Sopwith Camel / F.1
Страна: Великобритания
Год: 1916


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (8)
Sopwith Camel

   Вслед за самолетами Pup и Triplane Герберт Смит спроектировал Camel, который ныне считают классикой истребителей-бипланов. Camel не обладал грацией своих предшественников, но являлся настоящим самолетом для воздушного боя. Сменив на Западным фронте Pup, Camel заслужил право называться лучшим британским истребителем Первой мировой войны.
   Camel продолжил линию развития истребителя Pup, получив более мощный мотор и вооружение из двух пулеметов в носовой части фюзеляжа. Характерные слегка изогнутые обводы фюзеляжа в немалой степени способствовали тому, что самолет получил наименование "Camel" (верблюд).
   Из-за сильного гироскопического момента, создаваемого мощным мотором, самолет имел тенденцию к развороту вправо. Однако это было допустимой платой за уникальные маневренность и управляемость.
   На Camel устанавливали различные моторы: 130- и 140-сильные Clerget, 110-сильные Le Rhone, 150-сильные Bentley B.R.1, 100-150-сильные Gnome Monosoupape. Построили экспериментальные Camel с моторами Le Rhone мощностью 150 л. с. и Gnome Monosoupape мощностью 180 л. с.
   Три из четырех прототипов Biplane F.1 были оснащены моторами Clerget мощностью 110 л. с., первый из них поднялся в воздух в январе 1917 года. Camel строились как для Королевского авиационного корпуса, так и для морской авиации Великобритании. Первые две эскадрильи Авиакорпуса перевооружили на Camel в июле 1917 года. До конца войны было построено 1325 истребителей Camel, большинство с моторами Clerget или Le Rhone.
   Летчики Королевского авиационного корпуса (позже ВВС Великобритании) и британских ВМС одержали на Camel 1294 победы в воздушных боях. Таким образом Camel стал самым результативным истребителем Первой мировой войны. На нем сражались многие легендарные летчики, включая Коллишоу, Макларена, Баркера и Вуллета, каждый из которых одержал в воздушных боях более 50 побед.
   В качестве дневного и ночного истребителя Camel применялся в ПВО Великобритании и внес ощутимый вклад в борьбу с германскими бомбардировщиками Gotha.
   На основе базовой модели разработали самолет F.1/1, крылья которого имели прямые законцовки, и T.F.1 (Trench Fighter), вооруженный двумя пулеметами Lewis, установленными стволами вниз; ни один из них в серию не пошел.
   Несколько F.1 Camel базировалось на кораблях, а последний серийный вариант 2F.1 Camel спроектировали как палубный. Его фюзеляж состоял из двух секций, а крылья были меньшего размаха. Вариант 2F.1 Camel поступил на вооружение в начале 1918 года и эксплуатировался в течение нескольких лет после окончания войны.
   Camel воевали на Западном фронте, в Италии, Палестине, а также на Адриатическом и Эгейском морях. Эти истребители имелись в составе контингента британских ВВС и славяно-британской авиагруппы, действовавших в 1918 году в районе Архангельска.
   Также Camel состояли на вооружении 17-й и 41-й авиационных эскадрилий экспедиционных сил США во Франции, ВВС Бельгии, Канады и Греции.
   Комплектующие для Camel изготавливали по всей Великобритании. Всего было построено 5490 самолетов.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sopwith F.1 Camel

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ротативный мотор Clerget мощностью 130 л. с. (97 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1980 м - 185 км/ч; практический потолок 1980 м; продолжительность полета 2 ч 30 мин
   Масса: пустого 421 кг; максимальная взлетная 659 кг
   Размеры: размах крыльев 8,53 м; длина 5,72 м; высота 2,59 м; площадь крыльев 21,46 м2
   Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета Vickers, до четырех держателей для 9,1-кг бомб Cooper или бомб калибра 11 кг под фюзеляжем
"Сопвич Кэмел" B7270 из 209-й эскадрильи, на котором капитан Браун 21 апреля 1918г. атаковал "красного барона".
"Кэмэл" (сер. N C1576) из состава 54-й эскадрильи Королевских канадских ВВС, сбиты1 18 марта 1918г. в ходе рейда к Бюзиньи. Его пилот - 2-й лейтенант Эдвард Ли - попал в плен
Сопвич "Кэмел", подбитый и захваченный красноармейцами 29 августа 1919г. в районе Петрозаводска.
F.1 Camel. F6314 - один из самолетов Camel 210-й эскадрильи, сформированной в 1918 году в Королевских военно-воздушных силах. Эскадрилья принимала участие в ожесточенных боях весной 1918 года, отражая наступление германских войск на Западном фронте.
Один из 143 самолетов F.1 Camel экспедиционных сил США (AEF, American Expeditionary Force). Истребитель принадлежал 41-й авиационной эскадрилье, одной из двух эскадрилий, вооруженных Camel и действовавших во Франции в 1918 году. В руках американских летчиков Camel оказался не столь эффективен, как SPAD XIII.
На службе эстонских ВВС. На этом Camel N-6616 летал капитан Клод Эмери, в 1919 году откомандированный в эстонскую авиаэскадрилью. Самолет был получен с авианосца "Виндиктив" и использовался эстонскими ВВС совместно с другими поставленными Британией машинами, в том числе Avro 504K, D.H.9 и Short 184.
Sopwith 2.F1 Camel N 8187 ст.л-та Якубова. Латгальский фронт, апрель-май 1920г.
В Бельгии. Самолет Camel, на котором в конце войны летал в составе 9-й эскадрильи бельгийской истребительной авиагруппы пилот Йан Олейслагерс (шесть побед). Всегда утверждалось, что он сбил больше немецких самолетов, чем официально зафиксировано в его послужном списке, хотя ни одной сбитой им машины над занятой немцами территорией не зафиксировано.