Agusta A-129 Mangusta
Страна: Италия
Год: 1983
Вертолет

Двухместный легкий противотанковый и разведывательный вертолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (36)
Agusta Westland AW 129

  Вертолет Agusta А 129 Mangusta стал первым узкоспециализированным боевым вертолетом, созданным не только в Италии, но и вообще в Западной Европе. Машина проектировалась согласно требованиям итальянской армии, сформулированным в середине 1970-х годов. А 129 также первый европейский вертолет, бортовое оборудование которого базируется на каналах обмена данных по стандарту MIL-STD 1553B, что значительно облегчает работу экипажа.
  Первый прототип А 129 совершил первый официальный полет с аэродрома Касцина-Коста 15 сентября 1983 года (неофициально вертолет поднимался в воздух 11 и 13 сентября). Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce Gem 2-2Mk1004D, собранные по лицензии на фирме "Piaggio". Фирма "Agusta" изготовила четыре опытных вертолета, а после того как один из них пришлось списать, был построен еще и пятый прототип. Все опытные вертолеты приступили к программе летных испытаний до 1985 года.
  Проведенные в 1986 и 1987 годах летные испытания, в ходе которых выполнялись пуски ракет, позволили в декабре 1987 года заключить контракт на поставку первой партии из 15 машин для армейской авиации Италии. Изначально военные определили свои потребности в 100 боевых вертолетов, предназначенных для борьбы с танками и ведения разведки. Однако в связи с окончанием холодной войны заказ был сокращен до 60 машин.
  Первые пять серийных вертолетов поступили в учебный центр армейской авиации в Витебро в октябре 1990 года для проведения эксплуатационных испытаний и переподготовки экипажей. Всего, до приостановки поставок в 1992 году, армия Италии успела получить 45 вертолетов А 129. Сокращение военных расходов заставило урезать многие программы закупки вооружения и военной техники. Одновременно армия Италии пересмотрела требования к противотанковому вертолету - теперь от него требовалась способность решать более широкий круг задач. Необходимость в такой машине особенно остро выявил опыт участия вертолетов Mangusta в международных операциях сил ООН в Сомали в 1992-1994 годах.
  Штатное вооружение боевых вертолетов Mangusta предназначено, в первую очередь, для борьбы с танками. Вертолет способен нести до восьми ПТУР TOW-2A, 52 неуправляемые ракеты калибра 70 мм или более крупные НАР SNIA-BPD Medusa калибра 81 мм. Также возможна подвеска контейнеров с 12,7-мм пулеметами.
  Пилот (он же командир экипажа) располагается в задней кабине, оператор вооружения - в передней.
  Оба члена экипажа снабжены нашлемными дисплеями Honeywell IHADS. Перед кабиной смонтирован прицел Saab HeliTOW, предназначенный для наведения ПТУР TOW и включающий оптический канал высокого разрешения и лазерный дальномер/целеуказатель. Под ним смонтирована инфракрасная система обзора передней полусферы HIRNS. Система HIRNS позволяет летчику уверенно пилотировать вертолет в условиях плохой видимости.
  Большинство бортовых систем вертолета - навигация, связь, система управления вооружением - "завязаны" в единый комплекс четырехканальной цифровой шиной данных с системой управления информацией IMS. Использование системы IMS позволило автоматизировать многие процессы и резко сократить число органов управления.
  В настоящее время производство вертолета Mangusta под обозначением AW129 осуществляет фирма "AgustaWestland". Армия Италии получила 15 последних заказанных ею вертолетов в модернизированном виде, со многими доработками, внедренными на варианте А 129 International. Находящиеся на вооружении вертолеты должны были пройти модернизацию до окончания 2008 года. Сейчас армия Италии проявляет интерес к новому варианту A129 Mangusta СВТ (Combattimento).

  Фирма "Agusta" разработала вертолет А 129 International как увеличенный вариант проверенной машины Mangusta с расширенными боевыми возможностями. Вертолет ориентирован на экспортные поставки, отсюда название International, но проектировался он с учетом требований армейской авиации Италии. На А 129 International установлены два газотурбинных двигателя LHTEC CTS800-2 мощностью 1362 л.с, оснащенные цифровой системой управления FADEC, пятилопастный несущий винт и подфюзеляжная пушечная турель. Нормальная боевая масса машины 4800 кг, максимальная взлетная - 5100 кг. Запас топлива во внутренних баках увеличен на 1 000 кг.
  Первый прототип А 129 International выполнил первый полет 9 января 1995 года. Несущий винт вертолета имеет новую конструкцию с эластомерными подшипниками, запатентованную фирмой "Agusta". Лопасти изготовлены из композитных материалов. Под носовой частью фюзеляжа на турели смонтирована 20-мм пушка TM167B. Много усилий было затрачено на доводку комплекса бортового оборудования, установленного на прототипе под номером 902. В 1996 году к испытаниям присоединился второй опытный вертолет I-INTR/800, на котором стояли двигатели T800, а в 1997 году была смонтирована новая несущая система. Именно эту машину считают первым "настоящим" А 129 International. Вертолету присвоили военный серийный номер 29800, хотя он остался собственностью фирмы "Agusta".
  В кабине вертолета А 129 International установлены цветные многофункциональные дисплеи, в том числе экран с движущейся картой местности. Новая инфракрасная система обзора передней полусферы и целеуказания совместима с ПТУР AGM-114 Hellfire и позволяет вертолету нести смешанную боевую нагрузку из четырех ракет TOW и четырех Hellfire. В ассортимент подвесного вооружения включены ракеты "воздух-воздух" Stinger и Mistral.
  Фирма "Agusta", а потом и "Agusta Westland" предлагали А 129 вооруженным силам Австралии, Индии, Малайзии, Словении, Сингапура, Испании, Швеции, Турции и Великобритании, в разное время объявлявшим конкурсы на новый боевой вертолет. Однако первый заказ, отнюдь не гарантированный, был получен лишь в 2007 году - 50 машин заказала Турция. Если контракт не расторгнут, поставка вертолетов под обозначением T129 начнется в 2013 году и продлится до 2018 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Agusta Westland А 129 Mangusta

  Тип: двухместный легкий противотанковый и разведывательный вертолет
  Силовая установка: два газотурбинных двигателя Piaggio (Rolls-Royce) Gem 2-2 Mk 1004D мощностью no 825 л. с.
  Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 259 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 250 км/ч; скороподъемность на уровне моря 655 м в минуту; статический потолок с учетом влияния земли 3750 м; радиус действия с патрулированием в заданном районе в течение 90 минут 100 км
  Массы: пустого 2529 кг; максимальная взлетная 4100 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11,90 м; размах крыла 3,20 м; длина с вращающимися винтами 14,29 м; длина фюзеляжа 12,28 м; высота 3,35 м; площадь, ометаемая несущим винтом 111,22м2
  Вооружение: максимальная масса боевой нагрузки 1200 кг
 
Flight testing of the Agusta A 129 began on 15 September last year.
Первый прототип P1 (зав. № 29001). Сентябрь 1983 г.
Прототип P3 (зав. № 29004) совершает первый полет. 23 мая 1985 г.
Итальянский боевой вертолет A.129 "Мангуста"
A selection of possible weapon
Серийная "Мангуста" первой модификации с полным комплектом подвесного вооружения.

Italian Army Agusta A 129 from Lot 2 (1999)
Пятый серийный экземпляр «Мангусты» (зав. № 29010), вооруженный ПТУР «ТОУ» и блоками НАР «Медуза»
"Мангуста" в сомалийской пустыне.

Подготовка к вылету A129 на полевом аэродроме. Сомали, 1993 г.
Серийный A129 (зав. № 29037) на заводском аэродроме в Кашине Коста
«Мангуста» (зав. № 29039) проходит облет
A129 из 49-й группы сопровождает многоцелевой вертолет A205. Албания, 1997 г.
Опытный экземпляр N 29002 после оснащения двигателями LHTEC CTS 800-2
Опытный экземпляр № 29002 с 12,7-мм пулеметом. Справа - тот же вертолет с 20-мм пушкой TM-197B, боекомплект которой размещен в коробах на обоих бортах
20-мм пушка TM-197B «Вулкан»
Послеполетный осмотр A129CTB. Италия, 2013 г.
В полете - "Мангуста Интернешнл".

Первый экземпляр A129CBT (зав. № 29051), вооруженный ракетами «Стингер»
Пушка "Мангусты Интернешнл" обладает весьма широким сектором обстрела.

Новейший вариант «Мангусты» - AH-129D
«Мангусты» отрабатывают действия в паре
«Мангуста» прикрывает приземлившийся CH-47C
T129
Опытный экземпляр P-6 перед одним из своих первых полетов
T129
T129A, вооруженный блоками 70-мм НАР
Все девять T129A поступили в эскадрилью «Волкан»
Вертолет T129A уже показан на нескольких авиасалонах
Обзорно-прицельная система ASELFLIR-300T и пушка TM-197B
Ракеты «воздух-земля» CIRIT и противотанковые ракеты MIZRAK-U
Rotor head of Agusta A 129 Mangusta showing blade retention fittings held by single elastomeric bearings, hydraulic drag dampers, and control linkage emerging from top of cylindrical rotor mast (1994)
 
Сборка «Мангуст» на заводе в Кашине Коста
Экземпляр для наземной отработки агрегатов и вооружения «Мангусты»