Григорович И-Z
Страна: Россия
Год: 1931


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
И-Z Д. П. Григоровича

  В 1930-е годы в СССР началась реализация программы "Z" - создания истребителя, вооруженного 76,2-мм динамореактивной (безоткатной) пушкой Л. В. Курчевского. Разработку самолета в OMOC (Отдел морского опытного самолетостроения) возглавил Д.П. Григорович, взявший за основу одноместный истребитель-биплан И-5, спроектированный им совместно с Н. Н. Поликарповым. Большая часть фюзеляжа-полумонокока была выполнена из дюралюминия. Григорович остановился на конфигурации низкоплана с металлическим крылом с полотняной обшивкой. Хвостовое оперение состояло из киля большой площади с рулем направления и укрепленного расчалками стабилизатора с рулями высоты. Стабилизатор сместили ближе к законцовке киля, чтобы на него не воздействовали пороховые газы при стрельбе из пушек. Две однозарядные пушки ДРП смонтировали под крылом справа и слева от основных опор шасси. Пушки дополнили пулеметом, установленным в фюзеляже. Пулемет предназначен для пристрелки - по цели сначала ведется огонь из пулемета и после корректировки прицеливания выполняется выстрел из пушки.
  Построили два прототипа И-Z, первый из них поднялся в воздух летом 1931 года. На втором прототипе И-Zбис усилили конструкцию, первый полет он выполнил в 1932 году. На оба прототипа установили звездообразные моторы Gnome-Rhone Jupiter VI мощностью 525 л.с. В КБ самолет получил обозначение ЦКБ-7.
  В 1933 году был выдан заказ на постройку 21 самолета для эксплуатационных испытаний, оснащенных советским мотором М-22 мощностью 480 л.с., заключенным в кольцо Тауненда. От использованного на прототипах крыла металлической конструкции отказались в пользу деревянного крыла. Позже построили еще порядка 50 И-Z, однако самолет не отличался высокими летными характеристиками, а однозарядная динамореактивная пушка на самолетах себя не оправдала. Максимальная скорость серийных машин была ниже, чем у прототипов на 40 км/ч. Большинство построенных самолетов использовались в различных летно-испытательных программах. Один самолет использовался при отработке "летающего авианосца" B.C. Вахмистрова, известного как "Звено".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-Z

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один звездообразный мотор М-22 мощностью 480 л. с
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 300 км/ч; время набора высоты 5000 м - 14 мин; практический потолок 7000 м; дальность 600 км
  Масса: пустого 1180 кг; максимальная взлетная 1648 кг
  Размеры: размах крыла 11,50 м; длина 7,65 м; площадь крыла 19,50 мг
  Вооружение: две 76,2-мм ДРП (динамореактивные пушки) Л. В. Курчевского под крылом и один 7,62-мм неподвижный пулемет ПВ-1 в носовой части фюзеляжа
Истребитель И-Z с динаморекативными пушками Курчевского АПК-4.
Первый опытный истребитель И-Z в ангаре авиазавода №39. Этот экземпляр отличался индивидуальными обтекателями головок цилиндров двигателя М-22.
Первый опытный экземпляр И-Z в цехе завода N 39.
Носовая часть фюзеляжа с капотом мотора у истребителя И-Z была аналогична носовой части фюзеляжа второго прототипа И-5.
The prototype of the recoilless cannon-armed I-Z, alias TsKB-7
И.В.Сталин в кабине первого И-Z. Завод N 39, 6 июля 1931г. На крыле самолета (слева направо) инженер Г.Е.Чупилко, В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, конструктор А.Н.Рафаэлянц, комиссар ГПУ Е.С.Пауфлер.
Огневые наземные испытания И-Z N 39009. НИИ ВВС, Щелково, февраль-март 1933г.
Один из первых серийных И-Z (№39009). Самолет установлен на специальном помосте для проведения опытных стрельб из пушки АПК-4. Февраль-март 1933 г. Полигон ВВС в Монино
Опытный И-Z с усовершенствованным капотированием двигателя на лыжном шасси.
Серийный И-Z №39010, вооруженный пушками АПК-4, в период проведения государственных испытаний в НИИ ВВС. 14 сентября - 1 октября 1933 г
Серийный экземпляр И-Z с капотом Тауненда и ДРП АПК-4.
В 1935 году И-Z участвовал в экспериментах по программе "самолет-звено". На снимке И-Z прицепляется в полете к подфюзеляжной трапеции бомбардировщика ТБ-3.
Во время испытаний "Звена-5". В кабине И-Z - В.А.Степанчонок. Март 1935г.
Создавая "Звено-5", И-Z и ТБ-3 оснастили специальными фермами
«Паразитные» истребители. В середине 1930-х годов Владимиром Сергеевичем Вахмистровым была разработана система «Самолет - Звено»: доработанный тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько истребителей, которые поднимались в воздух при появлении вражеских самолетов. Существовало несколько вариантов, включая «Звено-1а» (ТБ-1 и два И-5 под крылом), «Звено-2» (ТБ-3 с одним, двумя или тремя И-5) и «Звено-7» (два И-5, два И-16 и один И-Z). Система «Звено-2» успешно прошла испытания в конце 1933 года, но на вооружение был принят вариант «Звено-СПБ» с двумя И-16 в роли легких бомбардировщиков на ТБ-3. На воздушном параде в Монино в ноябре 1935 года (на фотографии) пять истребителей удачно взлетели с ТБ-3. Бомбардировщик нес два И-5 на крыле, два И-16 - под крылом и один И-Z - под фюзеляжем.
Кадры кинохроники, запечатлевшие подход и зацепление И-Z под ТБ-3. «Авиаматка» несет максимальное количество - пять самолетов: сверху 2 И-5, снизу 2 И-16 и И-Z.
Силовая установка И-Z №39010 со снятыми крышками боковых капотов. Вверху виден ствол синхронного пулемета ПВ-1
Вид на приборную доску в кабине пилота
Компоновка И-Z
Серийный И-Z из состава 1-й истребительной эскадрильи. Самолет окрашен в темно-зеленый защитный цвет, нижние поверхности крыльев и стабилизатора, подкосы, стойки и обтекатели колес шасси голубые. Номер на руле поворота (предположительно) желтый, пушки и лопасти винта черные.
The production I-Z with Townend ring and other refinements. The metal wing of the prototype was supplanted by a wing of wooden construction
Варианты самолета И-Z