Morane-Saulnier AI (MS-27/-29)
Страна: Франция
Год: 1917


Одноместный истребитель
Описание:
Morane-Saulnier Type AI
Flight, January 1920
Morane-Saulnier
Фотографии

Morane-Saulnier Type AI

Вышедший на испытания в начале лета 1917 года одноместный истребитель Type AI был выполнен по схеме моноплан-парасоль. Он имел крыло с небольшой стреловидностью по передней кромке, подкрепленное параллельными подкосами, и фюзеляж круглого сечения, передняя часть которого была металлической. Установленный на самолете 150-сильный (112 кВт) ротативный ПД Gnome Monosoupape 9NI был полностью закрыт капотом.
   Первый вариант, запущенный в серию, получил эксплуатационное обозначение MoS.27 и был вооружен одним 7,7-мм пулеметом Vickers с синхронизатором; вариант с двумя такими пулеметами получил обозначение MoS.29. Всего построили 1210 таких машин в категории C.1 (одноместный истребитель). В начале 1918 года самолеты поступили во вновь сформированные французские эскадрильи MS 156, MS 158 и MS 161, но к середине мая их сняли с вооружения из-за проблем с конструкцией планера и двигателем, приведших к многочисленным авариям.
   Выпускался вариант с другой модификацией двигателя Gnome той же мощности и доработанными подкосами крыла, но основные усилия производства сосредоточили на постройке самолетов MoS.30 категории E.1 (одноместный учебный), оснащенных двигателем Le Rhone 9Jb в 120 л. с. (89 кВт) или Le Rhone 9Jby в 135 л.с. (101 кВт). Вариант с дефорсированным до 90 л.с. (67 кВт) двигателем 9Jby получил обозначение MoS.30bis. У этих машин не было вооружения, и сократился запас топлива. Американский воздушный корпус во Франции приобрел 51 учебный MoS.30, Бельгия после войны купила три машины, а самолеты для проведения испытаний были проданы Японии, СССР и Швейцарии.
   Часть машин французской Армии была переделана в наземные тренажеры - так называемые "пингвины", лишившись практически всей полотняной обшивки крыла. На таких самолетах пилоты могли только рулить по аэродрому, но не взлетать.
   Часть самолетов Type AI разных вариантов была продана гражданским лицам. Среди знаменитых авиаторов, демонстрировавших свое мастерство на этих машинах на различных авиашоу, были Нюнжессе, самолет которого носил персональные эмблемы летчика времен войны, и Альфред Фронво, 25 февраля 1928 года совершивший на своем оранжево-синем самолете 1111 мертвых петель за 4 ч 56 мин над аэродромом Виллакублэ.


Варианты

   экспериментальный 1917 года: самолет с цельнодеревянным фюзеляжем типа монокок, выполненным заодно с килем и стабилизатором
   экспериментальный 1918 года: неудачный вариант со 170-сильным (127 кВт) ротативным ПД Le Rhone


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Morane-Saulnier MoS.27

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ротативный ПД Gnome Monosoupape 9N мощностью 150 л. с. (112 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 225 км/ч; потолок 7000 м; продолжительность полета 1 ч 45 мин
   Масса: пустого снаряженного 421 кг; максимальная взлетная 649 кг
   Размеры: размах крыла 8,51 м; длина 5,65 м; высота 2,40 м; площадь крыла 13,39 м2
   Вооружение: один синхронизированный 7,7-мм пулемет Vickers

Flight, January 1920

Morane-Saulnier

   The third monoplane shown had a more powerful engine - 110 or 180 h.p. Le Rhone as desired - and its fuselage was streamlined. The wing bracing of this machine was in the form of sloping tubes, acting as tension members in ordinary flight, and as compression struts when the machine is upside down or resting on the ground. Although doing away with the top bracing, this structure looks somewhat clumsy, and can hardly fail to offer a considerable amount of wind resistance.
Самолет F-AZAP - одна из трех реплик Morane-Saulnier Type AI, построенных в 1970-х годах. Военная карьера этого истребителя оказалась короткой из-за его ненадежного двигателя.
This Morane-Saulnier AI is one of two bought by Palen at the Wings & Wheels auction in Orlando, Florida in 1981.
Newly rebuilt in France by the Meudon-based Memorial Flight Association, and seen here at La Ferte-Alais on April 3, 1993 ready for test-flying, the Musee de I’Air’s Morane AI is painted in the colours of Escadrille SPA 160.
Прототип "Морана" AI. Жильбер начал его официальные испытания в августе 1917г.
One of three 1917 Morane-Saulnier AI's restored by Jean Salis at La Ferte Alais in August 1977, when it was photographed by Thierry Thomassin. It is 60% original and powered by a 130 h.p. Clerget rotary.
Этот вариант MoS.27 вооружен одним пулеметом. Обратите внимание на капот, плотно прилегающий к двигателю.
The Type AI was ordered into production in both single-gun (shown) MoS 27 and twin-gun MoS 29 versions, but although built in large quantities, they were rapidly withdrawn from service.
Type AI
Pierre Dague, a leading light of French preservation who was killed in a T-28 collision on September 8, 1991, taxying the Salis Collection’s Morane AI at la Ferte-Alais last year.
The Morane-Saulnier type AI, with tubular wing bracing
STUNT FLYING AT LE BOURGET: Most of the work of entertaining the spectators between events fell to Fronval, who handled his Morane Parasol with great skill. The machine, seen in the inset, was of the type having strut bracing below the wings.
Two sketches of the strut bracing on the Morane-Saulnier parasol monoplane.
The Type AI was ordered into production in both single-gun MoS 27 and twin-gun (shown) MoS 29 versions, but although built in large quantities, they were rapidly withdrawn from service.