Лавочкин Ла-5Ф
Варианты:
Лавочкин - Ла-5Ф - 1943 - Россия
Страна: Россия
Год: 1943


Истребитель
Описание:
Ла-5Ф
Ла-5
Фотографии

Ла-5Ф

Являлся переделкой истребителя ЛаГГ-3 под мотор М-82. Моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Первая подобная переделка была выполнена под руководством М.И.Гудкова в августе 1941 г. (Гу-82 - ЛаГГ-3 с мотоустановкой от Су-2). Первый полет ЛаГГ-3, переделанного под новый мотор под руководством С.М.Алексеева, состоялся в марте 1942 г. В апреле прошли госиспытания, а уже в августе началось серийное производство под обозначением ЛаГГ-5 (с 8 сентября 1942 г. переименован в Ла-5). Первоначально под новый мотор переделывались уже изготовленные планеры ЛаГГ-3. Ла-5 строили три завода: # 21 - в Горьком, # 99 - в Улан-Удэ и # 381 - в Москве. Всего выпустили 10 003 Ла-5 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении советских ВВС с августа 1942 г., а в марте 1944 г. их получили чехословацкие части, базировавшиеся на территории СССР.
Основные серийные модификации:
  - Ла-5 с мотором М-82, переделка ЛаГГ-3, вооружение 2x20, бомбы до 200 кг, до 6 НУРС;
  - Ла-5Ф (выпускался с декабря 1942 г.), облегченный (без двух бензобаков) вариант с мотором М-82Ф, поздние серии получили пониженный гаргрот и фонарь с обзором назад;
  - Ла-5ФН (строился с марта 1943 г.) с мотором М-82ФН и новым капотом двигателя, с 39-й серии - металлические лонжероны по типу Ла-7.
Ла-5 начали применяться с августа 1942 г. под Сталинградом. В значительном количестве появились под Харьковом в марте 1943 г., затем на Кубани, под Ленинградом и Великими Луками. Массированное использование Ла-5ФН имело место в Курской битве. Далее применялись практически по всему фронту. В мае 1945 г. Ла-5 находились на вооружении 42 полков. Чехословацкие летчики воевали на Ла-5ФН с июля 1944 г. в Карпатах и Словакии. Самолет снят с производства в ноябре 1944 г., но участвовал в боевых действиях на всех фронтах до конца войны. В Чехословакии как S-95 служил до 1950 г.

Ла-5

<...>
  В КБ Лавочкина применили несиловую обшивку на фюзеляже. В апреле 1942 года успешно испытали два прототипа. Начался выпуск модели, именуемой ЛаГГ-5 (ЛаГ-5), затем в серию пошел Ла-5. Со временем фюзеляж полностью переделали под М-82. Новый фонарь кабины обеспечил хороший обзор в задней полусфере. Ла-5 хорошо проявили себя в небе над Сталинградом. Летчики оценили отменную маневренность, особенно на малых и средних высотах.
  Далее конструкторы направили свои усилия на снижение массы самолета, уменьшение лобового сопротивления, улучшение управляемости и увеличение дальности полета. Емкость баков довели до 462 л.
<...>


Варианты

  Ла-5Ф: вариант с карбюраторным М-82 и рядом небольших конструкционных изменений
Самолет самого результативного летчика Ла-5 - дважды Героя Советского Союза К.А.Евстигнеева (53 личные и 3 групповые победы). На Ла-5Ф (борт. N 14) он воевал в бывшем 240-м ИАП, к тому времени - 178-м ГИАП, с сентября 1944г. по февраль 1945г. Этот самолет в мае-июне 1944г. был самолетом будущего трижды Героя Советского Союза И.Н.Кожедуба
Самолет самого результативного летчика Ла-5 - дважды Героя Советского Союза К.А.Евстигнеева (53 личные и 3 групповые победы). На Ла-5Ф (борт. N 78) он закончил войну
Ла-5Ф "белая 17", лето 1943г. Черно-зеленый камуфляж с обозначениями северо-западного ТВД.
Ла-5 из 8-й Гвардейской иад.
Данный Ла-5Ф являлся ранним серийным самолетом, что заметно по укороченному воздухозаборнику нагнетателя, расположенному на капоте, и зимой 1943-1944 годов воевал в составе 523-го истребительного авиаполка 303-й истребительной авиадивизии. 523-й авиаполк был перевооружен на Ла-5Ф незадолго перед этим.
Трофейный Ла-5Ф. Германия, а/б Рехлин, 1944г.
Облегченный Ла-5 N 39210101 в НИИ ВВС, декабрь 1942г.
Ла-5Ф
Ла-5Ф из 3-го ГИАП ВВС Балтфлота. 1944г.
A new production La-5 of the initial series version.
Ла-5ФН "белая 17" из 3-го ГИАП ВВС Балтфлота. 1944г.
Самолеты 159-го ИАП на стоянке
Подвеска под Ла-5Ф бомб
Истребитель Ла-5Ф
Ла-5Ф из 21-го истребительного авиационного полка выруливает на старт, лето 1944 года. Хорошо видна отличающаяся от Ла-5 конструкция фонаря кабины и задняя часть фюзеляжа.
Самолет Ла-5 с двумя 20-мм пушками ШВАК - основной истребитель советских ВВС
Ла-5Ф из состава 3-й ГИАП, Прибалтика, 1944г.
Ла-5Ф "Монгольский арат". Самолеты, которые несли такую надпись, строились на средства трудящихся Монголии
В перерыве между боевыми вылетами
Летчики и техники 2-й эскадрильи "Монгольский арат"
Техник самолета гв.ст.сержант В.Дубровский в кабине истребителя Ла-5ФН эскадрильи "Монгольский арат"
С.Д.Горелов у своего истребителя Ла-5Ф, 1943г.
Автор статьи В.И.Алексеенко и А.Г.Кубышкин у самолета Ла-5Ф выпуска завода N 381 на Центральном аэродроме. Лето 1943г.
Генерал-майор И.А.Лакеев дает задание летчикам истребителей Ла-5Ф
Ла-5Ф заместителя командира 254-го ИАП м-ра М.П.Кольцова
Легендарный летчик А.Маресьев сражался на Ла-5Ф в 63-м ГИАП
Обслуживание самолета 254-го ИАП. Волховский фронт, аэродром Колосарь, 1943г.
Изучение матчасти самолета Ла-5
Поточная сборка истребителей Ла-5Ф на авиазаводе
Сборочная линия истребителей Ла-5 на заводе N 21 в Горьком. Без этой фотографии не обходится ни одна статья или книга о самолете Ла-5. Виден воздухозаборник нагнетателя и амбразуры двух пушек ШВАК.
Истребитель Ла-5Ф в демонстрационном зале ЦАГИ
Ла-5ФН превосходил своих противников на малых и средних высотах. На фотографии - Ла-5Ф на одном из центральных участков советско-германского фронта летом 1943 года.
Ла-5Ф с пониженным гаргротом над Курской дугой
Ставшие немецкими трофеями Ла-5ФН и Ла-5Ф проходили испытания на авиабазе Рехлин
М.И.Пойченко, Д.И.Шоломович (операторы киногруппы Трояновского), фоторепортер Я.Н.Халип (корреспондент газеты "Красная звезда") и М.А.Трояновский на аэродроме под Армавиром, январь 1943.
Фото: http://alex-n10.livejournal.com/3436.html
Вид на лобовое бронестекло и радиостанцию
Ла-5Ф (М 1:72), переделанный из Ла-5ФН фирмы КР
Компоновочная схема истребителя Ла-5Ф
Ла-5Ф