Лавочкин Ла-5ФН
Варианты:
Лавочкин - Ла-5ФН - 1943 - Россия
Страна: Россия
Год: 1943


Одноместный истребитель
Смотрите описание фрезерный станок с чпу у нас.
Описание:
Ла-5ФН
Ла-5
Фотографии

Ла-5ФН

Являлся переделкой истребителя ЛаГГ-3 под мотор М-82. Моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Первая подобная переделка была выполнена под руководством М.И.Гудкова в августе 1941 г. (Гу-82 - ЛаГГ-3 с мотоустановкой от Су-2). Первый полет ЛаГГ-3, переделанного под новый мотор под руководством С.М.Алексеева, состоялся в марте 1942 г. В апреле прошли госиспытания, а уже в августе началось серийное производство под обозначением ЛаГГ-5 (с 8 сентября 1942 г. переименован в Ла-5). Первоначально под новый мотор переделывались уже изготовленные планеры ЛаГГ-3. Ла-5 строили три завода: # 21 - в Горьком, # 99 - в Улан-Удэ и # 381 - в Москве. Всего выпустили 10 003 Ла-5 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении советских ВВС с августа 1942 г., а в марте 1944 г. их получили чехословацкие части, базировавшиеся на территории СССР.
Основные серийные модификации:
  - Ла-5 с мотором М-82, переделка ЛаГГ-3, вооружение 2x20, бомбы до 200 кг, до 6 НУРС;
  - Ла-5Ф (выпускался с декабря 1942 г.), облегченный (без двух бензобаков) вариант с мотором М-82Ф, поздние серии получили пониженный гаргрот и фонарь с обзором назад;
  - Ла-5ФН (строился с марта 1943 г.) с мотором М-82ФН и новым капотом двигателя, с 39-й серии - металлические лонжероны по типу Ла-7.
Ла-5 начали применяться с августа 1942 г. под Сталинградом. В значительном количестве появились под Харьковом в марте 1943 г., затем на Кубани, под Ленинградом и Великими Луками. Массированное использование Ла-5ФН имело место в Курской битве. Далее применялись практически по всему фронту. В мае 1945 г. Ла-5 находились на вооружении 42 полков. Чехословацкие летчики воевали на Ла-5ФН с июля 1944 г. в Карпатах и Словакии. Самолет снят с производства в ноябре 1944 г., но участвовал в боевых действиях на всех фронтах до конца войны. В Чехословакии как S-95 служил до 1950 г.


Ла-5ФН||
Размах:||9,8 м
Длина:||8,67 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3320 кг
Максимальная скорость:||640 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||765 км

Ла-5

<...>
  Внедрение двигателя М-82ФН привело к появлению самолета Ла-5ФН. На режим максимальной мощности мотор выходил за две минуты. В конструкции Ла-5ФН использовали металлические лонжероны крыла. К весне 1943 года СССР добился превосходства над противником в авиации. Впервые в больших количествах Ла-5ФН задействовали на Курской дуге. Ла-5 применялись и как истребители-бомбардировщики, вооруженные 82-мм РС-82, 50-, 25- или 100-кг бомбами.
  Производство Ла-5 завершилось в 1944 году, было выпущено 9920 экземпляров машины. Ла-5 оставались на вооружении советских ВВС до окончания войны.
<...>


Варианты

  Ла-5ФН: серийный вариант с М(АШ)-82ФН с непосредственным впрыском топлива, измененным фонарем кабины
  Ла-5ФН с ТК: вариант самолета с турбокомпрессорами двигателя; построено несколько экземпляров
  Ла-5ФН/41 : самолет с крылом смешанной конструкции от Ла-7

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ла-5ФН

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один звездообразный мотор воздушного охлаждения АШ-82ФН мощностью 1460 л. с.
  Летные характеристики: макс. скорость 648 км/ч на высоте 6250 м; скороподъемность 1002 м/мин; практический потолок 11200 м; дальность на крейсерской скорости 765 км
  Масса: пустого 2706 кг; максимальная взлетная 3168 кг
  Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,67 м; высота 2,54 м; площадь крыла 17,50 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК, РС-82, до 200 кг бомб на внешней подвеске
Ла-5ФН дважды Героя Советского Союза гв.к-на В.И.Попкова из 5-го ГИАП. Польша, лето 1944г.
Ла-5ФН. К концу войны многие советские летчики-истребители стали асами. На этом самолете в начале 1945 года летал капитан Виталий Иванович Попков, командир эскадрильи в 5-м гвардейском полку. За последние четыре месяца войны Попков довел свой счет с 31 до 41 победы.
Ла-5ФН майора Л.Г.Белоусова из 4-го ГИАП ВВС КБФ
Ла-5ФН "белая 10", 1944г. Стандартный камуфляж второй половины войны из двух оттенков серого цвета. ОЗ позднего типа с широкой белой и тонкой красной окантовкой.
Ла-5ФН из 583-го ИАП 249-й И АД. Аэродром Галенки, август 1945 г.
Ла-5ФН "Белый 14", на котором летал Кожедуб во время прохождения службы в 240 ИАП, входившим в состав 5-й воздушной армии Ленинградского фронта в мае-июне 1944 года. На борту самолета видна надпись "Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Н.".
Ла-5ФН, построенный на средства колхозника Конева. Прославленный советский ас И.Н.Кожедуб одержал на этой машине ряд побед в небе Молдавии.
Ла-5ФН, 159-й Краснознаменный ИАП, Карельский фронт, лето 1944 года. Данная машина принадлежала Герою Советского Союза капитану Петру Яковлевичу Лихолетову, который ранее летал на МиГ-3 и Curtiss P-40. Надпись "За Васька и Жору" - в честь боевых товарищей-летчиков, павших в боях (утверждается, что это В. Прудников и Г. Веренихин, погибшие в марте 1942 года в бою с немецкими Bf 109). Боевой счет П. Я. Лихолетова - 23 победы, одержанные лично, и семь в группе.
Ла-5ФН. Истребитель Ла-5ФН капитана П. Я. Лихолетова из 159-го гвардейского истребительного авиационного полка, Ленинград, лето 1944 года. П. Н. Лихолетов сбил в 78 воздушных боях 25 самолетов лично и пять в группе.
Ла-5ФН, 2-й ГвИАП, осень 1943 года. Верх данного Ла-5ФН окрашен в коричневый и зеленый цвета, нижние поверхности - голубые, передняя часть капота имеет натуральный металлический цвет. Надпись под кабиной - "Монгольский арат" - была нанесена на 12 новых Ла-5ФН, построенных на средства граждан Монголии. На капоте - знак модификации - ФН.
Ла-5ФН (борт 62) на котором Баевский воевал летом-осенью 1944г.
Ла-5ФН (борт 68, зав. N 39210568), на котором 12.12.1943г. Баевский сбил FW-189
Самым удачным и массовым вариантом самолета Ла-5 стал Ла-5ФН с мотором непосредственного впрыска М-82ФН, улучшившим маневренные качества самолета. Изображен истребитель летчика Ладислава Валоушека периода Словацкого национального восстания, 1944 год.
Ла-5ФН
Ла-5ФН комэска 32-го ГИАП Героя Советского Союза м-ра В.А. Орехова. Аэродром Соколки, 28 июня 1944 г.
Трофейный Ла-5ФН, испытывавшийся в Германии на авиабазе Рехлин в 1943г.
Опытный Ла-5 "Дублер" с М-82ФНВ
Ла-5ФН во время испытаний
Ла-5ФН
Во время политзанятий в 159-м ИАП. Карельский фронт, 1944г. На заднем плане - Ла-5ФН к-на П.Я.Лихолетова
Ла-5ФН на полевом аэродроме
Машины 10-го ГИАП ВВС Балтфлота
Истребитель Ла-5ФН
Несколько моментов из боевой жизни 4-го ГИАП ВВС Балтфлота. Аэродром Лавенсаари, 1944г.
Летчики 254-го ИАП обсуждают боевое задание возле Ла-5ФН. 1944г.
Прогрев двигателя с помощью специального устройства. 1-й Прибалтийский фронт, 1944г.
Словацкий Fw-58 с красными звездами на фоне Ла-5
Звено истребителей Ла-5ФН в полете.
Самолеты, подобные Ла-5, позволили ВВС РККА г г вырвать инициативу у Люфтваффе и завоевать господство в воздухе. Ла-5 стал последним цельнодеревянным истребителем С. А. Лавочкина.
Ла-5ФН на контрольных испытаниях в ЛИИ.
Лучший советский ас И.Н.Кожедуб из своих 62 побед 45 одержал на Ла-5
Ла-5ФН знаменитого советского летчика-аса Ивана Кожедуба, построенный на личные средства колхозника Василия Конева
И.Н.Кожедуб у своего именного Ла-5ФН
Иван Кожедуб стал известен всему народу. На фото прославленный летчик стоит на фоне истребителя Ла-5ФН, на борту которого читается надпись: "От колхозника Конева Василия Викторовича".
Герой Советского Союза летчик-истребитель капитан А. И. Майоров в кабине истребителя Ла-5ФН эскадрильи «Монгольский Арат»,. Белорусский фронт, 24 июля 1944 г.
Герой Советского Союза гв. майор А.С. Куманичкин
Герой Советского Союза гв. капитан Шлепов. Июнь 1944 г.
Участники войсковых испытаний Ла-5ФН из 32-го гв. ИАП (слева направо): гв. ст. л-т Орехов В.А., гв. п/п-к Давидков В.И., гв. ст. л-т Шульженко Н.Н., гв. к-н Гаранин В.И., июль-август 1943г.
Командир 2-й АЭ ст.л-т Базанов у самолета Ла-5ФН. Львовская операция, 1944г.
Командир 3-й аэ Герой Советского Союза гв. капитан Лобанов
Командир 41-го ГИАП м-р А.Г.Павлов (справа) и к-н А.В.Лобанов. На заднем плане - Ла-5ФН с красным сердцем, на котором летал Павлов
Командир дивизии Герой Советского Союза гв. полковник Давыдков и командир полка Герой Советского Союза гв. майор Павлов. Аэродром, Сухновце, июнь 1944 г.
Летчики 3-го звена 1 АЭ, аэродром Залесте, Литва, осень 1944г. Слева направо: И.Б.Мудрук (погиб в 1944г.), И.Ткачев, П.Пахомов, А.Черенков (погиб в 1944г.)
У истребителя Ла-5 (Г.Урвачев слева), рядом техники
Командир 1-й эскадрильи 156-го ИАП м-р Бочаров проводит занятия с летчиками у самолета Зелёнкина. Январь 1945 г.
Фото на память с коллегами из 1-го ЗАП. Слева направо: ст. л-т Миницкий, мл. л-т Ересько, ст. л-т Шамрин, л-т Бондаренко, л-т Чадин, л-т Зелёнкин, л-т Прошин, мл. л-т Фирсов, замполит полка подп-к Анахов и комполка подп-к Иванов. На заднем плане - самолет Зелёнкина из 813-го ИАП. Арзамас, октябрь 1943 г.
Ла-5ФН 1-го чехословацкого авиаполка
В ВВС Чехословакии Ла-5ФН завершили службу в 1948г.
Истребители Ла-5ФН чехословацкого 1-го истребительного авиационного полка. Снимок сделан 11 сентября 1944 года. Готовится перелет с аэродрома Проскуров на Украине на аэродром Стубно в Чехословакии.
Ла-5ФН во время парада в ноябре 1944 года в Пшеборске (Польша). На капоте первой машины видна надпись, которую можно перевести как "Свободной Чехословакии от Красной Армии", а на втором самолете - надпись "За Великого Сталина". Ла-5ФН поступили на вооружение 1-го чехословацкого истребительного авиаполка.
Ла-5ФН из 1-го Чехословацкого ИАП (слева) и брошенные на аэродроме Три Дуба самолеты после немецкого авианалета (справа)
Истребитель Ла-5 с опознавательными знаками Люфтваффе - трофей германских войск, захваченный на фронте зимой 1943-1944 годов.
Ставшие немецкими трофеями Ла-5ФН и Ла-5Ф проходили испытания на авиабазе Рехлин
Выхлопные патрубки Ла-5ФН и серийный выхлопной коллектор Ла-5
Первая поточная линия сборки самолета Ла-5 завода N 21, 1943г.
Смена мотора АШ-82ФН в полевых условиях
Обслуживание мотора АШ-82ФН в 41-м ГИАП, 1944г.
Ла-5 N 39210206
Вынужденная посадка Ла-5ФН. На дальнем плане в одном строю истребители Лавочкина и "Тандерболты"
Ла-5ФН (М 1:72), собранный из набора фирмы "Звезда"
Ла-5ФН (М 1:72), собранный из набора фирмы КР
Ла-5ФН. Капитан Петр Яковлевич Лихолетов всю войну прошел в составе 159-го истребительного авиационного полка. Первую победу в воздушном бою одержал 12 июля 1941 года, сбив на истребителе МиГ-3 бомбардировщик Ju 88. Он воевал на самолетах МиГ-3, Як-7, P-40, а с 1943 года - на Ла-5ФН. П. Я. Лихолетов выполнил 382 боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил 25 самолетов лично и пять - в группе, 4 февраля 1944 года был удостоен звания Герой Советского Союза.
Ла-5ФН из 159 ГИАП. Ленинградский фронт, 1944г
Ла-5ФН
The La-5FN. the most proliferous of the various production versions of this Lavochkin fighter and the first to feature a fuel-injection engine.
Ла-5ФН
Ла-5ФН
Истребитель Ла-5ФН
Ла-5ФН. Истребитель Ла-5ФН капитана П. Я. Лихолетова из 159-го гвардейского истребительного авиационного полка, Ленинград, лето 1944 года. П. Н. Лихолетов сбил в 78 воздушных боях 25 самолетов лично и пять в группе.