Авиация и Космонавтика 2000-05
И.Кудишин - Истребитель Фокке-Вульф FW-190
Ла-5ФН из 159 ГИАП. Ленинградский фронт, 1944г
Самолеты установочной серии Fw 190A-0 на заводском аэродроме
Fw 190 первых серий широко использовались для различных испытаний. Так, проблемы с покиданием пилотом аварийного "фоккера" привели к идее использовать катапультируемое кресло. На снимке испытание катапульты с Fw 190A-0. От этой идеи отказались из-за роста взлетного веса самолета
Еще один Fw 190A-0/U испытывался в качестве истребителя-бомбардировщика
С целью усиления огневой мощи Fw 190 прорабатывались различные варианты дополнительного вооружения, включая установку в крыле пусковых установок ракет RZ 65 (хорошо видны пусковые трубы в передней кромке крыла)
Первые серийные Fw 190A-1 на заводском аэродроме
Попытка испытать несколько Fw 190A-1 в России осенью 1941г в составе JG 54 провалилась - моторы просто отказывались заводиться в русские морозы
Fw 190A-1 прикрывает немецкие суда в Ла-Манше
Фокке-Вульф Fw 190A-3 из состава III/JG 26
Fw 190A-3 Армина Фабера из состава 7./JG2 - возможно самый важный трофей англичан в воздушной войне
Первыми реально применявшимися на Восточном фронте "фоккерами" стали Fw 190A-3 в составе JG 54 (снимок на аэродроме Гатчины, зима 1942г.)
А этот Fw 190A-3 попал на Восточный фронт в 1942г. в составе специальной штурмовой группы
Fw 190A-3/U4 был опытным фоторазведчиком - на снимке обтекатель объективов фотоаппаратов под фюзеляжем истребителя
Новая модификация "фоккера" - Fw 190A-4 в составе I/JG 1, 1943г., Голландия
Трофейный самолет FW 190A-4 на испытаниях в НИИ ВВС
Истребители-бомбардировщики Fw 190A-4/U1 из состава 10(Jabo)/JG 26 со снятыми крыльевами пушками и подкрыльевыми держателями ETC 501 под 250-кг бомбы (Италия, 1943г.)
Fw 190A-4/U3 с подфюзеляжным держателем ETC 500 и бомбой SC 500
Вариант Fw 190A-4/U8 с подкрыльевыми бензобаками - предшественник дальних истребителей-бомбардировщиков серии G
В апреле 1943г. появилась новая модификация с удлиненной моторамой - Fw 190A-5
Хорошо видна вставка перед крылом - главное внешнее отличие модели Fw 190A-5
В 1943г. Fw 190A-5 проходил испытания и в Японии
Неоднократно предпринимались попытки усилить ударную мощь "фоккера", в первую очередь для противодействия перевозкам союзников на море. Этот Fw 190A-5/U14 испытывался в качестве торпедоносца. Выпущены всего два экземпляра
Fw 190A-5/U15 испытывался с "воздушными торпедами" Bv 246
Внешняя установка 30-мм пушки MK 108 - главный "аргумент" Fw 190A-5/U16 для боя с американскими "летающими крепостями"
Fw 190A-5/U10 - прототип следующей серийной модели - Fw 190A-6. Главное отличие - замена 20-мм крыльевых пушек MG FF на более мощные MG 151
Fw 190A-6 предположительно Вальтера Новотны (самого результативного на тот момент аса люфтваффе), Восточный фронт, 1944
На Fw 190A-6 испытывался локатор воздушного перехвата FuG 217
Специально для перехвата бомбардировщиков союзников для Fw 190A-6 выпускались модификационные комплекты R1 (слева - 30-мм пушки MK 108 в консоли крыла) и R2 (справа, контейнер для двух 20-мм пушек MG151). В обоих случаях консольные 20-мм пушки MG 151 снимались
Самой массовой версией "фоккера" стал Fw 190A-8. На снимке истребитель, оборудованный комплектом R2 - консольной 30-мм пушкой MK 108
Еще более мощный вариант Fw 190A-8 с "комплектом" R3 - мощными 30-мм пушками MK 103
Специально для ПВО "рейха" выпускался сильно бронированный Fw 190A-8 с "комплектом" R8, так называемый "таранный истребитель". Хорошо заметно дополнительное бронестекло по бокам фонаря кабины
Ночной перехватчик Fw 190A-8/R11 оснащался локатором FuG 216, NJG 10, конец 1944г
Для подготовки пилотов был выпущен специальный двухместный вариант Fw 190A-8/U1
Последней серийной моделью "коротконосого" "фоккера" стал Fw 190A-9, JG 300, Германия, 1945г
В 1945г. Fw 190 применялись в качестве самолета управления для связки "Мистель"
Внушительная бомбовая нагрузка под Fw 190 - 1000-кг бомба
Так же для "таранных истребителей" предназначался и этот фонарь кабины из броневой стали
Начало опытной эксплуатации Fw 190A-0 ознаменовалось большим количеством аварий, типичными из которых были выход из строя или пожар двигателя (как на этом снимке). Дело дошло до того, что специально собранная комиссия даже рекомендовала прекратить производство Fw 190
Этот Fw 190A-4 из состава 14.(Jabo)/JG 5 чудом вернулся на аэродром после попадания советского зенитного снаряда
Fw 190A-4 той же группы I/JG 1
Следующей модификацией стал Fw 190A-7, обозначивший дальнейшее увеличение огневой мощи "фоккера". На нем 7,92-мм фюзеляжные пулеметы заменили на крупнокалиберные 13,2-мм пулеметы MG 131
В аэродинамической трубе продувается Fw 190A-3/U3 с подвеской из восьми 50-кг бомб - один из прототипов последующих массовых вариантов штурмовиков на базе "фоккера"
Компоновочная схема Fw 190A-8
Фокке-Вульф Fw 190A-3
Фокке-Вульф Fw 190A-8
Прототип серийных "длинноносых фоккеров" - Fw 190V53, переделанный из Fw 190A-8
Серийный Fw 190D-9 с подфюзеляжным 300л. баком
Трофейный самолет FW 190D-9 на испытаниях в НИИ ВВС
Fw 190V56 - прототип серийного Fw 190D-11
Серийный Fw 190D-12/R11
FW-190D-12 в авиационном музее Д.Чэмплина в г. Пима, штат Аризона
Фокке-Вульф Fw 190D-9
Первые штурмовики Fw 190F-1 покидают цеха фирмы AGO. Конец 1942г. Всего было выпущено 30 F-1 на базе планеров Fw 190A-4
Штурмовик Fw 190F-2 на Восточном фронте. Выпускался весной 1943г. на базе планеров Fw 190A-5
Штурмовик Fw 190F-3 из состава II/SG 4. Под фюзеляжем - контейнер мелкокалиберных бомб. Это уже действительно массовая модель штурмовика - выпущено 247 шт.
Штурмовик Fw 190F-4, SG 4, Россия, 1943г.
Трофейный самолет FW 190F-8 на испытаниях в НИИ ВВС, 1945 г.
На рулежке - истребитель-бомбардировщик Fw 190G-1. Он вооружался только двумя 20-мм пушками MG 151, но мог нести два 300-л дополнительных бака и 250-кг бомбу при дальности полета в 1500 км. Выпущено 50 шт.
Прототип очередной модификации истребителя-бомбардировщика Fw 190G-2 - Fw 190A-5/U8. В отличие от G-1 строился на базе планера Fw 190A-5
Ночной истребитель-бомбардировщик Fw 190G-3/N, Нормандия, 1944г. Эта серия отличалась от предыдущих автопилотом PKS-11. Ночной вариант также имел пламегасители на выхлопных патрубках и посадочную фару
Боевая нагрузка под крылом Fw 190F
В 1945г. Fw 190 применялись в качестве самолета управления для связки "Мистель"
Удет (стоит спиной, руки в боки) у Fw 190V-1. Возможно именно сейчас он произносит свою "историческую" фразу: "Из этого самолета никогда не выйдет истребителя - он слишком тяжел, и никогда не выйдет штурмовика - он слишком уязвим!"
Третий опытный самолет (Fw 190V-5) еще с коротким крылом
Макет истребителя Fw 190 в заводском цеху
На снимке модель Fw 190 с увеличенным крылом в аэродинамической трубе
Fw 190V1
Опытный Fw 190V68 - прототип Ta 152B
Ta 152H-0
Ta 152H-1 в составе JG 301, апрель 1945г