Ames-Dryden AD-1
Страна: США
Год: 1979

Единственный экземпляр
Одноместный экспериментальный самолет с поворотным крылом
Описание
Фотографии
Ames AD-1

   В середине 1970-х годов Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) решило изучить возможности цельноповоротного крыла, способного поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол до 60° относительно вертикальной оси самолета. Целью НАСА было изучить способность поворотного крыла снижать сопротивление на высоких скоростях при его развороте, при этом сохраняя все преимущества прямого крыла, обеспечивавшего хорошую управляемость на малых скоростях и высокие взлетно-посадочные характеристики, при нахождении в нормальном положении.
   В объявленном НАСА конкурсе участвовали 24 фирмы и в начале 1978 года победителем была признана "Ames Industrial Corporation". Построенный ею в 1978 году самолет Ames AD-1 базировался на идеях и материалах, разработанных Бертом Рутаном, который был привлечен в качестве консультанта. Конструкция AD-1 была выполнена из стеклопластика с пористым заполнителем, имевшим разное число слоев (от 3 до 36), что позволяло создать равнопрочную конструкцию. У AD-1 был длинный и очень тонкий фюзеляж овального сечения. Низкое трехопорное шасси со стеклопластиковыми стойками имело узкую колею и большую базу. Гондолы небольших реактивных двигателей крепились к фюзеляжу на пилонах под задней кромкой крыла. Хвостовое оперение имело классическую конструкцию. Крыло большого удлинения сужалось по ширине и толщине к полукруглым законцовкам. Поворот крыла осуществлялся с помощью двух электродвигателей, обеспечивающих скорость перемещения 3° в секунду.
   Единственный AD-1 был доставлен в летный исследовательский центр им. Драйдена на авиабазе Эдвардс в мае 1979 года. Последовавшие летные испытания показали разумность общей идеи, но не выявили существенных преимуществ перед крылом обычной конструкции.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ames AD-1

   Тип: одноместный экспериментальный самолет с поворотным крылом
   Силовая установка: два турбореактивных двигателя Microturbo TRS-18-046 тягой по 0,98 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 408 км/ч на оптимальной высоте
   Масса: пустого 535 кг; максимальная взлетная 809 кг
   Размеры: размах крыла 9,85 м; длина 11,82 м; высота 1,98 м; площадь крыла 8,64 м2
В НАСА надеялись, что поворотное крыло позволит получить все преимущества крыла изменяемой стреловидности при значительно более простой конструкции.
Испытывавшийся в 1979-1982 годах в НАСА экспериментальный самолет AD-1 был создан для изучения крыла с асимметрично изменяемой стреловидностью. Как и в случае с Model 73 NGT, проект был выполнен компанией "Rutan Aircraft". Название расшифровывалось как Ames Dryden-1, крыло машины могло поворачиваться на 60°.
AD-1
Not a mid-air collision but NASA's AD-1 slewed wing prototype, in the air
NASA's AD-1 slew-wing research aircraft made its first flight on December 21, 1979. NASA Dryden civilian pilot Tom McMurtry made the first two flights with the wing straight, but it has now been flown with it slewed. The AD-1 is capable of speeds up to 150-200 m.p.h.
NASA's AD-1 slewed wing prototype on the ground.
The Ames AD-1 at roll-out and prior to first flight, with the wings at zero angle of sweep.
In 1979, Rutan designed the Model 35 to provide NASA with a test-bed for the skew-wing configuration. It was built by Ames Industrial as the AD-1 and was flight-tested successfully.
The Ames AD-1 at roll-out and prior to first flight, with the wings at 60 deg.
Now complete and painted, the AD-1 piloted oblique-wing research aircraft built for Nasa by Ames Industrial is seen here. A two-year test programme is due to begin at Dryden this summer. Maximum wing slew angle is 60°.
The Nasa AD-1 slew-wing research aircraft is now complete. Powered by a pair of 220lb-thrust Microturbo TRS-18s, the 32-3ft span aircraft was built by Ames Industrial, and will shortly begin tests at Nasa Ames.
This three-view drawing of the AD-1 shows the wing at its maximum oblique angle and (dotted line) in its un-skewed position.