Лавочкин Ла-5
Варианты:
Лавочкин - Ла-5 - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Истребитель
Описание:
Ла-5
Ла-5
Фотографии

Ла-5

Являлся переделкой истребителя ЛаГГ-3 под мотор М-82. Моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Первая подобная переделка была выполнена под руководством М.И.Гудкова в августе 1941 г. (Гу-82 - ЛаГГ-3 с мотоустановкой от Су-2). Первый полет ЛаГГ-3, переделанного под новый мотор под руководством С.М.Алексеева, состоялся в марте 1942 г. В апреле прошли госиспытания, а уже в августе началось серийное производство под обозначением ЛаГГ-5 (с 8 сентября 1942 г. переименован в Ла-5). Первоначально под новый мотор переделывались уже изготовленные планеры ЛаГГ-3. Ла-5 строили три завода: # 21 - в Горьком, # 99 - в Улан-Удэ и # 381 - в Москве. Всего выпустили 10 003 Ла-5 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении советских ВВС с августа 1942 г., а в марте 1944 г. их получили чехословацкие части, базировавшиеся на территории СССР.
Основные серийные модификации:
  - Ла-5 с мотором М-82, переделка ЛаГГ-3, вооружение 2x20, бомбы до 200 кг, до 6 НУРС;
  - Ла-5Ф (выпускался с декабря 1942 г.), облегченный (без двух бензобаков) вариант с мотором М-82Ф, поздние серии получили пониженный гаргрот и фонарь с обзором назад;
  - Ла-5ФН (строился с марта 1943 г.) с мотором М-82ФН и новым капотом двигателя, с 39-й серии - металлические лонжероны по типу Ла-7.
Ла-5 начали применяться с августа 1942 г. под Сталинградом. В значительном количестве появились под Харьковом в марте 1943 г., затем на Кубани, под Ленинградом и Великими Луками. Массированное использование Ла-5ФН имело место в Курской битве. Далее применялись практически по всему фронту. В мае 1945 г. Ла-5 находились на вооружении 42 полков. Чехословацкие летчики воевали на Ла-5ФН с июля 1944 г. в Карпатах и Словакии. Самолет снят с производства в ноябре 1944 г., но участвовал в боевых действиях на всех фронтах до конца войны. В Чехословакии как S-95 служил до 1950 г.

Ла-5

ЛаГГ-3 уступал большинству современных ему истребителей, требовалось радикальное улучшение характеристик самолета. Главным шагом стала установка звездообразного двигателя М-82А конструкции А.Д. Швецова - новый мотор давал ощутимый прирост скоростных данных. Сопряжение нового звездообразного мотора воздушного охлаждения с фюзеляжем ЛаГГ-3, спроектированным под рядный двигатель жидкостного охлаждения, было немалой проблемой - из-за разных масс и размеров. Первым ее решил М. И. Гудков, создав самолет Гу-82 еще в марте 1941 года.
  В КБ Лавочкина применили несиловую обшивку на фюзеляже. В апреле 1942 года успешно испытали два прототипа. Начался выпуск модели, именуемой ЛаГГ-5 (ЛаГ-5), затем в серию пошел Ла-5. Со временем фюзеляж полностью переделали под М-82. Новый фонарь кабины обеспечил хороший обзор в задней полусфере. Ла-5 хорошо проявили себя в небе над Сталинградом. Летчики оценили отменную маневренность, особенно на малых и средних высотах.
  Далее конструкторы направили свои усилия на снижение массы самолета, уменьшение лобового сопротивления, улучшение управляемости и увеличение дальности полета. Емкость баков довели до 462 л.
<...>
Самолет самого результативного летчика Ла-5 - дважды Героя Советского Союза К.А.Евстигнеева (53 личные и 3 групповые победы). На Ла-5 (борт. N 02) он летал весной 1943г. в 240-м ИАП.
Ла-5, 240-й ИАП (затем 178-й ГвИАП), середина 1943 года. "Белый 75", окрашенный в стандартный зелено-черный камуфляж, принадлежал Ивану Кожедубу, когда его авиаполк участвовал в Курской битве. Надпись на фюзеляже - "Эскадрилья Валерий Чкалов" - не была единичной, в честь легендарного летчика были названы также самолеты в 4-м ГвИАП авиации КБФ, 193-м и 254-м ИАП, 88-м, 13-м и 11-м ГвИАП, а также по одной машине в 137-м и 21-м ИАП советских ВВС.
Ла-5. На истребителях Ла сражался лучший советский ас И.Н. Кожедуб (62 официальные победы в воздушных боях плюс минимум две "неофициальные" - истребители P-51 Mustang ВВС Армии США, сбитые по ошибке). Изображен Ла-5 из 240-го ИАП 302-й ИАД 5-й ВА, Ленинградский фронт, начало 1944 года.
Истребитель Ла-5 комэска 523 ИАП капитана Алексея Харченко (Курская дуга, весна-лето 1943г.)
Ла-5
Ла-5 из 1-го ЗАП. Арзамас, осень 1942 г.
Ла-5, 4-й ГвИАП авиации Краснознаменного Балтийского флота, конец лета 1943 года. Данный самолет принадлежал Герою Советского Союза гвардии капитану Георгию Дмитриевичу Костылеву. За кабиной видны 42 звездочки - количество побед, но официально на конец войны боевой счет летчика составил 43 победы. Под кабиной - эмблема гвардейской части, знак "Гвардия".
Истребитель Ла-5 из состава 169-го ИАП 210-й ИАД, воевавшей в районе Великих Лук.
Ла-5 Героя Советского Союза гв.к-на И.Лавейкина из 5-го ГИАП. Сталинградский фронт, зима 1942-43гг.
Ла-5 из 302-й иад. Аэродром "Скородное", июль 1943г.
Ла-5 Висенте Бельтрана из 960-го ИАП, июнь 1943г.
Ла-5 "белая 91", лето-осень 1943г. При ремонте самолет перекрашен: черно-зеленый камуфляж (вместе с бортовым ОЗ) сверзу "задут" тонким слоем серого и отчетливо "проступает" из-под новой окраски.
Ла-5 эскадрильи им. А.Чекалина, в которой летал Франциско Мероньо, февраль 1943г.
Истребитель Ла-5 - первенец второго поколения лавочкинских машин
Серийный Ла-5 N 37210218 в НИИ ВВС, август 1942г.
Один из первых Ла-5 М-82А, проходивший испытания в НИИ ВВС
Ла-5 с двигателем М-82А
Самолеты Ла-5 и Ла-7 вошли в число лучших истребителей Второй мировой войны. Ла-5 М-82А сфотографирован на полевом аэродроме в районе Курска летом 1943 года. Вскоре советский летчик вступит в бой с самолетами 4-го воздушного флота Люфтваффе.
Один из опытных Ла-5, на котором отрабатывали двигатель с повышенным наддувом
Опытный истребитель, на котором, возможно, отрабатывалась установка турбокомпрессора
Ла-5 улучшенный по рекомендациям ЦАГИ. Обращает на себя внимание винт от "Аэрокобры" (Опытный самолет ЛаГ-5 ?)
Один из первых Ла-5, переданных 10-му ГИАП ВВС Балтфлота
Ла-5 из 159-го ИАП. 1943г.
Именная авиаэскадрилья "Валерий Чкалов". 1944г.
Летчик 159-го ИАП М.Т.Пилютов делится боевым опытом. В этом полку было 13 самолетов с надписью "Эскадрилья "Валерий Чкалов"". Кроме того, такие машины, построенные на средства земляков знаменитого летчика, попали еще в три авиаполка
The photograph of an early La-5 of the 159 IAP inscribed Eskadrilya Valeri Chkalov and operating on the Karelian Isthmus in the summer of 1944.
Самолеты 159-го ИАП на стоянке
Ла-5 выруливает на взлет. Волховский фронт, 1943г.
Пара Ла-5 из 302-й иад на полевом аэродроме.
Взлетает Ла-5 из 3-го ГИАП ВВС Балтфлота. Лето 1944г. (лето-осень 1943г.?)
A converted LaGG-3 airframe to initial La-5 (sometimes referred to as LaG-5) standards
По конструкции планера первые серийные самолеты Ла-5 почти не отличались от самолетов ЛаГГ-3. Доработка планера проводилось только в объеме, связанном с необходимостью замены двигателя.
Предкрылки Ла-5 позволяли летать на значительных углах атаки.
Ла-5 капитана Г.Д.Костылева в музее обороны Ленинграда, 1945 г.
Выхлопные патрубки Ла-5ФН и серийный выхлопной коллектор Ла-5
Пушки СП-20, подготовленные к обслуживанию
Сборка Ла-5 М-82А на заводе N 21 в Горьком
Передача истребителя Ла-5, построенного на средства колхозника А.Власенко (в центре) командиру 790-го ИАП подполковнику Ф.Н.Кулякину, аэродром Белый Колодезь, Крым, 1944г. Слева - ст. инженер полка А.Ф.Бугаев
Инструктор 1-го ЗАП сержант Зелёнкин (крайний слева) проводит предполетный инструктаж. Арзамас, осень 1942 г.
Малоизвестная фотография из личного архива трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба.
Группа советских летчиц из 586-го истребительного авиаполка, в котором служила Литвяк, собралась возле самолета Ла-5 перед очередным боевым заданием. Уже во время своего второго вылета в составе этого полка Литвяк сбила сразу два немецких самолета.
Летчик старшина А.К.Санников в кабине истребителя Ла-15, 1944г.
Кабина истребителя Ла-5
Серийные "Лавочкины" довольно долго отличались весьма низким качеством изготовления
Ла-5 (М 1:48), собранный из набора фирмы Vector
И-301, ЛаГГ-3, "105", ЛаГ-5, Прототип Ла-5, Гу-82
Ла-5 первых серий
Ла-5 последующих серий