Dassault/Dornier Alpha Jet
Страна: International
Год: 1973


Двухместный учебно-боевой, пилотажный и легкий ударный самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (25)
Dassault/Dornier Alpha Jet

  Франция и ФРГ вели исследования по созданию учебно-тренировочного самолета для повышенной летной подготовки. В 1968 году эти страны согласовали свои технические требования. В июле 1969 года была разработана программа совместного производства 400 самолетов Alpha Jet (по 200 машин для каждой страны, собранных на национальных сборочных линиях). В июле 1970 года проект TA501, представленный фирмами "Dassault", "Breguet" и "Dornier", победил в конкурсе проекты Aerospatiale/MBBE.650 Eurotrainer и VFW-Fokker VFT-291. Все три проекта были сделаны на базе силовой установки из двух турбовентиляторных двигателей SNECMA/Turbomeca Larzac 02 тягой 10,98 кН или более мощной версии Larzac 04. Основным мотивом выбора такой силовой установки было твердое желание Германии больше никогда не использовать в ВВС однодвигательные самолеты из-за печального опыта применения истребителя Lockheed F-104, отличавшегося крайне высокой аварийностью.
  В итоге на базе проектов Breguet Br.126 и Dornier P.375 был создан самолет Alpha Jet со стреловидным крылом, тандемными кабинами пилотов и катапультными креслами Martin-Baker AJRM4 либо Stencel S-III-S3. Ниши для уборки коротких основных стоек шасси с пневматиками низкого давления размещались в мотогондолах. Оборудование французских и немецких машин сильно различалось из-за того, что в Германии к тому времени решили продолжать обучение военных пилотов в США. Поэтому руководство Люфтваффе хотело уже не обучать пилотов, а заменить машины G.91R/3 в роли легких ударных самолетов, усовершенствовав систему навигации/управления оружием, а также установив 27-мм пушку Mauser ВК 27 в подфюзеляжном контейнере вместо французской пушки DEFA 553.
  В феврале 1972 года проект Alpha Jet был одобрен. Каждая страна заказала по два прототипа у недавно объединившейся фирмы "Dassault-Breguet" и у "Dornier". 26 октября 1973 года первой взлетела французская машина. Немецкий самолет последовал за ней 9 января 1974 года. В ходе разработки двигатели Larzac 04-C1 заменили на Larzac 04-C6. Самолет оснастили силовой установкой повышенной мощности для обеспечения околозвуковой скорости в сочетании с умеренной скоростью захода на посадку. Позднее на немецких Alpha Jet установили двигатели Larzac 04-C20 тягой 14,12 кН.
  Первый серийный Alpha Jet E (учебный) французского производства взлетел 4 ноября 1977 года. Шесть машин построили для эксплуатационных испытаний в 1978 году. В мае 1979-го началась замена самолетов T-33 фирм "Lockheed" и "Canadair" в учебных частях французских ВВС. В том же году национальная пилотажная группа "Patrouille de France" получила 12 Alpha Jet. Первый серийный "Alpha Jet A" (ударный) производства ФРГ взлетел 12 апреля 1978 года. Он получил альтернативное название Alpha Jet Close Support Version. Машинами этого типа оснастили три эскадрильи легких истребителей-бомбардировщиков, а также запасную учебную часть с 18 самолетами в Бежа, Португалия. В конечном счете, Франция и Западная Германия получили 176 и 175 самолетов. Последние немецкие машины были поставлены в январе 1983 года.
  В конце 1992-го большинство германских самолетов списали для возможной продажи Франции, Португалии и Турции, кроме 45 машин, сохраненных для обучения пилотов-истребителей. К началу 1994 года Португалия получила 50 машин, ранее служивших в Люфтваффе. Другие самолеты поставили на консервацию, и их будущее оставалось неопределенным до 1999 года, когда Таиланд решил купить 50 машин, но вскоре уменьшил заказ до 25. Великобритания решила взять 12 самолетов для различных экспериментов и на запчасти. Тогда же Германия вела переговоры с Францией и некой страной на Ближнем Востоке для продажи еще 64 ее самолетов, но что-то удалось продать только частным организациям.
  С сентября 1982 года Египет собрал по лицензии 26 учебно-боевых Alpha Jet MSI в Хелуане и приобрел еще четыре машины у фирмы "Dassault".
  В 1980 году началась работа по переделке Alpha Jet в легкий штурмовик и самолет непосредственной поддержки наземных войск. Он впервые взлетел 9 апреля 1982 года. Кроме нанесения ударов по наземным целям и борьбы с вертолетами, самолет обладал расширенными возможностями в подготовке пилотов-истребителей благодаря введению нового БРЭО на базе цифровой шины данных и установке лазерного дальномера. Этот вариант заказали Египет (15 штук Alpha Jet MS2) и Камерун. Как и в случае с Alpha Jet MS1, Египет получил первые 4 самолета от фирмы "Dassault", а остальные собрал у себя.
  Были и другие варианты, достигшие стадии испытаний опытных образцов, но не запущенные в серийное производство, - Alpha Jet NGEA и Alpha Jet 3. Alpha Jet NGEA (учебный самолет нового поколения), позже названный Alpha Jet 2, был развитием Alpha Jet MS2 с новым БРЭО и возможностью подвески ракет "воздух-воздух" Magic 2 малой дальности и силовой установкой повышенной мощности из двух двигателей Larzac 04-C20. Alpha Jet 3 (позже Lancier) также сделали на базе Alpha Jet MS2 с парой многофункциональных дисплеев в кабинах экипажа, РЛС Agave либо Anemone, ИК-системой переднего обзора, лазерными системами наведения, усовершенствованной системой РЭБ и обновленным вооружением, фирма "Dassault" также предложила флотскую версию учебно-боевого самолета для замены машин Zephyr.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault/Dornier Alpha Jet E

  Тип: двухместный учебно-боевой, пилотажный и легкий ударный самолет
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя SNECMA/Turbomeca Larzac 04-C6 тягой по 13,24 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 1000 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 3660 м/мин; набор высоты 9150 м менее чем за 7 мин; практический потолок 14630 м; дальность полета более 4000 км с четырьмя сбрасываемыми баками; оперативный радиус действия 670 км в тренировочном полете по профилю "малая-малая-малая высота" с двумя сбрасываемыми баками
  Масса: пустого самолета 3345 кг; максимальная взлетная 8000 кг
  Размеры: размах крыла 9,11 м; длина 11,75 м; высота 4,19 м; площадь крыла 17,50 м2
  Вооружение: курсовая 30-мм пушка DEFA 553 в подфюзеляжном контейнере, плюс до 2500 кг боевой нагрузки на четырех подкрыльевых узлах подвески
First prototype of the Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet (two 2,645 lb; 1,200 kg st SNECMA/Turbomeca Larzac turbofan engines)
The Alpha Jet 02 prototype with ventral gun pod and stores on the four underwing hardpoints
The four prototypes (left to right: 02, 04, 03 and 01) of the Dassault-Breguet Dornier Alpha Jet trainer close air support aircraft
First prototype of the Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet
The Franco-German Alpha Jet strike/trainer (4th prototype illus.), developed by Dassault-Breguet and Dornier for the French and West German A.F.s, has also been ordered by the Belgian A.F.
В период войны в Персидском заливе 1991 года Alpha Jet неожиданно привели в состояние боеготовности. В то время как боевые самолеты США и НАТО были задействованы в войне с Ираком, перед немецкими Alpha Jet поставили задачи по обороне Турции. Alpha Jet из 2./JBG 49 сфотографированы на турецкой авиабазе Эрхак.
The Dassault-Breguet Alpha Jet, sold to six air forces as a trainer or light strike aircraft, is now beginning to appear in production form, with the first French, German (illustrated) and Belgian aircraft off the line.
12 декабря 1980г.: начались испытания самолета Alpha Jet A 98+93, оснащенного трансзвуковым суперкритическим крылом, в рамках экспериментальной программы Dornier TST (Transsonik Tragflugel).
The Dornier-developed Transsonischer Tragfiugel (TST) supercritical wing has been test flown on this Alpha Jet, although only for research purposes.
Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jets in service with the Armee de l’Air. To date, the Alpha Jet has won six export orders (in addition to the French and German contracts which served to launch its production ).
Dassault-Breguet have been very busy in recent weeks - First production Alpha Jet E for the French A.F. (produced in co-operation with Dornier), seen landing at Istres after its maiden flight on 4th November 1977.
The third of a batch of 12 Alpha Jets ordered by Nigeria for delivery in 1981, from the Dornier assembly line in Germany. A second batch of 12 was ordered in 1983.
Нигерия получила 24 Alpha Jet N, эксплуатация 14 из них продолжается.
The two versions of the Alpha Jet produced for Egypt are (shown) the MS.1 trainer, for service at the Air Academy at Bilbeisand and the MS.2 attack variant.
Maj Gen Muhammad Lotfi Shabana (indicated by cross) and the EAF mission with the first Egyptian Alpha Jet MS1 at Dassault-Breguet’s Toulouse Colomiers facility in April. The initial Alpha Jet MS1s assembled by the parent company will be delivered to the EAF later this year.
The two versions of the Alpha Jet produced for Egypt are the MS.1 trainer, for service at the Air Academy at Bilbeisand and (shown) the MS.2 attack variant.
The first four Alpha Jet MS.2s for Egypt ready for departure from Toulouse-Colomiers on 22 November 1983.
«Альфа Джет» из состава ВВС Камеруна во время вылета на визуальную разведку
The Alpha Jet NGEA
This NGEA variant is distinguished by the Thomson-CSF TMV-630 laser ranger in the nose.