Авиация и Космонавтика 2000-05
И.Кудишин - Истребитель Фокке-Вульф FW-190
Ла-5ФН из 159 ГИАП. Ленинградский фронт, 1944г

Трофейный самолет FW 190A-4 на испытаниях в НИИ ВВС

В 1945г. Fw 190 применялись в качестве самолета управления для связки "Мистель"

Fw 190A-6 предположительно Вальтера Новотны (самого результативного на тот момент аса люфтваффе), Восточный фронт, 1944

Внешняя установка 30-мм пушки MK 108 - главный "аргумент" Fw 190A-5/U16 для боя с американскими "летающими крепостями"

Специально для ПВО "рейха" выпускался сильно бронированный Fw 190A-8 с "комплектом" R8, так называемый "таранный истребитель". Хорошо заметно дополнительное бронестекло по бокам фонаря кабины

Еще более мощный вариант Fw 190A-8 с "комплектом" R3 - мощными 30-мм пушками MK 103

Самолеты установочной серии Fw 190A-0 на заводском аэродроме

Fw 190 первых серий широко использовались для различных испытаний. Так, проблемы с покиданием пилотом аварийного "фоккера" привели к идее использовать катапультируемое кресло. На снимке испытание катапульты с Fw 190A-0. От этой идеи отказались из-за роста взлетного веса самолета

Первые серийные Fw 190A-1 на заводском аэродроме

Фокке-Вульф Fw 190A-3 из состава III/JG 26

Fw 190A-3 Армина Фабера из состава 7./JG2 - возможно самый важный трофей англичан в воздушной войне

Новая модификация "фоккера" - Fw 190A-4 в составе I/JG 1, 1943г., Голландия

Первыми реально применявшимися на Восточном фронте "фоккерами" стали Fw 190A-3 в составе JG 54 (снимок на аэродроме Гатчины, зима 1942г.)

В 1943г. Fw 190A-5 проходил испытания и в Японии

В апреле 1943г. появилась новая модификация с удлиненной моторамой - Fw 190A-5

А этот Fw 190A-3 попал на Восточный фронт в 1942г. в составе специальной штурмовой группы

Fw 190A-1 прикрывает немецкие суда в Ла-Манше

Еще один Fw 190A-0/U испытывался в качестве истребителя-бомбардировщика

Попытка испытать несколько Fw 190A-1 в России осенью 1941г в составе JG 54 провалилась - моторы просто отказывались заводиться в русские морозы

Самой массовой версией "фоккера" стал Fw 190A-8. На снимке истребитель, оборудованный комплектом R2 - консольной 30-мм пушкой MK 108

На Fw 190A-6 испытывался локатор воздушного перехвата FuG 217

Fw 190A-3/U4 был опытным фоторазведчиком - на снимке обтекатель объективов фотоаппаратов под фюзеляжем истребителя

Для подготовки пилотов был выпущен специальный двухместный вариант Fw 190A-8/U1

Специально для перехвата бомбардировщиков союзников для Fw 190A-6 выпускались модификационные комплекты R1 (слева - 30-мм пушки MK 108 в консоли крыла) и R2 (справа, контейнер для двух 20-мм пушек MG151). В обоих случаях консольные 20-мм пушки MG 151 снимались

Неоднократно предпринимались попытки усилить ударную мощь "фоккера", в первую очередь для противодействия перевозкам союзников на море. Этот Fw 190A-5/U14 испытывался в качестве торпедоносца. Выпущены всего два экземпляра

С целью усиления огневой мощи Fw 190 прорабатывались различные варианты дополнительного вооружения, включая установку в крыле пусковых установок ракет RZ 65 (хорошо видны пусковые трубы в передней кромке крыла)

Fw 190A-4/U3 с подфюзеляжным держателем ETC 500 и бомбой SC 500

Истребители-бомбардировщики Fw 190A-4/U1 из состава 10(Jabo)/JG 26 со снятыми крыльевами пушками и подкрыльевыми держателями ETC 501 под 250-кг бомбы (Италия, 1943г.)

Хорошо видна вставка перед крылом - главное внешнее отличие модели Fw 190A-5

Вариант Fw 190A-4/U8 с подкрыльевыми бензобаками - предшественник дальних истребителей-бомбардировщиков серии G

Внушительная бомбовая нагрузка под Fw 190 - 1000-кг бомба

Fw 190A-5/U15 испытывался с "воздушными торпедами" Bv 246

Fw 190A-5/U10 - прототип следующей серийной модели - Fw 190A-6. Главное отличие - замена 20-мм крыльевых пушек MG FF на более мощные MG 151

Ночной перехватчик Fw 190A-8/R11 оснащался локатором FuG 216, NJG 10, конец 1944г

Последней серийной моделью "коротконосого" "фоккера" стал Fw 190A-9, JG 300, Германия, 1945г

Так же для "таранных истребителей" предназначался и этот фонарь кабины из броневой стали

Этот Fw 190A-4 из состава 14.(Jabo)/JG 5 чудом вернулся на аэродром после попадания советского зенитного снаряда

Начало опытной эксплуатации Fw 190A-0 ознаменовалось большим количеством аварий, типичными из которых были выход из строя или пожар двигателя (как на этом снимке). Дело дошло до того, что специально собранная комиссия даже рекомендовала прекратить производство Fw 190

Fw 190A-4 той же группы I/JG 1

Следующей модификацией стал Fw 190A-7, обозначивший дальнейшее увеличение огневой мощи "фоккера". На нем 7,92-мм фюзеляжные пулеметы заменили на крупнокалиберные 13,2-мм пулеметы MG 131

В аэродинамической трубе продувается Fw 190A-3/U3 с подвеской из восьми 50-кг бомб - один из прототипов последующих массовых вариантов штурмовиков на базе "фоккера"

Компоновочная схема Fw 190A-8

Фокке-Вульф Fw 190A-8

Фокке-Вульф Fw 190A-3

Серийный Fw 190D-12/R11

Прототип серийных "длинноносых фоккеров" - Fw 190V53, переделанный из Fw 190A-8

Серийный Fw 190D-9 с подфюзеляжным 300л. баком

Fw 190V56 - прототип серийного Fw 190D-11

FW-190D-12 в авиационном музее Д.Чэмплина в г. Пима, штат Аризона

Трофейный самолет FW 190D-9 на испытаниях в НИИ ВВС

Фокке-Вульф Fw 190D-9

Ночной истребитель-бомбардировщик Fw 190G-3/N, Нормандия, 1944г. Эта серия отличалась от предыдущих автопилотом PKS-11. Ночной вариант также имел пламегасители на выхлопных патрубках и посадочную фару

Штурмовик Fw 190F-3 из состава II/SG 4. Под фюзеляжем - контейнер мелкокалиберных бомб. Это уже действительно массовая модель штурмовика - выпущено 247 шт.

Штурмовик Fw 190F-4, SG 4, Россия, 1943г.

Первые штурмовики Fw 190F-1 покидают цеха фирмы AGO. Конец 1942г. Всего было выпущено 30 F-1 на базе планеров Fw 190A-4

Боевая нагрузка под крылом Fw 190F

Трофейный самолет FW 190F-8 на испытаниях в НИИ ВВС, 1945 г.

Штурмовик Fw 190F-2 на Восточном фронте. Выпускался весной 1943г. на базе планеров Fw 190A-5

На рулежке - истребитель-бомбардировщик Fw 190G-1. Он вооружался только двумя 20-мм пушками MG 151, но мог нести два 300-л дополнительных бака и 250-кг бомбу при дальности полета в 1500 км. Выпущено 50 шт.

Прототип очередной модификации истребителя-бомбардировщика Fw 190G-2 - Fw 190A-5/U8. В отличие от G-1 строился на базе планера Fw 190A-5

В 1945г. Fw 190 применялись в качестве самолета управления для связки "Мистель"
Удет (стоит спиной, руки в боки) у Fw 190V-1. Возможно именно сейчас он произносит свою "историческую" фразу: "Из этого самолета никогда не выйдет истребителя - он слишком тяжел, и никогда не выйдет штурмовика - он слишком уязвим!"

Третий опытный самолет (Fw 190V-5) еще с коротким крылом

Макет истребителя Fw 190 в заводском цеху

На снимке модель Fw 190 с увеличенным крылом в аэродинамической трубе

Fw 190V1

Опытный Fw 190V68 - прототип Ta 152B

Ta 152H-0

Ta 152H-1 в составе JG 301, апрель 1945г