Поиск по сайту:
Варианты
Як-9Т / Як-9М
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Дальнейшее развитие истребителя Як-7Б. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева в мае 1942 г. Первый полет опытный образец Як-7ДИ совершил 26 июня 1942 г. Як-9 представлял собой облегченный Як-7ДИ без двух бензобаков и с новым козырьком кабины. Серийное производство начато в октябре 1942 г. Выпускался на заводах #153 (Новосибирск), #166 (Омск), #82 (Москва). Всего выпущено 16 769 экз. (из них 14 579 - в годы войны). Состоял на вооружении в СССР с ноября 1942 г., в Болгарии - с октября 1944 г., в Польше - с сентября 1944 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся во время войны:
- Як-9 с мотором М-105ПФ, вооружение 1x20+1x12,7;
- Як-9Т с вооружением 1x37+1x12,7 и смещенной вперед кабиной, строился с марта 1943 г.;
- Як-9Д с дополнительными бензобаками и вооружением 1x20+1x12,7;
- Як-9ПД, высотный истребитель с мотором М-105ПД или М-106ПД, увеличенные радиаторы, вооружение 1x20;
- Як-9К с вооружением 1x45+1x12,7, строился с апреля 1944 г.;
- Як-9Б, истребитель-бомбардировщик с внутренней подвеской 400 кг бомб;
- Як-9ДД, дальний истребитель с дополнительными бензобаками, вооружение 1x20, смещенная назад кабина, улучшенное радиооборудование (включая РПК), выпускался с мая 1944 г.;
- Як-9М с мотором М-105ПФ (позднее - М-105ПФ2) с усиленным крылом, смещенной назад кабиной, вооружение 1x20+1x12,7, выпускался с мая 1944 г., облегченный вариант Як-9МПВО с фарой и РПК;
- Як-9У с мотором М-107А, измененным крылом, фанерной обшивкой (вместо полотняной), улучшенной бронезащитой, вооружение 1x20+2x12,7, серия - с апреля 1944 г., с декабря - новые радиаторы;
- Як-9УТ с мотором М-107А и вооружением 1x23+2x20, серия - с февраля 1945 г.
Первое боевое применение Як-9 - в декабре 1942 г. под Сталинградом, далее широко использовались на всех фронтах до конца войны, а также в морской авиации. Группа Як-9ДД в августе 1944 г. базировалась в Бари (Италия). Як-9У применялись в Прибалтике с октября 1944 г. Польские части начали действовать на Як-9М и Як-9Т с января 1945 г., сначала в Польше, а затем в северной части Германии. Снят с производства в декабре 1948 г. Находился в эксплуатации в СССР и Польше до начала 1950-х годов. В Югославии находился на вооружении строевых частей до февраля 1950 г.
Як-9М||
Размах:||9,2 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1x1180 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3095 кг
Максимальная скорость:||573 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||950 км
Описание:
- Як-9Т / Як-9М
- Як-9
Фотографии
-
Мир Авиации 1997-02 / Л.Крылов, Ю.Тепсуркаев - Николай Иванович Иванов /Асы мира/
Як-9Т командира эскадрильи 149 ИАП 323 ИАД ст.л-та Арсения Морозова. Красный нос самолета - отличительный признак 8 ИАК. Летчик погиб на этом самолете 24 июля 1944г. во время Бобруйской операции.
-
АвиаМастер 1999-04 / Д.Хазанов - Битва над Яссами /Хроника победы/
Як-9 149-го ИАП на аэродроме Ямбол, лето 1944г.
-
История Авиации 2001-06 / Л.Юрченко - Анатолий Морозов /Асы мира/
Як-9Т лейтенанта Анатолия Кибкалова. 163-й ИАП, аэродром Калпна, Курская Дуга, лето 1943г. Примерно так выглядел его истребитель в один из дней охоты за немецким "Яком".
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9Т Героя Советского Союза ст.л-та А.И.Выборнова из 728-го ИАП 256-й ИАД. Осень 1944г.
-
Мировая Авиация 15
Як-9Т старшего лейтенанта А. И. Выборнова. В конце 1944 года старший лейтенант А. И. Выборнов из 728-го ИАП 256-й ИАД сражался над Южной Польшей на вооруженном 37-мм пушкой истребителе Як-9Т. На нем летчик сбил 19 самолетов противника. А всего он одержал 23 воздушные победы, из них четыре - на Як-7Б. В 1958 году он стал командиром истребительной авиадивизии. В звании генерал-майора в 1967 году А. И. Выборное был направлен военным советником в Египет, где лично совершил 12 боевых вылетов и принимал участие в боях с самолетами ВВС Израиля. Вышел в отставку в 1980 году.
-
История Авиации 26 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (6)
Як-9Т (борт N 9), на котором Иван Попов участвовал в освобождении Крыма.
-
История Авиации 26 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (6)
Реконструкция внешнего вида Як-9Т (борт. N 12) Ивана Попова по воспоминаниям ветеранов 812-го полка по состоянию на осень 1944г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9Т из состава 3-го ИАК. Район Курска, лето 1943г. Самолет несет опознавательные знаки раннего периода войны
-
История Авиации 2003-03 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (4)
Як-9Т штурмана 812-го ИАП капитана Ивана Попова. 8-я воздушная армия, Южный фронт, сентябрь 1943г.
-
История Авиации 2003-03 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (4)
Як-9Т командира 3-й эскадрильи 812-го ИАП лейтенанта Алексея Машенкина. 8-я воздушная армия, Южный фронт, сентябрь 1943г.
-
Авиация и Время 2005-02 / В.Антипов, И.Уткин - "Скворцы" из стаи "Дракона" (крымская весна 1944г.)
Як-9Т л-та Петра Пескарева из 812-го ИАП. Самолет сбит 12.04.1944г., летчик погиб
-
АвиаМастер 1999-06 / А.Медведь, Д.Хазанов - Не только "Нормандия" /Великая Отечественная/
Як-9Т су-лейтенанта Жозефа Риссо, Тула, весна 1944г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9Т к-на Марселя Лефевра из авиаполка "Нормандия", лето 1944г.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (1)
Як-9Т л-та Марселя Лефевра, март 1944г.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (1)
Як-9Т м-ра Пьера Пуйяда, май 1944г.
-
АвиаМастер 2005-05 / В.Кондратьев - Три сапога /К 60-летию победы над Японией/
Истребитель Як-9М командира 777-го иап Ф.Н.Черемухина, лето 1945г.
-
АвиаМастер 2006-03 / М.Жирохов, В.Харин - Шесть побед Виктора Марьина /Авиация в лицах/
Як-9М, на котором Виктор Марьин воевал в 1945 году
-
История Авиации 2001-04 / А.Медведь - Польские авиационные формирования в СССР в годы Великой Отечественной войны /В небесах мы летали одних/
Як-9М капитана Влодимежа Боева, повредившего вражеский бомбардировщик He111 в воздушном бою 20 января 1945г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Первый опытный Як-9Т на испытаниях в НИИ ВВС. Зима 1943г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9Т на испытаниях в ЛИИ. Весна 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-12 / О.Растренин - Истребитель тяжелый пушечный (2)
Серийный тяжелый истребитель Як-9Т с мотор-пушкой МП-37 (ОКБ-16). (Опытный Як-9Т на испытаниях ???)
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Истребитель Як-9т с пушкой НС-37
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-9Т с 37-мм пушкой
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9Т летчика полка "Нормандия" Героя Советского Союза маркиза Ролана де ла Пуапа. Лето 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Один из Як-9Т полка «Нормандия». Весна 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Братья Рене и Морис Шалль на фоне Як-9Т. Именно Морис Шалль 29 мая 1944 г. по ошибке сбил Ла-5 ст. лейтенанта В. Архипова. Весна 1944 г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9Т на одном из заполярных аэродромов. 1944г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Бортовой "шеврон" очень редко встречался на советских машинах: звено Як-9Т 149-го ИАП на аэродроме Ямбол перед боевым вылетом, лето 1944г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Группа Як-9Т на промежуточном аэродроме во время перегонки на фронт. 1944г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Первый опытный Як-9К на испытаниях в НИИ ВВС. Начало 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Истребитель Як-9к с пушкой НС-45
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Этот Як-9К эксплуатировался в 3-м истребительном авиакорпусе
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Опытный Як-9С на испытаниях в НИИ ВВС. 1945г.
-
История Авиации 2003-03 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (4)
Командир 3-й эскадрильи 812-го ИАП обаятельный лейтенант Алексей Машенкин. На борту его Як-9Т (борт. N 48) шесть победных звездочек (последнюю он прикрывает рукой). Фотография сделана, судя по всему, незадолго до рокового для советского аса воздушного боя, произошедшего 25 сентября 1943г., когда он был сбит над районом Щербаковки и попал в плен.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Герой Советского Союза Ф.И.Шинкаренко у Як-9Т. Пушка этого самолета оснащена нестандартным дульным тормозом
-
Авиация и Космонавтика 2017-05 / Д.Пичугин - 43 отдельный морской
Герой Советского Союза к-н А.Д.Осадчиев после боевого вылета на Истенбург
-
АвиаМастер 2005-05 / В.Кондратьев - Три сапога /К 60-летию победы над Японией/
Майор Ф.Н.Черемухин в кабине своего самолета.
-
АвиаМастер 2006-03 / М.Жирохов, В.Харин - Шесть побед Виктора Марьина /Авиация в лицах/
В.А.Марьин у своего истребителя Як-9М с надписью "Водрузим знамя победы над Берлином!"
-
Авиация и Время 2004-02 / А.Котлобовский - В лучах былой славы (1)
Як-9М из 16-го ИАП ВВС Болгарии
-
Авиация и Космонавтика 1996-11 / В.Бакурский - Созданные для боя
Схема установки пушки НС-37 в моторе самолета Як-9
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-9Т с 37-мм пушкой
- Фотографии