RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Румыния

Год : 1974

Легкий штурмовик

SOKO/IAv Craiova J-22 Orao/IAR-93

   Самолет J-22 Orao/IAR-93 был создан в результате соглашения между Румынией и Югославией. Обе страны нуждались в легком дозвуковом ударном самолете-штурмовике, который также можно было использовать в качестве перехватчика и разведчика. Принятие на вооружение планировалось в 1977 году. За разработку машины отвечали две компании: румынская CNIAR (позднее "IAv Craiova", а ныне "Aviaone Craiova") и югославская SOKO, которая выбрала в качестве силовой установки два бесфорсажных ТРД Turbomecanica/ORAO Viper Mk 632-41R, расположенных бок о бок в хвостовой части фюзеляжа. Обе страны приступили к постройке партии из 15 предсерийных машин, первая из которых поднялась в воздух в конце 1978 года. Серийное производство румынских IAR-93 началось в 1979 году, а югославских J-22 Orao в 1980 году. Первые 20 серийных самолетов в каждой стране не имели форсажных камер из-за отсутствия необходимых двигателей.
   Первым румынским вариантом самолета стал бесфорсажный IAR-93A, поднявшийся в небо в 1981 году. CNIAR построила 26 одноместных и 10 двухместных машин с удлиненной носовой частью фюзеляжа и откидывающимися вбок фонарями.
   На следующем варианте IAR-93B, взлетевшем в 1985 году, были установлены ТРД Viper Mk 633-41 с форсажными камерами. Его крыло имело увеличенные корневые наплывы, а внутренние аэродинамические перегородки были сняты. У IAR-93B и двухместных IAR-93A отсутствовали подфюзеляжные кили. Румыния заказала 165 самолетов Orao, включая двухместные машины.
   Первым югославским серийным вариантом был Orao 1, оснащенный (как IAR-93A и предсерийные самолеты) бесфорсажными ТРД Viper. Из-за невысоких летных характеристик эти машины использовались в качестве тактических разведчиков под обозначением IJ-22. Часть из партии в 20 самолетов была построена в двухместном учебном варианте, получившем обозначение NJ-22.
   За Orao 1 последовал одноместный Orao 2, или J-22(M), с увеличенными топливными баками в крыле и фюзеляже. Использование на нем ТРД Viper 633-41 с форсажной камерой позволило незначительно увеличить боевую нагрузку. Прототип совершил первый полет 20 октября 1983 года, а в конце 1984 года начался выпуск серийных машин. К середине 1985 года построили 16 самолетов, ожидавших поступления новых двигателей. С началом поставок ТРДФ самолеты стали поступать на вооружение с 1986 года.
   Двухместный Orao 1 также страдал из-за невысокой тяговооруженности и малой дальности, и компания SOKO разработала новую учебную машину с более мощными двигателями и увеличенными крыльевыми баками, как у Orao 2.
   Первый Orao 2D, или NJ-22(M), поднялся в воздух 18 июля 1986 года. Производство 2D шло параллельно с конверсией двухместных Orao 1, дорабатывавшихся до нового стандарта. Как и у Orao 2, крыло 2D получило такие же корневые наплывы, как у IAR-93B.
   J-22 и NJ-22 поступили на вооружение трех полков ВВС Югославии и широко использовались в ходе воздушных войн на Балканах в 1990-х годах. Три самолета были сбиты в 1991 году. J-22 также воевали в составе авиации Сербской республики. Двенадцать самолетов были уничтожены на земле во время бомбардировок НАТО в Косово в 1999 году. Румыния завершила эксплуатацию своих IAR-93 в 1998 году, списав все самолеты.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   SOKO/IAv Craiova J-22/IAR-93 Orao

   Тип: легкий штурмовик
   Силовая установка: два ТРД Rolls-Royce Viper Mk 632-41R производства Turbomecanica/ORAO тягой по 17,79 кН или (на большинстве самолетов) Rolls-Royce Viper Mk 633-41, также производства Turbomecanica/ORAO, тягой 17,79 кН без и 22,24 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость в горизонтальном полете без внешней подвески на высоте 11000 м - 1020 км/ч; начальная скороподъемность 5340 м/мин; потолок 15 000 м; тактический радиус действия по профилю полета "большая-малая-большая высота" с четырьмя кассетными бомбами и одним ПТБ - 522 км
   Масса: пустого снаряженного 5500 кг; максимальная взлетная 11080 кг
   Размеры: размах крыла 9,30 м; длина 14,90 м; высота 4,52 м; площадь крыла 26,00 м2
   Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23Л и до 2800 кг бомб и ракет на внешней подвеске

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 239

    Начиная с 1982 года, IAR-93A/B поступили на вооружение пяти эскадрилий штурмовиков ВВС Румынии. Этот IAR-93A на снимке несет опознавательные знаки времен Варшавского договора. В Румынии самолет получил неофициальное имя "Vultur" (гриф).

  • Фотографии