Maurice Farman MF.11 Shorthorn
Страна: Франция
Год: 1913


Двухместный самолет общего назначения
Описание
Фотографии
Farman M.F.11 "Shorthorn" и HF.20
  
   Сохранив в целом компоновку M.F.7, Морис Фарман внес в конструкцию много улучшений, главным из которых стал отказ от переднего расположения стабилизатора. Фарман перенес его в хвостовую часть, сделав именно стабилизатором в современном понимании (в отличие от дестабилизатора впереди крыла). К стабилизатору бипланного типа на петлях крепились рули высоты. Два руля направления также были заменены неподвижными килями с подвижными рулями. Гондола-фюзеляж монтировалась между крыльями. Новый самолет получил обозначение M.F.11, причем своеобразные "рога" - полозья, по-прежнему выступали вперед от основных опор шасси - для снижения вероятности опрокидывания машины вперед. И за это самолет получил прозвище "Shorthorn" (короткорогий). На аппарат обычно ставили мотор Renault мощностью 70 или 100 л. с., но как минимум один самолет летал с 130-сильным мотором Canton-Unne; не исключено, что на самолеты ставили и двигатели других марок.
   Предусматривалась возможность установки как колесного, так и поплавкового шасси. M.F.11 больше, чем M.F.7, подходил для использования в качестве бомбардировщика, разведчика и учебного. Самолет выпускался по лицензии несколькими фирмами. На вооружение авиации британских ВМС поступили 90 самолетов M.F.11, большинство из которых использовались как бомбардировщики - бомбы малого калибра крепились под нижним крылом. Удар "Shorthorn" по германской артиллерии под Остенде 21 декабря 1914 года стал первым ночным налетом в Первую мировую войну.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Farman M.F.11

   Тип: двухместный самолет общего назначения
   Силовая установка: один V-образный 8-цилиндровый ПД Renault мощностью 70 л. с. (52 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 100 км/ч; практический потолок 3800 м; продолжительность полета 3 ч 45 мин
   Масса: пустого 550 кг; максимальная взлетная 840 кг
   Размеры: размах крыла 16,15 м; длина 9,50 м; высота 3,90 м; площадь крыльев 57,00 м'
   Вооружение: до 18 бомб калибром 7,30 кг, предусмотрена возможность установки пулемета у наблюдателя.
Farman M.F.11 Shorthorn
With the acquisition of new hangarage the museum’s Maurice Farman Shorthorn - one of only two survivors - awaits public display and an engine installation.
"Морис Фарман" MF.11 итальянских ВВС с пулеметом "Ревелли"
Many Australian readers have sent details of this Maurice Farman Shorthorn which, after gathering dust for thirty-eight years, is now flying again from Moorabbin aerodrome.
Teeth on aeroplanes are nothing new; an embellished Farman MF.11bis Shorthorn at Thermi, where the type was used by No 3 Wing.
Французский разведчик "Фарман" MF.11, вооруженный двумя турельными пулеметами, "Кольт" у летнаба в передней кабине и "Гочкис" у пилота - в задней.
This B.E.2c was evidently a “bitsa”: note the P.C.10 doped centre-section, and part of an apparently white ring - probably from a training unit marking - on the replaced port upper aileron. The wings and nacelle in the background are those of an early Maurice Farman Shorthorn; we may be looking at the result of a taxying collision. Shorthorns were widely used for training in Egypt, and in Mesopotamia they were employed on land survey work in preparation for the Battle of Ctesiphon. Their slow-flying ability and excellent field of view made them ideal for the purpose.