Варианты
Ла-5
Являлся переделкой истребителя ЛаГГ-3 под мотор М-82. Моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Первая подобная переделка была выполнена под руководством М.И.Гудкова в августе 1941 г. (Гу-82 - ЛаГГ-3 с мотоустановкой от Су-2). Первый полет ЛаГГ-3, переделанного под новый мотор под руководством С.М.Алексеева, состоялся в марте 1942 г. В апреле прошли госиспытания, а уже в августе началось серийное производство под обозначением ЛаГГ-5 (с 8 сентября 1942 г. переименован в Ла-5). Первоначально под новый мотор переделывались уже изготовленные планеры ЛаГГ-3. Ла-5 строили три завода: # 21 - в Горьком, # 99 - в Улан-Удэ и # 381 - в Москве. Всего выпустили 10 003 Ла-5 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении советских ВВС с августа 1942 г., а в марте 1944 г. их получили чехословацкие части, базировавшиеся на территории СССР.
Основные серийные модификации:
- Ла-5 с мотором М-82, переделка ЛаГГ-3, вооружение 2x20, бомбы до 200 кг, до 6 НУРС;
- Ла-5Ф (выпускался с декабря 1942 г.), облегченный (без двух бензобаков) вариант с мотором М-82Ф, поздние серии получили пониженный гаргрот и фонарь с обзором назад;
- Ла-5ФН (строился с марта 1943 г.) с мотором М-82ФН и новым капотом двигателя, с 39-й серии - металлические лонжероны по типу Ла-7.
Ла-5 начали применяться с августа 1942 г. под Сталинградом. В значительном количестве появились под Харьковом в марте 1943 г., затем на Кубани, под Ленинградом и Великими Луками. Массированное использование Ла-5ФН имело место в Курской битве. Далее применялись практически по всему фронту. В мае 1945 г. Ла-5 находились на вооружении 42 полков. Чехословацкие летчики воевали на Ла-5ФН с июля 1944 г. в Карпатах и Словакии. Самолет снят с производства в ноябре 1944 г., но участвовал в боевых действиях на всех фронтах до конца войны. В Чехословакии как S-95 служил до 1950 г.
Описание:
- Ла-5
- Ла-5
Фотографии
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Самолет самого результативного летчика Ла-5 - дважды Героя Советского Союза К.А.Евстигнеева (53 личные и 3 групповые победы). На Ла-5 (борт. N 02) он летал весной 1943г. в 240-м ИАП.
-
Мировая Авиация 231
Ла-5, 240-й ИАП (затем 178-й ГвИАП), середина 1943 года. "Белый 75", окрашенный в стандартный зелено-черный камуфляж, принадлежал Ивану Кожедубу, когда его авиаполк участвовал в Курской битве. Надпись на фюзеляже - "Эскадрилья Валерий Чкалов" - не была единичной, в честь легендарного летчика были названы также самолеты в 4-м ГвИАП авиации КБФ, 193-м и 254-м ИАП, 88-м, 13-м и 11-м ГвИАП, а также по одной машине в 137-м и 21-м ИАП советских ВВС.
-
Мировая Авиация 94
Ла-5. На истребителях Ла сражался лучший советский ас И.Н. Кожедуб (62 официальные победы в воздушных боях плюс минимум две "неофициальные" - истребители P-51 Mustang ВВС Армии США, сбитые по ошибке). Изображен Ла-5 из 240-го ИАП 302-й ИАД 5-й ВА, Ленинградский фронт, начало 1944 года.
-
Авиация и Космонавтика 1999-01 / В.Дымич - Веселая охота на востоке Европы
Истребитель Ла-5 комэска 523 ИАП капитана Алексея Харченко (Курская дуга, весна-лето 1943г.)
-
Авиация и Время 2011-06 / Л.Качан - Один из многих
Ла-5 из 1-го ЗАП. Арзамас, осень 1942 г.
-
Мировая Авиация 231
Ла-5, 4-й ГвИАП авиации Краснознаменного Балтийского флота, конец лета 1943 года. Данный самолет принадлежал Герою Советского Союза гвардии капитану Георгию Дмитриевичу Костылеву. За кабиной видны 42 звездочки - количество побед, но официально на конец войны боевой счет летчика составил 43 победы. Под кабиной - эмблема гвардейской части, знак "Гвардия".
-
АвиаМастер 2005-02 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Вдали от Сталинграда /На фронтах Великой Отечественной/
Истребитель Ла-5 из состава 169-го ИАП 210-й ИАД, воевавшей в районе Великих Лук.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Ла-5 Героя Советского Союза гв.к-на И.Лавейкина из 5-го ГИАП. Сталинградский фронт, зима 1942-43гг.
-
АвиаМастер 2004-03 / Д.Хазанов, В.Горбач - Прелюдия к битве /Наш анонс/
Ла-5 из 302-й иад. Аэродром "Скородное", июль 1943г.
-
Авиация и Время 2002-03 / М.Жирохов - Испанские летчики-добровольцы в ВВС РККА
Ла-5 Висенте Бельтрана из 960-го ИАП, июнь 1943г.
-
АвиаМастер 2004-05 / М.Быков, А.Диков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (2)
Ла-5 "белая 91", лето-осень 1943г. При ремонте самолет перекрашен: черно-зеленый камуфляж (вместе с бортовым ОЗ) сверзу "задут" тонким слоем серого и отчетливо "проступает" из-под новой окраски.
-
Авиация и Время 2002-03 / М.Жирохов - Испанские летчики-добровольцы в ВВС РККА
Ла-5 эскадрильи им. А.Чекалина, в которой летал Франциско Мероньо, февраль 1943г.
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
Истребитель Ла-5 - первенец второго поколения лавочкинских машин
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / Г.Серов - История Ла-5 или Развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны (2)
Серийный Ла-5 N 37210218 в НИИ ВВС, август 1942г.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Один из первых Ла-5 М-82А, проходивший испытания в НИИ ВВС
-
Мировая Авиация 8
Самолеты Ла-5 и Ла-7 вошли в число лучших истребителей Второй мировой войны. Ла-5 М-82А сфотографирован на полевом аэродроме в районе Курска летом 1943 года. Вскоре советский летчик вступит в бой с самолетами 4-го воздушного флота Люфтваффе.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Один из опытных Ла-5, на котором отрабатывали двигатель с повышенным наддувом
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Опытный истребитель, на котором, возможно, отрабатывалась установка турбокомпрессора
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Ла-5 улучшенный по рекомендациям ЦАГИ. Обращает на себя внимание винт от "Аэрокобры" (Опытный самолет ЛаГ-5 ?)
-
Авиация и Космонавтика 2017-03 / ??? - Легендарный "Лавочкин"
Серийный истребитель Ла-5, зима 1942-1943 гг.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Один из первых Ла-5, переданных 10-му ГИАП ВВС Балтфлота
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Ла-5 из 159-го ИАП. 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
Именная авиаэскадрилья "Валерий Чкалов". 1944г.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Летчик 159-го ИАП М.Т.Пилютов делится боевым опытом. В этом полку было 13 самолетов с надписью "Эскадрилья "Валерий Чкалов"". Кроме того, такие машины, построенные на средства земляков знаменитого летчика, попали еще в три авиаполка
-
Air International 1980-12
The photograph of an early La-5 of the 159 IAP inscribed Eskadrilya Valeri Chkalov and operating on the Karelian Isthmus in the summer of 1944.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Самолеты 159-го ИАП на стоянке
Другие самолёты на фотографии: Лавочкин Ла-5Ф - Россия - 1943
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Ла-5 выруливает на взлет. Волховский фронт, 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-03 / ??? - Легендарный "Лавочкин"
Пара Ла-5 из 302-й иад на полевом аэродроме на Курской дуге
-
Мировая Авиация 169
Взлетает Ла-5 из 3-го ГИАП ВВС Балтфлота. Лето 1944г. (лето-осень 1943г.?)
A converted LaGG-3 airframe to initial La-5 (sometimes referred to as LaG-5) standards -
Мировая Авиация 7
По конструкции планера первые серийные самолеты Ла-5 почти не отличались от самолетов ЛаГГ-3. Доработка планера проводилось только в объеме, связанном с необходимостью замены двигателя.
Предкрылки Ла-5 позволяли летать на значительных углах атаки. -
Авиация и Космонавтика 2022-02 / С.Мороз - Развитие истребителей МиГ в условиях войны
Ла-5 капитана Г.Д.Костылева в музее обороны Ленинграда, 1945 г.
Самолет конструкции Лавочкина Ла-5 с мотором воздушного охлаждения М-82 благодаря последовательному улучшению стал одним из лучших истребителей времен Великой Отечественной войны -
Авиация и Космонавтика 2005-04 / Г.Серов - История Ла-5 или Развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны (3)
Выхлопные патрубки Ла-5ФН и серийный выхлопной коллектор Ла-5
Другие самолёты на фотографии: Лавочкин Ла-5ФН - Россия - 1943
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Пушки СП-20, подготовленные к обслуживанию
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Сборка Ла-5 М-82А на заводе N 21 в Горьком
-
Авиация и Космонавтика 2024-05 / А.Ивицкий - И все-таки он был нужен
Производство ЛаГГ-3 на авиазаводе N 31 в Горьком. На второй линии сборки видны истребители Ла-5 с мотором воздушного охлаждения
Другие самолёты на фотографии: Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 / И-301 - Россия - 1940
-
Авиация и Космонавтика 2022-06 / А.Пухлов - "Аэрокобра", "Яковлев", "Лавочкин": статистика боевой эффективности советских истребителей
Герой Советского Союза Владимир Серов
-
Авиация и Космонавтика 2007-07 / М.Никольский - 790-й истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк
Передача истребителя Ла-5, построенного на средства колхозника А.Власенко (в центре) командиру 790-го ИАП подполковнику Ф.Н.Кулякину, аэродром Белый Колодезь, Крым, 1944г. Слева - ст. инженер полка А.Ф.Бугаев
-
Авиация и Время 2011-06 / Л.Качан - Один из многих
Инструктор 1-го ЗАП сержант Зелёнкин (крайний слева) проводит предполетный инструктаж. Арзамас, осень 1942 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-03 / ??? - Легендарный "Лавочкин"
Иван Кожедуб (второй слева) с однополчанами у самолета Ла-5, лето 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-05 / /Фотоархив/
Малоизвестная фотография из личного архива трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба.
-
Мировая Авиация 3
Группа советских летчиц из 586-го истребительного авиаполка, в котором служила Литвяк, собралась возле самолета Ла-5 перед очередным боевым заданием. Уже во время своего второго вылета в составе этого полка Литвяк сбила сразу два немецких самолета.
-
Авиация и Космонавтика 2023-03 / Е.Арчаков - Длинный боевой путь
Летчики полка у самолета Ла-5, зима 1942 - 1943 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2007-07 / М.Никольский - 790-й истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк
Летчик старшина А.К.Санников в кабине истребителя Ла-15, 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-04 / В.Урвачев - Сборы асов ПВО Москвы в Люберцах. 1942г. /Архивы раскрывают тайны/
Александр Смирнов у самолета Ла-5 (фото второй половины войны)
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Серийные "Лавочкины" довольно долго отличались весьма низким качеством изготовления
-
Авиация и Время 2006-06 / С.Шумилин - "Лавочкины" для настоящих умельцев
Ла-5 (М 1:48), собранный из набора фирмы Vector
-
АэроХобби 1992-01 / А.Котлобовский - Самолет не для начинающих: из истории создания истребителя ЛаГГ-3 /Домашний авиамузей/ (1)
И-301, ЛаГГ-3, "105", ЛаГ-5, Прототип Ла-5, Гу-82
Другие самолёты на фотографии: Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 / И-301 - Россия - 1940Лавочкин, Гудков ЛаГ-5 / Гу-82 - Россия - 1942
- Фотографии