускались следующие военные модификации:
   - Ju 52/3mSa3, транспортный и учебный (для подготовки штурманов) самолет с моторами BMW 132A-1 на базе гражданского типа ge, без вооружения
   - Ju 52/3m3ge, вспомогательный бомбардировщик и транспортный самолет с моторами BMW 132A-1, имел подъемную подфюзеляжную гондолу для бомбардира и протектированные бензобаки, вооружение 2x7,9, бомбы до 1500 кг, экипаж - 4 чел., поздние серии имели хвостовое колесо вместо костыля, часть машин потом доработана заводом "Винер Нойштадтер флюгцойгверке" в тип g4e;
   - Ju 52/3mg4e, вспомогательный бомбардировщик и транспортный самолет, отличался усиленными шасси и полом кабины, грузовыми люками в потолке и на правом борту, вооружение 2x7,9, бомбы до 1500 кг, экипаж - 4 чел.;
   - Ju 52/3mg4e/Wa, переделка предыдущего типа заводом "Везер" в самолет сопровождения с усиленным вооружением 1x20x4x7,9, экипаж - 4 чел.;
   - Ju 52/3mg5e, военно-транспортный самолет с моторами BMW 132T-2, сменным шасси (колеса/лыжи/поплавки), без обтекателей колес, с антиобледенительной системой, вооружение 1 - 3x7,9, экипаж - 3 чел.;
   - Ju 52/3mg6e, вариант предыдущей модификации с усовершенствованным радиооборудованием, только на колесах или лыжах;
   - Ju 52/3mg7e без люка в потолке, с автопилотом, вооружение у первых серий 3x7,9, позднее- 4x7,9;
   - Ju 52/3mg8e с моторами BMW 132J-2 (поздние серии с BMW132Z), люком в полу; различными вариантами оборудования (грузовой, десантный, санитарный и т.д.), вооружение 1 - 3x7,9 (первые серии), 2-4x7,9, поздние серии- 1x13+3x7,9;
   - Ju 52/3mg9e (Ju 52/3mg4e(Trop)), модернизация старых машин типа g4e для эксплуатации в Африке с противопыльными фильтрами на всасывающих патрубках моторов и улучшенной вентиляцией кабин, усиленным шасси и устройством для буксировки планеров;
   - Ju 52/3mg10e, транспортный самолет на базе типа g8e, с измененной конструкцией грузового люка, без антиобледенителей;
   - Ju 52/3mg11e, аналог предыдущей модификации с антиобледенительной системой;
   - Ju 52/3mg12e с бронезащитой экипажа, вооружение 1x13+3x7,9;
   - Ju 52/3mg14e с моторами BMW 132L, шасси по типу g3e, но без обтекателей колес, вооружение 1x13+2x7,9.
Впервые Ju 52/3m применили в войне Колумбии с Перу осенью 1932 г. Эти самолеты перебрасывали войска в район конфликта. С октября того же года ВВС Боливии использовали их для снабжения войск в районе Гран-Чако, где велись боевые действия против армии Парагвая. Эти операции продолжались до 1935 г.
Германский Рейхсвер получил первые "юнкерсы" еще до прихода к власти Гитлера, это были машины типа Ju 52/ 3mSa3. С апреля 1934 г. Ju 52/3mge (гражданского варианта) начали комплектовать первую эскадрилью, выполнявшую учебные функции. С осени того же года уже специальные военные машины стали поступать в бомбардировочные эскадры только что появившихся Люфтваффе. В 1935 г. этот тип стал основным бомбардировщиком германских ВВС (около двух третей состава). В июле - августе 1936 г. немецкие самолеты начали перебрасывать из Марокко в Испанию мятежные войска генерала Франко. В августе франкисты попробовали применить Ju 52/3m как дневные бомбардировщики. С ноября в Испании начал действовать немецкий "Легион Кондор", имевший на вооружении и Ju 52/3mg3e. Немцы воевали на них до февраля 1937 г., а затем передали мятежникам. С середины 1937 г. авиагруппы франкистских ВВС осуществляли на них ночные налеты. С 1937 г. Ju 52/3mge в частях Люфтваффе вытеснялся бомбардировщиками новых типов и переводился на решение второстепенных - учебных и транспортных - задач.
В марте 1938 г. при захвате Австрии немцы высадили с Ju 52/3m десант в Граце. В сентябре 1939 г. они обеспечивали быстрое продвижение войск Вермахта по Польше. 25 сентября "юнкерсы" как бомбардировщики участвовали в массированном налете на Варшаву. В апреле 1940 г. с этих самолетов высаживались десанты с Норвегии, в мае - в Бельгии и Голландии (парашютные, планерные и посадочные). В частности, десантники захватили мосты через р. Маас. В ноябре "юнкерсы" возили грузы войскам Муссолини в Албании. В апреле 1941 г. Ju 52/3m применялись при захвате Греции и Югославии, в частности, они выбросили планерно-парашютный десант у Коринфского канала. В мае состоялась высадка на о. Крит; остров был захвачен парашютно-посадочным десантом. Авиация перебросила более 13 000 солдат и 350 артиллерийских орудий. "Эскортные" машины участвовали в "воздушном мосту" с Сицилии в Африку в 1941-1942 гг.
"Юнкерсы" много трудились на Восточном фронте. В первые месяцы войны они обеспечивали высокие темпы продвижения мотомеханизированных соединений, доставляя им горючее и боеприпасы, перевозили грузы и раненых. С февраля 1942 г. по май 1943 г. только по воздуху снабжалась окруженная группировка немецких войск в районе Демянска. Большое количество Ju 52/3m (в том числе и самолеты, реквизированные из гражданской авиации) привлекли к перевозкам грузов для окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. "Воздушный мост" в Сталинград функционировал с ноября 1942 г. по январь 1943 г. Он стоил немцам огромных потерь.
Позднее "юнкерсам" пришлось выручать немецкие войска, попавшие в окружение почти на всех фронтах. Из наиболее крупных операций такого рода следует назвать действия по эвакуации солдат 17-й армии с Кубани весной 1943 г., вывозку войск из блокированного Крыма (начало 1944 г.), снабжение окруженных под Каменец-Подольским частей 1-й танковой армии в марте - апреле 1944 г. Как бомбардировщики Ju 52/3m последний раз использовали в апреле 1943 г. Они участвовали в подавлении восстания в Варшаве. Бомбы грузили в кабину и выбрасывали из нее вручную.
Последние попытки организации "воздушных мостов" к окруженным имели место в Будапеште в январе 1945 г. и под Бреслау в феврале - апреле того же года.
Австрийские Ju 52/3m служили как штабные и учебные до включения в состав германских ВВС в 1938 г. Румынские и венгерские машины применялись в основном на советско-германском фронте, в частности, на Дону и под Сталинградом. Последний уцелевший венгерский самолет принял участие в доставке грузов в окруженный Будапешт. В Италии летом 1940 г. ВВС реквизировали один пассажирский "Юнкерс". В сентябре 1943 г. его захватили немцы. Болгарские самолеты в октябре 1944 г. осуществляли сброс грузов своим войскам, окруженным немцами в районе Ратунда-Дреняк.
Китайские ВВС в сентябре 1941 г. приняли уцелевшие самолеты авиакомпании "Евразия" и использовали их для правительственных перевозок. В Португалии "юнкерсы" служили как бомбардировщики до января 1944 г., потом машины законсервировали. Позднее португальские ВВС приобрели трофейные немецкие самолеты и машины французского производства. В Швейцарии Ju 52/3 эксплуатировались как учебные и транспортные.
ВВС армии США в начале 1942 г. получили один реквизированный гражданский самолет и использовали его в Зоне Панамского канала до конца 1943 г.
В Советском Союзе "юнкерсы" появились в подразделениях ГВФ после присоединения республик Прибалтики. Позднее к их парку добавились трофейные машины. Они служили до середины 1949 г.
Во Франции сборку самолетов приостановили в июле 1944 г., когда завод заняли американцы. В Германии и Венгрии производство прекратилось в конце того же года. Во Франции и Испании выпуск "юнкерсов" вели и после войны. Последним снял с производства эти машины завод в Мадриде в 1954 г.
Французские самолеты в 1946-1954 гг. воевали в Индокитае. При этом часть машин оснастили наружной подвеской мелких бомб. AAC-1 высадили ряд довольно крупных парашютных десантов под Луангпрабангом и Хайфоном (летом 1946 г.), Намдинем (январь 1947 г.), Хоабинем (ноябрь 1951 г.).
"Юнкерсы" испанских ВВС участвовали в колониальной войне в Испанской Сахаре. В феврале 1958 г. они сбрасывали грузы осажденному гарнизону Ифни, а затем высадили там парашютный десант. Часть машин приспособили в качестве бомбардировщиков. Они воевали против повстанцев до 1969 г. В Боливии последний Ju 52/3m списали в ноябре 1940 г.
В Болгарии "юнкерсы" служили до середины 1950-х, в Румынии - до начала 1960-х гг. Во Франции их сняли с вооружения весной 1960 г., в Португалии - в 1968 г., в Испании - в 1978 г., в Швейцарии - в сентябре 1982 г.


Ju 52/3mg7e||
Размах:||29,3 м
Длина:||18,9 м
Моторы, количество х мощность:||3x830 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||11000 кг
Максимальная скорость:||270 км/ч
Практический потолок:||5900 м
Дальность:||1300 км

Junkers Ju 52/3m

Решение оснастить одномоторный Ju 52 тремя двигателями привело к тому, что седьмой серийный самолет переделали в прототип Ju 52/3m с силовой установкой из трех моторов Pratt & Whitney Hornet по 550 л. с. (410 кВт). Испытанный в апреле 1931 года опытный самолет Ju 52/3mce настолько превосходил по характеристикам своего однодвигательного предшественника, что производство Ju 52/1 прекратили. Первым покупателем Ju 52/3m стала компания "Lloyd Aero Boliviano", получившая с 1932 года семь самолетов.
   Самолет предлагался с поплавковым, лыжным или колесным шасси. Финская компания "Aero O/Y" и шведская "AB Aerotransport" приобрели поплавковые варианты, a Ju 52/3mces, поставленные германской авиакомпании "Deutsche Luft-Hansa", имели колесное шасси. На службе последней компании самолет снискал себе заслуженную популярность - к концу 1935 года в авиакомпаниях использовалось 97 самолетов, причем 51 из них - в "Luft-Hansa". Испытания Ju 52/3m, в тайне проведенные возрождавшимися Люфтваффе, открыли его военный потенциал и привели к созданию переходного варианта бомбардировщика Ju 52/3mge, а позднее его усовершенствованного варианта Ju 52/3mg3e.

   Эти машины впервые приняли участие в боевых действиях во время гражданской войны в Испании. Вначале они использовались в качестве транспортных и перевезли более 10 000 солдат и офицеров из Марокко в Испанию. Ко времени окончания войны в 1939 году Ju 52/3m налетали свыше 13 000 часов и сбросили 6000 т бомб. Параллельно продолжался выпуск гражданских машин. К середине 1930-х годов парк авиакомпании "Luft-Hansa" насчитывал более 230 самолетов, хотя часть из них, без сомнения, использовалась Люфтваффе. Последние получили 450 самолетов от компании "Junkers" в 1934-1935 годах, и 593 самолета - в 1939 году; еще 59 машин были переведены из "Luft-Hansa" после начала Второй мировой войны.
   Универсальные Ju 52/3m интенсивно использовались германскими ВВС на всем протяжении войны, и для восполнения потерь была организована новая сборочная линия на заводе фирмы "Amiot" во Франции. Первые самолеты этого поставщика были приняты в июне 1942 года. Еще 26 машин Ju 52/3m были собраны из узлов германского производства предприятием PIRT в Будапеште. Все они, за исключением четырех машин, были переданы ВВС Венгрии. К моменту завершения серийного производства в середине 1944 года во Франции и Германии было выпущено в общей сложности более 5000 самолетов. После войны французы построили более 400 машин для авиакомпании "Air France" и своих ВВС. Самолеты, предназначенные военным, получили там обозначение AAC.1 Toucan. Испанская фирма CASA построила 170 самолетов для ВВС этой страны, получивших обозначение CASA 352.
   Дальнейшим развитием Junkers Ju 52/3m стали самолеты Ju 252 и Ju 352.


Варианты

   Ju 52/3mg3e: военный вариант с тремя двигателями BMW 132-A3 по 725 л.с. (541 кВт), усовершенствованным радиооборудованием и бомбодержателями
   Ju 52/3mg4e: военный вариант, незначительно отличавшийся оборудованием от Ju 52/3mg3e, хвостовой костыль заменен колесом
   Ju 52/3mg5e: военный вариант с тремя двигателями BMW 132T по 830 л.с. (619 кВт), противообледенительной системой, сменным колесным/лыжным/поплавковым шасси и усовершенствованным радиооборудованием
   Ju 52/3mg6e: аналогичный Ju 52/3mg5e, но с упрощенным радиооборудованием
   Ju 52/3mg7e: аналогичный Ju 52/3mg6e, но с автопилотом и увеличенным грузовым люком
   Ju 52/3mg8e: аналогичный Ju/3mg7e, но с дополнительным люком в потолке кабины; самолеты позднего выпуска оснащались усовершенствованными двигателями BMW 132Z
   Ju 52/3mg9e: аналогичный Ju 52/3mg8e позднего выпуска, но с усиленным шасси; стандартно оснащались оборудованием для буксировки планеров
   Ju 52/3mg10e: аналогичный Ju 52/3mg9e, но с возможностью использовать поплавковое или колесное шасси
   Ju 52/3mg11e: детали неизвестны
   Ju 52/3mg12e: аналогичный Ju 52/3mg10e, но с тремя двигателями BMW 132L; некоторые самолеты использовались "Luft-Hansa" под обозначением Ju 52/3m12
   Ju 52/3mg13e: детали неизвестны
   Ju 52/3mg14e: последний серийный вариант; аналогичный Ju 52/3mg9e, но с усовершенствованной бронезащитой пилота и усиленным оборонительным вооружением


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Junkers Ju52/3mg3e

   Тип: средний бомбардировщик и военно-транспортный самолет
   Силовая установка: три радиальных двигателя BMW 132A-3 мощностью 725 л. с. (541 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 900 м - 275 км/ч; потолок 5900 м; дальность полета с дополнительным запасом топлива 1300 км
   Масса: пустого 5720 кг; максимальная взлетная 10 500 кг
   Размеры: размах крыла 29,25 м; длина 18,90 м; высота 5,55 м; площадь крыла 110,50 м2
   Вооружение: два 7,92-мм пулемета MG15; до 500 кг бомб
Junkers Ju 52 equipped with Askania-Aircraft Instruments.
The well-appointed cockpit of the Junkers 52 with up-to-date instruments.
John Stroud at the controls of Ju 52/3m G-AHOF during the inaugural flight of BEA’s non-stop service from Croydon to Nutts Corner on March 20, 1947. Flying at an average speed of 125 m.p.h. (200km/h), the trimotor would usually take around 2 1/2 - 3hr to complete the journey. It would then be turned around within an hour or two for the return leg to Croydon.
Three of John’s snapshots taken aboard G-AHOF during the London-Belfast-London flight on March 20, 1947. Clockwise from top left: the view from the left-hand seat; the navigator/wireless operator at his station aft of the cockpit; Captain Derek Yapp, who served with BEA from 1945 until 1974, in the trimotor’s right-hand seat.
Views from Iron Annie taken by the author while over and near Merritt Island and the Cocoa Beach Area on July 14, 1978.
Reserve interior petrol tank for the long ferry flight in VH-BUV.
Passengers sit on original folding seats. A static line for para-dropping can be seen in the roof.
The cabin of an AB Aerotransport Ju 52/3m. The passengers were provided with a clock and an altimeter on the forward bulkhead.