SOCATA TB-9 Tampico / TB-10 Tobago / TB-20 Trinidad
Страна: Франция
Год: 1977


Четырех-/пятиместный легкий самолет
Описание
Фотографии
SOCATA TB. Одномоторные легкие самолеты
  
   В начале 1975 года компания SOCATA начала проектирование четырех- /пятиместного моноплана TB 10, позже получившего название Tobago. Самолет был облетан 23 февраля 1977 года и оснащался двигателем Avco Lycoming O-320-D2A мощностью 160 л. с. Он стал родоначальником новой серии легких низкопланов, в основном цельнометаллической конструкции с неубирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой и воздушными винтами постоянного числа оборотов.
   Вскоре появился второй прототип, оснащенный двигателем Avco Lycoming O-360-A1AD мощностью 180 л.с. Решение о производстве обоих вариантов привело к тому, что самолет с двигателем меньшей мощности стал четырехместным и был переименован в TB 9 Tampico. Третий самолет этой серии, TB 20 Trinidad, был облетан 14 ноября 1980 года и отличался убирающимся трехопорным шасси, более мощным двигателем и незначительными изменениями в конструкции планера. TB 21 Trinidad имел 250-сильный двигатель и также поставлялся в варианте с турбонаддувом.
   TB 11 в целом был схож с TB 10 и предназначался для пилотажа профессиональными пилотами. Он оснащался системой Christen для двигателя мощностью 180 л. с., позволявшей пилотировать самолет в перевернутом положении. Первые серийные TB 11 стали доступны в 1984 году.
   Новая модификация появилась в марте 1991 года - тогда в первый полет поднялся самолет TB 200 Tobago XL. Четырех- /пятиместный самолет в целом был схож с базовым TB 10, но оснащался более мощным 200-сильным двигателем IO-360.
   Самолеты семейства TB стали популярными в качестве учебно-тренировочных машин и находились на вооружении в таких странах как Франция, Греция, Индонезия, Израиль, Иордания и Турция. В начале 2000 года SOCATA внедрила в серийное производство второе поколение самолетов семейства TB. Новые самолеты отличались немного увеличенной кабиной, загнутыми вверх законцовками крыла, модифицированным форкилем и другими усовершенствованиями. Выпуск составил более 1900 машин.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   SOCATA TB 20 Trinidad

   Тип: четырех-/пятиместный легкий самолет
   Силовая установка: один ПД Avco Lycoming IO-540-C4DS5D мощностью 250 л. с. (186 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 310 км/ч; практический потолок 6095 м; максимальная дальность полета с максимальным запасом топлива 1785 км
   Масса: пустого 772 кг; максимальная взлетная 1335 кг
   Размеры: размах крыла 9,76 м; длина 7,71 м; высота 2,85 м; площадь крыла 11,90 м2
Изображенный Tampico Club оснащен двигателем Textron Lycoming O-320 и двухлопастным воздушным винтом фиксированного шага Sensenich. Запас топлива - 158 л.
Socata TB 9 Tampico Club with latest version of landing gear (1998)
TB 9 Tampico Sprint имел шасси с обтекателями, как на TB 10 Tobago, и оснащался двигателем мощностью 160 л.с.
Самолеты Tobago использовались во Франции для подготовки специалистов по управлению воздушным движением. Обозначение "ТВ" произошло от названия города Тарб (Tarbes), где находилось предприятие, выпускавшее эти машины.
Внешне TB 10 мало чем отличался от TB 9 Tampico Sprint, исключая носовую часть несколько иной формы - под 180-сильный мотор.
TB 10 оснащался двухлопастным воздушным винтом фиксированного шага Hartzell.
A photograph of the Aerospatiale TB 10 Tobago, production deliveries of which have now begun.
A smart pre-fab control tower at the sport airfield of Pirmasens - Saarbrucken. In the foreground is the author’s Turbo Arrow III G-JMTT, formerly G-BMHM, and on the left is Socata TB-10 Tobago D-EWAZ, also part of the Raid to Turkey.
Socata Tobago XL (nearest) and Trinidad (1998)
Fifteen of the 23 aircraft on the Raid tour seen at Kayseri in mid-Turkey. The only other UK-registered aircraft was G-BPFG, the white Trinidad second from right.
Четырехместный TB 20 Trinidad стал самым совершенным вариантом легких самолетов компании SOCATA. Имевший убирающееся шасси, самолет мог развивать крейсерскую скорость до 301 км/ч.
Благодаря убирающемуся шасси Trinidad имел более привлекательный вид, чем TB 9 или TB 10. Обратите внимание на расположение стабилизатора.
Изображенный Trinidad TC имеет американскую регистрацию.
MR 250 engine testbed Trinidad, first flown on 3 March 1998 (1999)
TB 20 имел типичную для самолетов семейства TB конструкцию, но оснащался убирающимся шасси и более мощным двигателем - шестицилиндровым IO-540, тогда как O-320 и O-360 были четырехцилиндровыми.
Socata TB 20 Trinidads of the Thai Civil Aviation Training Centre (1997)
Двигатель IO-360-A1B6 придает TB 200 более плавные обводы носовой части, выгодно выделяя его в семействе TB.
Trinidad testbed for the MR 250 engine (1999)
Самолеты общего назначения SOCATA TB-9 Tampico
SOCATA TB.10 prototype F-WZJP, a new four seater from Aerospatiale's light aircraft division, made its first flight on 23rd February 1977
TB-10 Tobago
Greek Coast Guard Socata TB-20 Trinidad photographed by Riccardo Niccoli. The aircraft carry a blue and white colour scheme.
Trailing-link main landing gear introduced on TB 9 Sprint, TB 10 and TB 200 in 1997 (1997)
Новые двигатели компании SMA отличались лучшей экономичностью и лучшими высотными характеристиками, а также работали на более дешевом топливе. На иллюстрации - вариант MS 200FG.
Artist's impression of the Socata MS 180 Morane (nearest) and MS 250 Morane (1998)
TB 10 Tobago
A three-view drawing of the Aerospatiale TB 10 Tobago, production deliveries of which have now begun.
Socata TB 21 Trinidad TC, with additional side view (centre) of TB 10 Tobago (1993)
TB 21 Trinidad GT Turbo