FIAT G.12 / G.212
Страна: Италия
Год: 1940


Транспортный самолет с экипажем из трех/четырех человек
Описание:
G.12 / G.212
Fiat G.12
Фотографии

G.12 / G.212

Военно-транспортный самолет. Трехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Аэронаутика д'Италиа" (авиационное отделение концерна ФИАТ) под руководством Дж. Габриэлли. Создавался первоначально как пассажирский самолет на 14 мест. Опытный образец модификации G.12C совершил первый полет 14 октября 1940 г. Серийное производство было начато в 1941 г. Часть G.12C позднее была переделана в военно-транспортные G.12TR. Для военных целей с самого начала предназначалась модификация G.12T, опытный образец которой взлетел в мае 1941 г. Серийный выпуск всех вариантов осуществлялся на заводе ФИАТ в Турине. Всего построено 104 экз. (военных и гражданских вместе), в т.ч. 73 - во время войны.
Моторы А.74 RC.42. С 22-го G.12T введено вооружение 2x7,69, все остальные самолеты - без оружия.
Самолеты G.12 служили в военной авиации Италии с августа 1941 г., Венгрии - с сентября 1942 г. и Германии - с октября 1943 г.
Существовали следующие военные модификации:
   - G.12TR, переделка пассажирского G.12C, 30 мест и 10 на полу, грузовой люк;
   - G.12T, самый массовый вариант, 22 места, с 22-го самолета введено вооружение 2x7,69;
   - G.12 Gondar, вариант типа Т для дальних перелетов с увеличенным запасом горючего, без вооружения;
   - G.12TR-GA, переделка пассажирских G.12GA в самолеты-танкеры.
С середины 1941 г. G.12 принимали участие в снабжении немецких и итальянских войск в Ливии, совершая регулярные полеты с аэродромов Сицилии. Летом они появились и в СССР, доставляя людей и грузы, вывозя раненых с линии фронта на Дону и под Сталинградом. G.12TR-GA доставляли горючее в Северную Африку. G.12 Gondar с увеличенной дальностью полета осуществляли в 1941 г. перевозки в итальянские колонии в Восточной Африке - Эфиопию, Эритрею, Итальянское Сомали. После раскола Италии две машины достались союзникам, остальные - немцам.
Немцы сосредоточили почти все трофейные итальянские транспортные самолеты в одной части, которая начала действовать с ноября 1943 г. в северной части Италии, Венгрии, Югославии и Южной Германии. Все G. 12 Люфтваффе вышли из строя или были уничтожены к концу 1944 г.
Производство G.12 закончили в 1943 г. В 1945 г. его возобновили и строили гражданские модификации до 1950 г. Итальянские ВВС сняли G.12 с вооружения в 1945 г.


G.12T||
Размах:||28,6 м
Длина:||20,1 м
Моторы, количество х мощность:||3x770 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||15000 кг
Максимальная скорость:||390 км/ч
Практический потолок:||8500 м
Дальность:||2300 км

Fiat G.12

Изначально заказанный для эксплуатации на линиях компаний "Ala Littoria" и "Avio Linee Italiane" прототип G.12С (Civile, "гражданский") выполнил первый полет 15 сентября 1940 года, когда Италия уже вступила в войну. В результате в 1941 году 14-местные пассажирские самолеты стали поступать в военную организацию "Servizi Aerei Speciali", к которой перешли функции гражданских авиакомпаний. G.12C летали из Милана в Будапешт, Бухарест и Тирану, обеспечивали военные кампании в Греции и Ливии.
   G.12 Gondar - специальный дальний вариант, предназначенный для полетов в итальянскую Восточную Африку, отрезанную от Италии тысячами километров контролируемой союзниками территории. За ним последовали три G.12GA (Grande Autonomia) с дополнительными топливными баками. В конце 1942 - начале 1943 годов построили по одному G.12RT и G.12RTbis для полетов из Рима в Токио, дальность полета составляла соответственно 8000 и 9000 км.
   Основным военным вариантом являлся G.12T, предназначенный для перевозки людей и грузов. Самолеты перевозили грузы из Италии в Северную Африку, а также топливо в Ливии. G.12T мог перевозить 22 солдата или груз соответствующей массы. До подписания перемирия Италии с союзниками в сентябре 1943 года "Fiat" поставил пять G.12 Венгрии, после перемирия только один G.12 достался ВВС Италии, не союзной рейху. Самолеты, находившиеся на севере Италии, достались Люфтваффе.
   После окончания войны уцелевшие G.12 использовались Corriere Aerei Militari (Военная курьерская служба ВВС). Производство продолжалось, последними стали пассажирские самолеты G.12CA с моторами Alfa Romeo 128 RC.18 мощностью по 850 л. с. и G.12L с моторами Fiat A.74 RC.42 мощностью по 870 л. с. В удлиненном варианте могло разместиться 18 пассажиров. Существовало два подварианта G.18L - G.18LP с моторами Pratt & Whitney R-1830-S1G3G Twin Wasp мощностью по 1065 л. с. и G.18LB с моторами Bristol Pegasus 48 мощностью по 730 л. с. Всего построено 104 самолета всех модификаций, выпуск прекращен в 1949 году.


Варианты

   G.12LCA: дальний гражданский вариант с моторами Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью 750 л.с. и максимальной взлетной массой 15475 кг; построено несколько самолетов для компании LATI ("Linee Aeree Transcontinental Italiane")
   G.212: увеличенный вариант G.12 разработан после войны, первый полет выполнил 19 февраля 1947 года; прототип передан Aeronautica Militare в декабре 1947 года, это был единственный G.212CA с размахом крыла 29,34 м, моторами Alfa Romeo 128, рассчитанный на перевозку в зависимости от конфигурации салона 24, 30 или 40 пассажиров; на G.212CP стояли моторы Pratt & Whitney, известен как Monterosa или Aeropullman; построено 18 самолетов, которые эксплуатировались, главным образом, авиакомпанией "Avio Linee Italiane" на линиях, связывающих Рим и Милан со Швейцарией, Бельгией, Грецией, Испанией и Турцией; позже несколько G.212 продали перевозчикам из Франции, другие использовались в Египте компанией "Societa Servizi Aerei Internationale d'Egitto" (дочерняя компания "Fiat"), одной из первой начавший выполнять чартерные рейсы; ВВС закупили шесть G.212CP, на одном из которых устроили конференц-салон на четыре персоны и салон для 14 пассажиров; последние два поставленных военным G.212 с 1951 года использовались как летающие учебные классы


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fiat G.12C

   Тип: транспортный самолет с экипажем из трех/четырех человек
   Силовая установка: три звездообразных мотора Fiat A.74RC.42 мощностью 770 л. с. (574 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4900 м - 396 км/ч; крейсерская скорость на высоте 3400 м - 308 км/ч; практический потолок 8000 м; дальность 1740 км
   Масса: пустого 8890 кг; максимальная взлетная 12 800 кг
   Размеры: размах крыла 28,60 м; длина 20,16 м; высота 4,90 м; площадь крыла 113,50 м2
   Полезная нагрузка: до 14 пассажиров в закрытой кабине
Самолет ФИАТ G.12T
Fiat G.12T.
G.12 (на фотографии - G.12T) отличался чистотой аэродинамики. Шасси, включая хвостовую опору, полностью убираемое. Силовая установка - три звездообразных мотора Fiat.
The Fiat G.12 CA Airliner (three 840 h.p. Alfa Romeo 128 RC engines).
One of the contenders considered for the Rome-Tokyo flight was the Fiat G.12, the civil prototype of which had made its first flight on October 14, 1940. The type was subsequently developed as a military transport, the G.12T, as seen here, being introduced in June 1941. A long-range variant could not be made available in time for the Tokyo flight, however.
G 12 transport.
Fitted with Pratt & Whitney R-1830-S1C3G Twin Wasp engines, Fiat G.12LP I-SASS (c/n 100) was one of four operated by Airone, the others being the Alfa Romeo-powered I-AIRE, ’IRN and ’IRO. All four would ultimately be absorbed into the ALI-Flotte Riunite fleet on amalgamation in early 1949.
Fiat G.212CP I-ELCE of Avio Linee Italiane (ALI) awaits another flight at Zurich-Kloten in Switzerland. Tragically the trimotor was lost in an accident while serving as part of the newly minted ALI-Flotte Riunite on May 4, 1949, when it crashed on approach to Turin in fog, killing the entire Torino FC football team.
Fiat G.212CP I-ENEA had a long and varied career, serving with ALI-FR before going to France, returning to Italy in 1952 to operate with independent air carrier SIPTA, with which it made several flights from Italy to Hong Kong.
"Before and after" photographs of the British-registered, 1948-built, Italian Fiat G.212. (Top) As it arrived in Kuwait. Persian Gulf, in early 1954, as I-ENEA of S.I.P.T.A. (Bottom) As G-ANOE of Arabian Desert Airlines (c/n. 10). Power is three P. & W. Twin Wasp R-1830-92 radials.
According to several sources Fiat G.212 trimotor G-ANOE, of short-lived Kuwaiti operator Arabian Desert Airlines, was damaged beyond repair in a landing accident at Kuwait Airport on July 29, 1954. However, John took a photo of it in fine fettle at Beirut in the summer of 1955, even making special mention of it in his report for Flight.
Fiat G.212 Aula Volante.
Fiat G.212 in Avio-Linee Italiane service.
G 212CP (note duplication of registration with G 18V);
MONTE-CAIRO. Aircraft used by Egyptians to airlift repatriated Israeli-held P.O.W.s included this all-white Egyptian Air Force tri-motor Fiat G-212 CP Monterosa - originally purchased by the now defunct Itali-Egyptian company S.A.I.D.E. No markings of any description are visible.
FIAT G.12T
The Fiat G.212 Airliner.