Поиск по сайту:
Варианты
- Поликарпов - Р-5 - 1928 - Россия
- Поликарпов - ЛП-5 / АРК-5 - 1931 - Россия
- Поликарпов, Рафаэлянц - ПР-5 - 1935 - Россия
- Поликарпов - Р-Z - 1935 - Россия
Р-Z
Разведчик, корректировщик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси. Являлся результатом модернизации самолета Р-5. Спроектирован в КБ завода # 1 (Москва) под руководством Д.С. Маркова и А. А. Скарбова. По сравнению с Р-5, укорочен и видоизменен фюзеляж, уменьшена площадь крыльев, изменено хвостовое оперение, введен полузакрытый фонарь кабины, установлен новый двигатель, усовершенствованы оборудование и вооружение.
Опытный экземпляр Р-Зет (Р5-М34, "изделие 38") испытывался в июле 1935г. В начале 1936 г. на заводе #1 было развернуто серийное производство новых бипланов. Всего изготовлено 1031 экз. (вместе с невооруженными гражданскими П-Зет). Выпуск Р-Зет был прекращен в 1937 г.
Двигатель М-34Н, позднее М-34НА/НБ. Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 2x7,62, бомбы до 500 кг.
Первые серии выпускались с обтекателями колес от ССС (от них отказались на машинах выпуска 1937 г.). С осени 1936г. введены съемная верхняя крышка кабины пилота, усиленные стойки центроплана. С начала 1937 г. монтировались усовершенствованные амортизаторы основных стоек шасси и костыля, усовершенствовано бомбардировочное и стрелковое вооружение.
Р-Зет состоял на вооружении в СССР с осени 1936 г., в республиканской Испании - с февраля 1937 г.
Самолет применялся как легкий бомбардировщик и штурмовик в гражданской войне в Испании с марта 1937 г. в основном на второстепенных участках фронта. Многие из поставленных машин дожили до капитуляции республиканцев в 1939 г. Франкисты использовали трофейную технику в колониях, в частности, в Марокко.
В конце 30-х годов Р-Зет являлся основным типом машин в эскадрильях, приданных дивизиям и корпусам сухопутных войск, однако из-за свойственных его конструкции дефектов начал постепенно вытесняться в гражданскую авиацию, где также не нашел широкого применения. Тем не менее, довольно много Р-Зет войсковой авиации участвовало в присоединении Западной Украины и Западной Белоруссии. Они вели разведку в районах продвижения частей Красной армии. В войне с Финляндией старые бипланы применялись как дневные и ночные легкие бомбардировщики, ближние разведчики и корректировщики, а иногда и как транспортные самолеты.
В начале Великой Отечественной войны Р-Зет использовался как ближний разведчик и корректировщик (в основном ночью) и самолет связи. С ноября 1941 г. эти машины вошли в состав ночных легкобомбардировочных полков вместе с Р-5 и У-2. Они применялись под Ростовом в ноябре 1941 г., на Западном и Калининском фронтах во время битвы под Москвой. С января 1942 г. один полк воевал на Волховском фронте. Р-Зет использовали и для полетов к партизанам, выброски разведывательных групп в тылу врага. В качестве легких ночных бомбардировщиков устаревшие бипланы служили до середины 1943 г. Как связной и легкий транспортный самолет Р-Зет служил до конца 1944 г.
Р-Зет||
Размах:||15,45 м
Длина:||9,7 м
Моторы, количество х мощность:||1x850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3150 кг
Максимальная скорость:||316 км/ч
Практический потолок:||8700 м
Дальность:||1000 км
Описание:
- Р-Z
- Р-Z
Фотографии
-
История Авиации 2001-01 / А.Степанов - ВВС РККА в польской кампании 1939г /Неизвестная война/ (2)
Р-Z из состава 6-го легкобомбардировочного авиаполка.
-
История Авиации 2001-03 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (1)
Р-Z из состава 1-й эскадрильи 20-й легкобомбардировочной авиагруппы ВВС Республиканской Испании. Аэродром Мадрильехос, март 1937г.
-
История Авиации 2001-04 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (2)
Р-Z из состава 20-й авиагруппы ВВС Республиканской Испании. Лето 1937г.
-
История Авиации 2001-04 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (2)
Р-Z из состава 20й авиагруппы ВВС Республиканской Испании. Район Бруннета, зима 1937-1938гг.
-
История Авиации 2001-04 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (2)
Р-Z из состава 20й авиагруппы ВВС Республиканской Испании. Аэродром Барахос, апрель 1939г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
Самолеты Р-зет в окраске республиканцев и франкистов
-
История Авиации 2001-04 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (2)
Р-Z из состава легкобомбардировочной авиагруппы 2-G-43 ВВС Испании. Аэродром Ларахи, Марокко, лето-осень 1939г.
-
АвиаМастер 2003-02 / В.Котельников - Было дело на Хасане... /Неизвестные страницы/
Р-Зет N 1850 из 59 раэ, пилот - Л.М.Капустин, аэродром Галечки, лето 1938г.
-
Авиация и Космонавтика 2010-03 / В.Котельников - Мотор А.Микулина М-34
Опытный образец разведчика и легкого бомбардировщика Р-Зет с мотором М-34НБ
-
История Авиации 2001-04 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (2)
Р-Z лейтенанта Гомеса из состава 2-й эскадрильи 20-й авиагруппы. В Испании на Р-5 и Р-Z, в отличие от СБ, камуфляж по непонятной причине не использовался, однако закрашенные следы многочисленных повреждений, исправленных в ходе ремонтных работ, порой придавали весьма причудливый облик, как, например, этой "Наташе". Кстати, обратите внимание: пропеллер и кок окрашены в серебристый цвет. "Двойка" на киле, видимо, желтого или белого цвета.
-
История Авиации 2001-03 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (1)
Р-Z из состава 1-й эскадрильи 20-й авиагруппы легких бомбардировщиков.
-
История Авиации 2001-04 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (2)
Обратите внимание: капот двигателя этого Р-Z был естественного цвета дюраля.
-
История Авиации 2001-04 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (2)
Обратите внимание: республиканские опознавательные знаки - красные полосы - на верхнем крыле этого Р-Z занимали едва-ли не половину его площади. Предположительно лето 1938г.
-
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
Р-Z - заправка топливом. Фонарь стрелка полностью сдвинут вперед
-
История Авиации 2001-04 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (2)
Легкие бомбардировщики из состава 30-й авиагруппы на земле (слева) и в небе (справа). Фото сделаны летом-осенью 1937г.
-
История Авиации 2001-04 / А.Булах - Поликарповские "универсалы" над Пиренеями /Боевой дебют/ (2)
С целью уменьшения вероятности встречи с вражескими истребителями, боевые вылеты легких бомбардировщиков Р-Z часто производились на рассвете или в сумерках.
-
Мировая Авиация 217
Р-Z из состава авиагруппы 2-G-43 над Марокканскими просторами. Не прошло и года после окончания Гражданской войны в Испании, как этим бипланам снова пришлось сражаться с марокканцами.
Самолеты Р-Z республиканцев совершали налеты в плотном строю на малой высоте, создавая из пулеметов ШКАС плотный оборонительный огонь. -
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
18 августа 1937 года. Строй Р-Z над Тушинским аэродромом
-
Мир Авиации 1994-01 / В.Лаврентьев - Штрихи к истории парашюта и катапульты /Страницы истории/ (1)
Перегрузки сначала опробовались на собаках.
-
Авиация и Космонавтика 2013-03 / Г.Черненко - Начальник КБ Особого Назначения
Сброс с самолета собаки-диверсанта
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / В.Котельников - О внедрении парашютов в Российскую авиацию
Сброс манекена с парашютом ПЛ-3 с самолета P-Зет на испытаниях, сентябрь 1937 г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-12 / В.Котельников - Авиационные ампульные кассеты
Легкий бомбардировщик Р-Зет с четырьмя ампульными кассетами под нижним крылом, НИИ ВВС, декабрь 1936 г.
-
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
Лейтенанты Висков и Жигаев на фоне Р-Z, 1938г., МВО
-
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
Лейтенант Токсубаев и ст.лейтенант Литвинов, 1938г., МВО
-
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
Изучение мотоустановки самолета Р-Z
-
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
Высотный вариант Р-Z. Март 1936 года. Центральный аэродром
-
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
В.В.Шевченко в кабине самолета Р-Z при подготовке к рекордному полету на высоту. На фюзеляже техник Носиков
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / В.Котельников - О внедрении парашютов в Российскую авиацию
Начальник воздушно-десантной службы эскадрильи боевого применения НИИ ВВС старший лейтенант В. Романюк демонстрирует правильную технику покидания задней кабины самолета Р-Зет с парашютом. Обратите внимание, что парашют на нем не боевой, а учебный
-
Авиация и Космонавтика 2010-03 / В.Котельников - Мотор А.Микулина М-34
Опытный самолет РШ (переделанный из серийного Р-Зет) с мотором М-34ТК с турбонаддувом, лето 1938г.
-
Авиация и Космонавтика 2010-03 / В.Котельников - Мотор А.Микулина М-34
Мотор АМ-34НФ с двумя турбонагнетателями ТК-1 на испытаниях, март 1938г.
-
АвиаМастер 2003-02 / В.Котельников - Было дело на Хасане... /Неизвестные страницы/
Авария штурмовика Р-Z. Снимок из "аварийного акта".
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Оставленные на аэродроме Млынув неисправные самолеты P-Z 27-й корпусной авиаэскадрильи. Хорошо видно, что в результате бомбардировки были уничтожены всего несколько самолетов
-
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
Разведчик Р-Z, 1938г.
-
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
Р-Z высотный (Шевченко и Никитина)
-
Авиация и Космонавтика 1997-04 / М.Маслов - Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)
П-Z с бортовыми контейнерами
- Фотографии