Sopwith Camel
Вслед за самолетами Pup и Triplane Герберт Смит спроектировал Camel, который ныне считают классикой истребителей-бипланов. Camel не обладал грацией своих предшественников, но являлся настоящим самолетом для воздушного боя. ДальшеMore>>>
Сменив на Западным фронте Pup, Camel заслужил право называться лучшим британским истребителем Первой мировой войны.
Camel продолжил линию развития истребителя Pup, получив более мощный мотор и вооружение из двух пулеметов в носовой части фюзеляжа. Характерные слегка изогнутые обводы фюзеляжа в немалой степени способствовали тому, что самолет получил наименование "Camel" (верблюд).
Из-за сильного гироскопического момента, создаваемого мощным мотором, самолет имел тенденцию к развороту вправо. Однако это было допустимой платой за уникальные маневренность и управляемость.
На Camel устанавливали различные моторы: 130- и 140-сильные Clerget, 110-сильные Le Rhone, 150-сильные Bentley B.R.1, 100-150-сильные Gnome Monosoupape. Построили экспериментальные Camel с моторами Le Rhone мощностью 150 л. с. и Gnome Monosoupape мощностью 180 л. с.
Три из четырех прототипов Biplane F.1 были оснащены моторами Clerget мощностью 110 л. с., первый из них поднялся в воздух в январе 1917 года. Camel строились как для Королевского авиационного корпуса, так и для морской авиации Великобритании. Первые две эскадрильи Авиакорпуса перевооружили на Camel в июле 1917 года. До конца войны было построено 1325 истребителей Camel, большинство с моторами Clerget или Le Rhone.
Летчики Королевского авиационного корпуса (позже ВВС Великобритании) и британских ВМС одержали на Camel 1294 победы в воздушных боях. Таким образом Camel стал самым результативным истребителем Первой мировой войны. На нем сражались многие легендарные летчики, включая Коллишоу, Макларена, Баркера и Вуллета, каждый из которых одержал в воздушных боях более 50 побед.
В качестве дневного и ночного истребителя Camel применялся в ПВО Великобритании и внес ощутимый вклад в борьбу с германскими бомбардировщиками Gotha.
На основе базовой модели разработали самолет F.1/1, крылья которого имели прямые законцовки, и T.F.1 (Trench Fighter), вооруженный двумя пулеметами Lewis, установленными стволами вниз; ни один из них в серию не пошел.
Несколько F.1 Camel базировалось на кораблях, а последний серийный вариант 2F.1 Camel спроектировали как палубный. Его фюзеляж состоял из двух секций, а крылья были меньшего размаха. Вариант 2F.1 Camel поступил на вооружение в начале 1918 года и эксплуатировался в течение нескольких лет после окончания войны.
Camel воевали на Западном фронте, в Италии, Палестине, а также на Адриатическом и Эгейском морях. Эти истребители имелись в составе контингента британских ВВС и славяно-британской авиагруппы, действовавших в 1918 году в районе Архангельска.
Также Camel состояли на вооружении 17-й и 41-й авиационных эскадрилий экспедиционных сил США во Франции, ВВС Бельгии, Канады и Греции.
Комплектующие для Camel изготавливали по всей Великобритании. Всего было построено 5490 самолетов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Sopwith F.1 Camel
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один ротативный мотор Clerget мощностью 130 л. с. (97 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1980 м - 185 км/ч; практический потолок 1980 м; продолжительность полета 2 ч 30 мин
Масса: пустого 421 кг; максимальная взлетная 659 кг
Размеры: размах крыльев 8,53 м; длина 5,72 м; высота 2,59 м; площадь крыльев 21,46 м2
Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета Vickers, до четырех держателей для 9,1-кг бомб Cooper или бомб калибра 11 кг под фюзеляжем
"Сопвич Кэмел" B7270 из 209-й эскадрильи, на котором капитан Браун 21 апреля 1918г. атаковал "красного барона".
"Кэмэл" (сер. N C1576) из состава 54-й эскадрильи Королевских канадских ВВС, сбиты1 18 марта 1918г. в ходе рейда к Бюзиньи. Его пилот - 2-й лейтенант Эдвард Ли - попал в плен
Сопвич "Кэмел", подбитый и захваченный красноармейцами 29 августа 1919г. в районе Петрозаводска.
F.1 Camel. F6314 - один из самолетов Camel 210-й эскадрильи, сформированной в 1918 году в Королевских военно-воздушных силах. Эскадрилья принимала участие в ожесточенных боях весной 1918 года, отражая наступление германских войск на Западном фронте.
Один из 143 самолетов F.1 Camel экспедиционных сил США (AEF, American Expeditionary Force). Истребитель принадлежал 41-й авиационной эскадрилье, одной из двух эскадрилий, вооруженных Camel и действовавших во Франции в 1918 году. В руках американских летчиков Camel оказался не столь эффективен, как SPAD XIII.
На службе эстонских ВВС. На этом Camel N-6616 летал капитан Клод Эмери, в 1919 году откомандированный в эстонскую авиаэскадрилью. Самолет был получен с авианосца "Виндиктив" и использовался эстонскими ВВС совместно с другими поставленными Британией машинами, в том числе Avro 504K, D.H.9 и Short 184.
Sopwith 2.F1 Camel N 8187 ст.л-та Якубова. Латгальский фронт, апрель-май 1920г.
В Бельгии. Самолет Camel, на котором в конце войны летал в составе 9-й эскадрильи бельгийской истребительной авиагруппы пилот Йан Олейслагерс (шесть побед). Всегда утверждалось, что он сбил больше немецких самолетов, чем официально зафиксировано в его послужном списке, хотя ни одной сбитой им машины над занятой немцами территорией не зафиксировано.