SOKO G-4 Super Galeb
SOKO G-4 Super Galeb, впервые взлетевший 17 июля 1978 года, создавался в 1970-х годах в качестве замены для самолетов G-2A Galeb и T-33. G-4 представляет собой двухместную учебную машину, близкую по компоновке к BAe Hawk. Предсерийный самолет совершил первый полет в конце 1980 года.
Полномасштабная эксплуатация машины ВВС Югославии (JRV) началась в 1985 году, когда G-4 сменили G-2A в школе повышения летной квалификации в Титограде. Дальнейшие поставки позволили заменить на G-4 старые самолеты в Академии ВВС в Задаре, а затем в летной школе в Пула. В 1991 году SOKO представила вариант G-4M с расширенными ударными возможностями. Он мог нести до 1680 кг боевой нагрузки и получил новые системы и прицельно-навигационное оборудование, включая индикатор на лобовом стекле, инерциальную навигационную систему, баллистический вычислитель и многофункциональные дисплеи в кабине.
ВВС планировали заказать не менее 200 G-4, но поставки прекратились с началом гражданской войны в Югославии. Всего успели построить 136 самолетов. Когда в мае 1992 года был остановлен завод в Мостаре, на сборочной линии оставалось еще несколько недостроенных G-4. Хотя производственную оснастку перевезли на предприятие UTVA, не имеется никакой информации о возобновлении серийного производства.
G-4 широко использовались в боевых действиях после распада Югославии.
Экспортные поставки ограничились шестью G-4 Galeb для Мьянмы.
В 2013 году службу на Балканах продолжают свыше 30 G-4. Сербия рассматривает возможность доработки своих самолетов до стандарта G-4MD с новым оборудованием кабины и расширенным набором вооружения, включая высокоточные боеприпасы.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
SOKO G-4 Super Galeb
Тип: легкий учебно-боевой самолет
Силовая установка: один ТРД ORAO (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Viper Mk 632-46 тягой 17,79 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м - 845 км/ч; начальная скороподъемность 1860 м/мин; потолок 12 850 м; боевой радиус по профилю полета "малая-малая-малая высота" с пушечным контейнером и четырьмя кассетными бомбами BL755 - 390 км
Масса: пустого снаряженного 3172 кг; максимальная взлетная 6300 кг
Размеры: размах крыла 9,88 м; длина 12,25 м с ПВД; высота 4,30 м; площадь крыла 19,50 м2
Вооружение: максимальная боевая нагрузка 1280 кг, включая подфюзеляжный контейнер с 23-мм пушкой ГШ-23Л с 200 снарядами, а также различное вооружение собственной разработки, в том числе кассетные бомбы, боки НАР, а также 50- и 100-кг обычные бомбы. G-4M мог нести ракеты AGM-65B Maverick, ПКР и ракеты класса "воздух-воздух" для самообороны
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 2004-05 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (1)
Югославский штурмовик G-4 "Супер Галеб", получивший 21 сентября 1991г. попадание ракеты ПЗРК "Стрела" в хвостовую часть, но сумевший вернуться на аэродром "Удбина". Впоследствии машина была восстановлена.
-
АвиаМастер 2004-06 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (2)
"Супер-Галеб" ВВС Сербской Краины. В июле 1992г. в одном из боевых вылетов этот самолет задел за линию электропередач и потерял часть киля, но пилот сумел спасти машину.
-
Air International 1985-01 / ??? - Of Gulls and Eagles ... The Yugoslav Aircraft Industry
An initial production series Galeb 4 which differed from pre-series aircraft primarily in having an anhedralled slab-type horizontal tail.
-
Мировая Авиация 239
Прототип G-4M экспонировался на Парижском авиасалоне в 1991 году вместе с набором вооружения, включавшим как советские свободнопадающие бомбы, таки американские ракеты AGM-65 Maverick.
-
Air International 1985-01 / ??? - Of Gulls and Eagles ... The Yugoslav Aircraft Industry
A later production Galeb 4.
-
Air International 1985-06 / World Trainer Directory
SOKO Galeb 4
-
АвиаМастер 2001-01 / В.Ильин - Воздушная война на Балканах /Главная тема/
Югославские легкие штурмовики "Супер Галеб".
-
Авиация и Космонавтика 2017-03 / В.Морозов - Небо. Женщины. Самолеты
Пилот истребителя-бомбардировщика G-4 «Супер Галеб», ВВС Сербии Сандра Радославлевич. 2012 г.
-
Air International 2011-06 / J.Franken, F.Toenders - Serbian Air Force Revitalised /Military/
Pictured just prior to touchdown is a G-4 Super Galeb. A Yugoslavian-designed jet trainer, it was pressed into the ground attack role during the Balkan conflicts.
-
Мировая Авиация 239
В настоящее время Сербия располагает 23 G-4, как минимум шесть из которых были переданы ей Черногорией. G-4 используются для подготовки летчиков, а также как штурмовики.
-
Авиация и Космонавтика 2012-01 / С.Йоканович - Золотые Орлы
Пилотажная группа ВВС Черногории "Золотые орлы"
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967
-
Авиация и Космонавтика 2011-08
ВВС Черногории
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967
-
Авиация и Космонавтика 2011-08
ВВС Черногории
-
Air International 2016-04 / News
Soko G-4 Super Galeb 23690 (c/n 046) at Golubovci Air Base is one of four put up for sale by the Government of Montenegro on February 25, 2016.
-
Авиация и Космонавтика 2014-03 / С.Йоканович, М.Никольский - Бункер для самолетов при Тито - черногорский винный рай сегодня /История мировой авиации/
«Супергалебы» пилотажной группы "Летейе Звезде" на аэродроме Голубовицы.
-
Авиация и Космонавтика 2014-03 / С.Йоканович, М.Никольский - Бункер для самолетов при Тито - черногорский винный рай сегодня /История мировой авиации/
«Супергалебы» пилотажной группы «Летейе Звезде» в полете, 1997 (или 1998) г.
-
Air International 2007-09 / News: Headline, Military, Civil, Accidents
Serbian Air Force SOKO Super Galeb G-4 23736 from the Sektorza Letna Ispitivanja (SLI - Flight Test Department) at Batajnica was a welcome participant in the official Air Force Day celebrations on August 2, 2007 at Ladjevci Military Airport, near Kraljevo, Serbia. Piloted by Sasa Grubac, a spirited display was flown with the aircraft, which was repainted in July in this smart new colour scheme as part of preparations by the SLI for participation in several European air shows.
G-4 Super Galeb 23736 of the Serbian Air Force Flight Test Department was lost on September 24, 2008. It is believed to be the first of its kind to be destroyed in a crash. -
Air International 1983-01 / Airdata File
In the same general category as the Aermacchi MB-339 and powered by a similar 4,000 lb st (1814 kgp) Viper 632 turbojet, the SOKO Super Galeb (Super Seagull) appears to have been heavily influenced by the British Aerospace Hawk in its design. Possessing no commonality with the G2A Galeb which it is apparently intended to succeed in Yugoslav Air Force service, the Super Galeb has apparently been under flight test since 1981, several prototypes/pre-series aircraft participating in the flight development programme by mid-1982, but the present production status is uncertain. Conforming with now standard practice, the Super Galeb possesses four wing ordnance stations for armament training and a secondary light strike role, and it may be assumed that, if previous Yugoslav practice is followed, a single-seat dedicated light tactical version will eventually emerge.
-
Air Enthusiast 1994-09 / T.Smith - Expendable to Indispensable
SOKO G4 Super Galeb, powered by the Mk 632-46.
-
Авиация и Космонавтика 2002-09 / Новости мировой авиации
"Супер Галеб" в Опытном авиационном центре
-
Авиация и Космонавтика 2012-11 / С.Йоканович - 100 лет военной авиации Сербии (2)
Учебно-боевой самолет Г-4 "Супергалеб"
-
АвиаМастер 2004-06 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (2)
Учебно-боевой "Супер-Галеб" с опознавательными знаками ВВС Республики Сербской.
-
Авиация и Космонавтика 2012-11 / С.Йоканович - 100 лет военной авиации Сербии (2)
Штурмовик "Супергалеб" в окраске летно-испытательного центра ВВС Сербии
-
Авиация и Космонавтика 2012-10 / М.Никольский - Авиашоу в Батайнице
Взлет на истребителе-бомбардировщике G-4 "Супер Галеб" выполняет майор Горан Савич. 26 сентября 2012г. Горан Савич трагически погиб авиакатастрофе
-
Авиация и Время 1999-02 / ??? - НАТО - Югославия. Война в воздухе /Панорама/
Югославия располагает легкими штурмовиками Super Galeb собственной разработки
-
Авиация и Космонавтика 2007-09 / М.Никольский - ВВС Сербии (2)
Самолеты "Галеб" и "Орао" с временными опознавательными знаками ВВС Сербии
Другие самолёты на фотографии: IAR IAR-93 Orao - Румыния - 1974
-
Air Enthusiast 1994-09 / T.Smith - Expendable to Indispensable
SOKO G4 Super Galeb
- Фотографии