FIAT (Alenia) G.91R
Варианты:
FIAT (Alenia) - G.91R - 1956 - Италия
Страна: Италия
Год: 1956


Одноместный тактический штурмовик и истребитель-разведчик
Описание
Фотографии
Aeritalia (Fiat) G91R

   Самолет G-91 был разработан на фирме "Fiat" (позже "Aeritalia", ныне - "Alenia") под руководством Джузеппе Габриэлли согласно требованиям НАТО к единому легкому европейскому истребителю. Требования NMBR/1 были разосланы всем основным европейским авиастроительным фирмам в 1954 году, они предусматривали разработку легкого истребителя/штурмовика с радиусом действия не менее 275 км и способного действовать с плохо подготовленных полевых аэродромов. Считалось, что самолет, выигравший конкурс, будет принят на вооружение ВВС всех европейских стран НАТО, однако этого не произошло, хотя G91 строился в довольно значительных количествах в Италии и по лицензии в ФРГ, став весьма важным самолетом для ВВС этих государств.
   Внешне G91 напоминает уменьшенный американский истребитель North American F-86K Sabre. Первый из четырех прототипов G91 выполнил первый полет 9 августа 1956 года. В ходе оценочных испытаний, которые проходили в 1956 году во Франции, самолет показал данные, полностью удовлетворяющие требованиям NMBR/1, особенно в части возможности базирования на грунтовых аэродромах.
   Первым серийным вариантом самолета G91 стал легкий истребитель-бомбардировщик, вооруженный четырьмя пулеметами Colt-Browning калибра 12,7 мм. Поставки первых самолетов предсерийной партии из 26 машин начались в первом квартале 1958 года. 27-й самолет этой серии был построен в конфигурации самолета укороченного взлета и посадки. Оценочные испытания самолета G91 проводились в 103-м Gruppo Caccia Tattico Leggero ВВС Италии в феврале 1959 года. В это время вновь созданные ВВС Западной Германии приняли решение об адаптации самолета G91 под свои требования. 11 марта 1959 года было заключено лицензионное соглашение между фирмами "Fiat" и "Flugzeug Union" (объединение фирм "Messerschmitt", "Dornier" и "Heinkel") по лицензионному выпуску самолетов G91 в Западной Германии. В ВВС ФРГ самолет видели, прежде всего, легким штурмовиком и скоростным разведчиком, способным самостоятельно уничтожать обнаруженные цели, поэтому базовый вариант G91 претерпел довольно серьезные изменения в соответствии с требованиями западногерманских военных.
   Выполнивший первый полет в 1959 году G91R/1 отличался от G91 укороченной носовой частью, в которой установили три аэрофотоаппарата Vinten с объективами с фокусным расстоянием 70 мм, предназначенные для выполнения аэрофотосъемки с малых высот. На G91R/1А (построено 25 самолетов) установили более совершенное навигационное оборудование. Самолет G91R/1В (построено 50 самолетов) отличался усиленной конструкцией планера, более эффективными тормозами колес шасси и немного измененным составом бортового электронного оборудования. Два самолета G91R/1 в 1961-1962 годах проходили оценочные испытания в ВВС США.
   С вооружения ВВС Италии самолеты G91 начали снимать в конце 1980-х годов, когда в строевые части начали поступать новые самолеты АМХ. Последний G91R был снят с вооружения в апреле 1992 года.
   Вариант G91R/3 представлял собой G91R/1В, доработанный под требования ВВС Германии. Вместо четырех 12,7-мм пулеметов самолет был вооружен двумя 30-мм пушками DEFA, на нем была установлена допплеровская навигационная система и индикатор текущего положения самолета. ВВС ФРГ получили 344 самолета G91R/1В, 74 из них было изготовлено в Италии на заводе фирмы "Fiat" (включая 12 комплектов, собранных фирмой "Dornier"), остальные 270 - в Германии. G91 стал первым реактивным самолетом, собранным в Западной Германии после Второй мировой войны. Первый самолет сборки фирмы "Dornier" поднялся в воздух 20 июля 1965 года, последний - в мае 1966 года.

   Первое подразделение Германских федеральных ВВС, оснащенное самолетами G91R/3, было сформировано 5 мая 1962 года. Из общего количества, в 344 самолета, 74 машины были построены на заводах компании "Фиат". Модель G91R/3, модификация G91R/1, была оснащена новым электронным оборудованием и двумя 30-мм пушками DEFA 552. Составленные из этих самолетов две истребительные группы (JBG 41 и JBG 42) впоследствии были преобразованы в группу легкой бомбардировочной авиации (LKG). G91R/3 использовались в них в качестве легкого штурмовика и самолета огневой поддержки, а затем, в составе LKG 43, LKG 44 и AKG 53 и 54 - в качестве самолета-разведчика.
   В 1961 году два G91R/3 изучались военными специалистами США, но на вооружение не были взяты.
   С боевого дежурства в ФРГ самолеты G91R/3 были сняты в середине 1970-х годов, когда их постепенно заменили "Альфа Джет" А и F-4F "Fantom" II.
   G91 R/3 был последним вариантом модели G91R. Около 50 таких самолетов были произведены по заказу США для поставки в Грецию и Турцию в рамках программы взаимопомощи, но затем их перенаправили в ВВС ФРГ - это стало началом последней главы в истории оперативного применения G91R.
   Позже оставшиеся 40 машин G91R/4 были переданы ВВС Португалии. Вскоре туда же отправились около 40 самолетов G91R/3. Португальские G91R приняли участие в военных конфликтах в конце 1960 - начале 1970-х годов. Последний самолет G91R был списан только в 1993 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aeritalia (Fiat) G91R/1

   Тип: одноместный тактический штурмовик и истребитель-разведчик
   Двигательная установка: один турбореактивный двигатель Bristol Siddeley BOr.3 Orpheus Mk 803-2 мощностью 22,24 кН, производившийся на заводах "Фиат"
   Летные характеристики: максимальная скорость 1075 км/ч (у земли) и 1086 км/ч (на высоте 1525 м); крейсерская скорость в экономичном режиме 650 км/ч; начальная скороподъемность 1830 м в минуту; рабочий потолок 13100 м, дальность полета 1850 км (со сбрасываемыми топливными баками); радиус действия 320 км (со стандартной заправкой и максимальным вооружением)
   Масса: пустого 3100 кг, нормальная взлетная 5440 кг
   Размеры: размах крыла 8.56 м, длина 10,3 м, высота 4 м; площадь крыла 16,42 кв.м
   Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета Colt-Browning и снаряды на четырех подвесках под крылом общим весом до 680 кг
G.91R/3. Истребитель G.91 R/3 ВВС ФРГ был подобен R/1, но отличался двумя 30-мм пушками и другим БРЭО, включая допплеровские навигационные системы. Всего были собраны 344 такие машины, большей частью в ФРГ. Модификация была принята на вооружение ВВС ФРГ в 1962 году.
Fiat G.91/R.4, Grupo Operaccional B.A.12, Bissau, Portugese Guinea, 1967.
Aeritalia (Fiat) G.91R/4. Во время боевых действий в Африке "Gina" (так называли G.91) зарекомендовали себя как отличные истребители-бомбардировщики и разведчики. Португальские ВВС практиковали заправку и пополнение боекомплекта своих G.91 на передовых базах, максимально приближенных к районам боевых действий. Один раз, во время кампании в Португальской Гвинее, G.91 даже перехватили МиГ-17 из соседней Республики Гвинея, но обошлось без боя.
Italy
G.91 MM6244 (NC.10, a pre-series aircraft) at Treviso in May 1985, when assigned to the 14° ‘Gruppo’ (white band on fin) of 2° ‘Stormo’. This aircraft was previously operated by the ‘Frecce Tricolori’.
Formation of G.91PANs over Rivolto in March 1964. The aircraft are of recent delivery and still lack of the individual numbers on the fin.
Итальянская пилотажная группа "Frecce Tricolori" летала на истребителях G.91 PAN, оснащенных дымогенераторами, с 1962 по 1982 годы.
"Фиаты G.91PAN из итальянской пилотажной эскадрильи "Фречче триколори" в характерной окраске
Formation of G.91PANs over Rivolto in March 1964. The aircraft are of recent delivery and still lack of the individual numbers on the fin.
On take-off from Treviso, a G.91 was specially schemed for the air show on May 17, 1987, to mark the 200,000th flying hour of the type in Italian service.
Декоративная "рыцарская" раскраска музейного "фиата" G.91R/3
The last Italian G.91R to fly was MM6413 in a special green-white-red lively. Taken on April 7, 1992, taxying after the last landing.
"Фиат" G.91 итальянских ВВС заходит на посадку
’R/1 MM6282 showing 2° ‘Stormo’ codes ‘2-82’ and construction number 48. The 2° ‘Stormo’ badge comprised a black horseman with white shield against a cloudscape with blue background.
Итальянский G.91. Снимок 1970г.
Another view of one of No 103 Squadron's Fiat G 91Rs.
Taken in June 1990, this photo shows the final low-visibility colour scheme of the AMT’s last G.91Rs, those of 14° ‘Gruppo’.
Taking-off from Brindisi in October 1965, a G.91R/1B of 13° ‘Gruppo’ of the freshly re-formed 32° ‘Stormo’.
Germany
LKG.43 Dornier-built ’R/3 3296 at Upper Heyford, August 1970.
G-91R/3
This is one of 24 Fiat G.91s that were operated by the GFD's predecessor - Condor Flugdienst - from 1974 until 1992. It was photographed on the ramp at Hohn Air Base in 1988.
In-flight over the North Sea, an unarmed G.91R/3 operated by ‘Condor Flug’ in the target-towing role - note the TT system under the port wing and blade aerials.
В Люфтваффе поступило почти 400 самолетов G91, более 200 из которых было собрано в ФРГ. Они использовались как легкий штурмовики и учебно-тренировочные самолеты.
Portugal
Fiat G.91R/3 5443 of Portugal’s Esq 301 painted in the last camouflage scheme of brown-green wraparound.
Дорабатывая имевшиеся и получая дополнительные самолеты из Германии, Португалия сохраняла свой парк G.91R в боеспособном состоянии до 1993 года. Даже к моменту снятия с вооружения, машины производства "Fiat" продолжали оставаться недорогими, но эффективными боевыми самолетами.
5432 of Esq 51 at Montijo in 1966, one of the 40 G.91R/4s delivered to the Portuguese Air Force. The camouflage is that of the very first period, with blue undersurfaces.
At the Gutersloh Tiger Meeting of September 1982, two G.91s of Esq 301 show the introduction of the new camouflage, from the grey-green ‘standard NATO’ to the brown-green with white undersurfaces, more suited to the Portuguese country.
Preserved Fiat G.91/R4 marked as ‘5404’ at Montyo.
PAF G.91R-3 5452 in the ultimate of ‘Tiger’ colours.
Этот португальский G.91R участвовал в проводящейся НАТО встрече Tiger Meet.
Португальский G.91R/4 из 121-й эскадрильи в декоративной "тигриной" раскраске
Еще один португальский G.91R в специальной окраске, приуроченной к налету этими машинами 75 000 часов, незадолго до снятия с вооружения. Перед самолетом выставлены бомбы и ракеты из его арсенала.
G.91R/3 5445 was specially painted in an overall silver finish to mark the retirement of the type on June 17, 1993, at Montijo air base.
"Юбилейная" окраска португальского "Фиата", нанесенная после того, как эти машины налетали в Португалии 75000 часов. На самолет нанесены эмблемы всех португальских эскадрилий, которые эксплуатировали G.91R/3, а также карта территорий, где им пришлось побывать и названия аэродромов, на которых они базировались
Greece
Only G.91R/4 ever seen in Greek colours was 10109, the sixth example produced, and the only one to reach Greece in September 1961. This aircraft served with the Luftwaffe as ‘BD+235’, and later in the Portuguese Air Force as 5401, the first assigned.
 
Открытая панель вооружения и отсек аэрофотоаппаратуры "Фиата" G.91R/1
Хвостовое оперение G.91. Виден отсек тормозного парашюта и тяга руля поворота
Открытые тормозные щитки. Вид спереди и сзади
Носовая и основная стойки шасси
Подвесной топливный бак
Воздухозаборник двигателя и законцовка крыла с трубкой ПВД
G.91
9 августа 1956г.: первый полет в Турине выполнил прототип самолета Fiat G91, разработанный под требования НАТО. Под названием Aeritalia G91 самолет поступит на вооружение ВВС трех государств.
Fiat G 91
ORPHEUS-POWERED FIAT G.91. Resembling the F-86K Sabre which is being built at Fiat's Turin factory, the Flat G.91 is designed to the N.A.T.O. specification for a tactical light fighter - of the type pioneered by W. E. W. Petter's Folland Gnat. First flight of the G.91, with Capt. R. Bignamini at the controls, took place at Turin/Caselle on 9th August. Note the ribbon tail 'chute and the amidships, ventral air brake.
In the markings of the RSV, ‘RS-01’ the second prototype, NC.Ibis, MM565 at Pratica di Mare in 1957. The differences are clearly evident from the first prototype.
The first G.91 prototype, the NC.I, at Caselle in autumn 1956. This aircraft was distinguished mainly by a taller fin, a test probe on the nose, the lack of armament, different nose landing gear doors, higher wing pylons with unique fuel tanks.
TRIPLETS ITALIANO. Twenty-seven pre-production Fiat G.91 (6810-lb. st. Bristol Orpheus B.Or. 12) lightweight strike-fighters have been ordered by N.A.T.O. This new photograph shows a line-up of all three prototypes - each equipped with four fuselage sited 0.50-in. Browning machine guns and underwing pylons for war stores or long-range tanks. The first prototype G.91 (4.520-lb. st. B.Or.2) of 1956, on the extreme right, retains the experimental nose probe.
Предсерийные истребители G.91, несмотря на установку неполного комплекта БРЭО, долго и успешно служили в ВВС Италии, а затем вошли в состав группы "Frecce Tricolori".
Italy
The first G.91T (NC.I) and a G.91R/1 (MM 6281) of 103° ‘Gruppo’, still in the marking of the 5~ ‘Aerobrigata’, and with the hopeful NATO badge on fin, which was carried until the ‘Gruppo’ passed under the 2' ‘Aerobrigata’. The camouflage is the grey-green ‘standard NATO’ with blue undersurfaces
Fiat G91R/1 tactical fighter fitted with four JATO units, which reduce take-off distance by almost 50%
Линейка "фиатов" G.91R/1 одной из строевых эскадрилий итальянских ВВС. Снимок 1970-х годов.
Flight line of the 103° ‘Gruppo’ at Treviso on May 26, 1985, during the air show for the 60th Anniversary of the 2 ‘Stormo’.
"Фиаты" G.91PAN из пилотажной эскадрильи "Фреччи триколори" в групповом демонстрационном полете на одном из западноевропейских авиашоу
The Fiat G.91’s of the Frecce Tricolori about to obliterate the Biggin Air Fair with a multi-colour smoke screen.
The Fiat G-91 PANs of the Il Frecce Tricolori from Italy
In-flight over the UK in 1960, G-45/4 is MM6246, that was detached to Bristol Siddeley for a series of trials involving the Orpheus engine.
The Italian Air Force competed with a team of Fiat G 91Rs from the 103rd Squadron, 2nd Wing, usually based at Treviso. One member of this team achieved top score for dive-bombing.
Germany
G.91R/3 ‘ED+242’ of 2/AG.54, was modified in 1965 under the SATS concept for use on very short runways. One of the main features of the modification kit is clearly visible - the arresting hook under the tail.
G.91 применялся и как штурмовик, и как разведчик, и как учебная машина. Кроме того, самолет использовался для различного рода испытаний. На снимке машина западногерманских ВВС из испытательного подразделения ESt 61.
Fiat G91R 3 reconnaissance-fighter (Fiat-built Orpheus 803 turbojet)
The second Fiat-built G.91R/3 (NC.55) coded YA+012 and assigned to the EStBw.61, pictured during trials of the AS.20 air-to-ground missile.
G.91R/4 ‘BR+361’ (a reserve code) used by the ‘Luftwaffe’ for recruiting purposes after its retirement from the flying activity. It was 10098 destined for the Greek Air Force, and later assigned to the WSLw.50 as ‘BD+361’.
G.91R/3s of LKG.43 making a formation pass at Upper Heyford, June 1971.
Portugal
Португальский "Фиат" в оливково-зеленой окраске на одном из аэродромов юго-восточной Африки в период колониальной войны против мозамбикских повстанцев
Fiat G.91R-4s of the Grupo Operacional B.A.12 photographed at Bissau in Portugese Guinea in 1967. These fighters were obtained by Portugal from West Germany and are now the only jets operational in Guinea.
USA
В 1961 году Армия США оценивала возможности G.91 для решения задач передового авианаводчика и для ведения тактической разведки - наряду с A4D Skyhawk и Northrop N-156. После длительных поисков и дебатов с представителями ВВС армейское командование все же передало эти задачи в ведение ВВС США.
The G.91R/3 NC.65 taken at Fort Rucker, Alabama, in 1961, during the evaluation trials with the US Army.
 
G.91R final assembly line.
"Фиат" G.91 с частично снятой обшивкой в экспозиции одного из немецких авиамузеев. Виден силовой набор крыла, фюзеляжа и киля, а также двигатель и топливные баки
Интерьер кабины пилота и открытый фонарь "Фиата" G.91
Fiat G91R/3 lightweight photographic-reconnaissance fighter
Fiat G.91R/4.