Варианты
- Boeing - F4B / P-12 - 1928 - США
- Boeing - F6B - 1933 - США
Boeing Model 83, 89, 99, 100, 218, 223, 235 и т.д. (F4B)
Под исходными обозначениями Model 83 и Model 89 компания "Boeing" в частном порядке разработала прототипы двух одноместных истребителей, предназначенных для проведения оценочных испытаний ВМС США. Самолеты предназначались для замены самолетов F2B и F3B, к тому же руководство компании рассчитывало, что новая машина будет востребована Авиационным корпусом Армии США в качестве замены истребителю PW-9. На прототипах стояли проверенные моторы Wasp, а повышение летных данных связывали с улучшением аэродинамики и конструкции. Оба прототипа спроектированы по схеме биплана с крыльями деревянной конструкции с полотняной обшивкой. Фюзеляж - из стальных труб, обшит полотном, а хвостовое оперение было традиционным, с расчалками. Шасси обоих прототипов было неубираемым, трехопорным с хвостовой опорой. Основные опоры шасси на Model 83 имели общую ось, самолет был также оснащен посадочным гаком; опоры же у Model 89 сделали раздельными для возможности подвески под фюзеляж одной 249-кг бомбы. Оба прототипа в 1928 году проходили оценочные испытания в ВМС США под обозначением XF4B-1. Самолет Model 89 также облетали летчики из Авиационного корпуса Армии США.
По результатам испытаний флот заказал партию из 27 самолетов под обозначением F4B-1. Серийные машины оснащались посадочными гаками от модификации Model 83 и шасси по типу шасси Model 89 (внутреннее обозначение "Boeing" для истребителя F4B-1 было Boeing Model 99). Первый серийный самолет поднялся в воздух 6 мая 1929 года, а весь заказ был выполнен менее чем за четыре месяца. Всего самолетов данного семейства, насчитывавшего множество различных вариантов, построили в количестве 586 экземпляров.
Варианты
Model 99: внутрифирменное обозначение 4-го серийного F4B-1, модернизированного в F4B-1A для перевозки высших чинов ВМС США
Model 100: внутрифирменное обозначение четырех самолетов, аналогичных F4B-1, но для гражданского применения и поставки на экспорт
Model 100A: один двухместный самолет, построенный для Говарда Хьюза
Model 218: один использовавшийся фирмой "Boeing" самолет с металлическим фюзеляжем полумонококовой конструкции; испытывался Армией и ВМС США как прототип P-12E и F4B-3, продан в Китай
Model 223: внутрифирменное обозначение 46 F4B-2, построенных для ВМС США и аналогичных армейскому P-12C, но с хвостовым колесом вместо костыля
Model 235: внутрифирменное обозначение самолетов F4B-3 (21 самолет) и F4B-4 (92), построенных для ВМС США. F4B-3 схож с P-12E, за исключением бортового оборудования, a F4B-4 отличался вертикальным оперением увеличенной площади, а последние 45 машин имели в заголовнике кресла пилота спасательный плотик. Несколько P-12A, переданных в 1940 году флоту из Авиационного корпуса Армии США, получили обозначение F4B-4A
Model 256: внутрифирменное обозначение 14 самолетов, схожих с флотскими F4B-4, но поставленных в 1932 году Бразилии в качестве истребителей берегового базирования, но без посадочных гаков и другого специального оборудования
Model 267: внутрифирменное обозначение 9 дополнительных самолетов, поставленных Бразилии с крыльями от P-12E, все остальное - как у F4B-3
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Boeing Model 235 (F4B-4)
Тип: одноместный истребитель корабельного базирования
Силовая установка: один звездообразный мотор Pratt & Whitney R-1340-16 Wasp мощностью 550 л. с. (410 кВт)
Характеристики: максимальная скорость на высоте 1830 м - 303 км/ч; время набора высоты 1525 м - 2 мин 42 с; практический потолок 8200 м; дальность 595 км
Масса: пустого 1068 кг; максимальная взлетная 1638 кг
Размеры: размах крыла 9,14 м; длина 6,12 м; высота 2,84 м; площадь крыла 21,13 м2
Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning в носовой части фюзеляжа
Описание:
- Boeing Model 83, 89, 99, 100, 218, 223, 235 и т.д. (F4B)
- Boeing Model 100, 101, 102, 222, 227, 234 и 251 (P-12)
- Flight, June 1934
BOEING SINGLE-SEATER FIGHTERS
Фотографии
-
Мировая Авиация 174
F4B-4. Изображен самолет из истребительной эскадрильи VF-6B (эмблема - кот Феликс), один из 200 истребителей Boeing, эксплуатировавшихся американским флотом в 1929-1938 годах.
-
Мировая Авиация 174
F4B-4. Изображен один из 92 самолетов (BuNo.9246), поставленных ВМС США, начиная с июля 1932 года. Самолет несет маркировку эскадрильи VF-6B, получившей такие истребители одной из первых. Эскадрилья была приписана к авианосцу "Саратога" (CV-3). F4B-4 эксплуатировались на американских авианосцах до 1937 года.
-
Мировая Авиация 63
Как минимум один P-12B восстановили до пригодного к полетам состояния. Самолет летал в маркировке 95-й ударной эскадрильи 17-й ударной группы Авиационного корпуса Армии США и окрашен типично для своего времени - в оливковый и желтый цвета.
-
Мировая Авиация 178
P-12 пролетает над намного более поздним изделием "Boeing" - 727-м. P-12 был достойным представителем эпохи истребителей-бипланов.
Другие самолёты на фотографии: Boeing Boeing 727 - США - 1963
-
Aeroplane Monthly 1976-03
The Boeing Model 100 (F4B-1)
-
Мировая Авиация 178
Сейчас великолепно отреставрированный P-12E выставлен в Национальном музее ВВС США. На истребитель нанесена символика 6-й эскадрильи "охотников" из 18-й истребительной группы, которая дислоцировалась в Уилер-Филд на Гавайских островах.
-
Мировая Авиация 178
Капитан Айра С. Икер у Boeing P-12 - самолета, который он любил. Во многих отношениях P-12 стал лучшим американским бипланом и вершиной развития истребителей в США в межвоенный период.
-
Flight 1937-09 / Flight
Against the Ohio sky: Three Boeing fighters of the U.S. Army Air Corps which gave an aerobatic at the National Air Races.
-
Flight 1938-07 / Flight
EXPERT IDIOCY (positively no deception): Frank Clarke and Paul Mantz treat the Cleveland crowds to something new in sensations, flying undercarriage to undercarriage and tracing their track with smoke. Mantz’s machine (the lower one) is a converted Boeing “one-place pursuit ship.”
-
Aeroplane Monthly 1988-01 / J.Ramsden - Seattle's crystal palace
Visitors gaze up at a Boeing P-12 hanging in the Great Gallery.
-
Aeroplane Monthly 1978-11 / H.Best-Devereux, I.Best-Devereux - Oshkosh '78
Boeing's very own Model 100/P-12.
-
Aeroplane Monthly 1987-03 / D.Jones - Hollywood pilot
Hollywood Trio, 1936 National Air Races, Los Angeles. Mantz is leading Eaton Noble and Frank Clarke in a Boeing 100.
-
Мировая Авиация 178
Четыре Boeing Model 100 были построены для гражданских заказчиков. Второй такой самолет поставили Мило Бархэму, летавшему на окрашенной в красный, голубой и серебристый цвета машине с 1933 года и до начала Второй мировой войны.
-
Aeroplane Monthly 1987-03 / D.Jones - Hollywood pilot
Mantz taxying in at Glendale after a filming session during International squadron in 1941. The film starred Ronald Reagan and this Boeing 100 was supposed to represent a Gladiator!
-
Air Pictorial 1956-05 / Photos by request
BOEING MODEL 100-A - Compare these two photographs with that of the rebuilt Model 100-A and it becomes obvious that apart from the fabric-covered wings, nothing remains of the original 1929 "one-off" to the order of tycoon Howard Hughes. The Model 100-A was photographed as a single-seater on 22nd July and as a two-seater four days later. Hughes undertook the redesign and passed the contract work on to Lockheed Aircraft.
-
Air Pictorial 1956-05 / Photos by request
The Model 100-A was photographed as a single-seater on 22nd July and as a two-seater four days later. Hughes undertook the redesign and passed the contract work on to Lockheed Aircraft.
-
Air Pictorial 1956-05 / Photo-review
Nicknamed "Bradley 's Beast" (N247K), this sole example of the Boeing Model 100-A has a remarkable history of redesign. Owned by Ben Bradley of Ft. Lauderdale, Fla.
-
Flight 1937-10 / Flight
Art Goebie's Boeing 100 sky-writer.
-
Мировая Авиация 63
На фотографии хорошо виден посадочный гак F4B-1. Самолет состоял на вооружении 1-й бомбардировочной эскадрильи VB-18 "Red Rippers".
-
Мировая Авиация 174
F4B-2 из эскадрильи VF-6B. Ее эмблема (с котом Феликсом) стала одной из самых известных в морской авиации США. Эскадрильи в числе первых получила истребители второго варианта. F4B-2, улучшенный F4B-1, был морским эквивалентом армейского P-12C. Построено 46 F4B-2, в 1932 году на всех установили хвостовое оперение, как у F4B-4.
-
Aeroplane Monthly 1988-04 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (1)
Boeing F4B-2 of 1931 - equivalent to the Army P-12C, with undercarriage spreader-bar, tailwheel and ring cowling. Armament was two machine-guns and four 116lb bombs. Forty-six examples were built.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Boeing F4B-3 8911 from VJ-6M, the command aircraft at HQ US Marine Corps (Randolph Field) circa 1936. This aircraft previously flew with the US Navy at Anacostia.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Another view of Boeing F4B-3 8911, possibly taken early in its career judging by the censor's mark just forward of the tailwheel.
-
Aeroplane Monthly 1988-04 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (1)
The handsome Boeing F4B-3, powered by a 525 h.p. Pratt & Whitney Wasp R-1340-17 radial engine.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Two views of Boeing F4B-3 8892 taken in 1932 while the aircraft was awaiting delivery to VF-3B (USS Saratoga).
-
Aeroplane Monthly 1983-01 / B.Gunston - The classic aero engines (5)
FRANK B. MORMILLO'S plate depicts the Planes of Fame Museum's Boeing P-12/F4B-3, flown by Steve Hinton during May last year. Boeing F4Bs were powered by the Pratt & Whitney Wasp R-1340.
-
Мировая Авиация 174
F4B-3 отличался от F4B-2 полумонококом хвостовой части фюзеляжа. 21 такой самолет в 1931 году поставили в ВМС США, позже их передали морской пехоте.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Eighteen Marine Corps Boeing F4Bs flying over the El Morro fortress in Puerto Rico during annual war games on February 15, 1938.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
This Boeing F4B-3 is seen taking off from the flight deck of USS Saratoga in 1932. The aircraft's “High Hat” marking denotes that it was attached to VF-1B.
-
Flight 1932-08 / Flight
A U.S. NAVY SHIP'S FIGHTER: This Boeing "Wasp"powered carrier fighter of the Navy's Air Service is shown taking off from the flight deck of the U.S.S. "Saratoga," naval aeroplane carrier. The plane is a member of the Navy's famed "High Hat" Squadron, whose pilots are noted for their skill in taking off from and landing on the decks of the "floating airports" and in manoeuvring their small Boeing "Wasp"-powered fighters in formation at sea.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Boeing F4B-4 8918 of the US Navy's VF-3B “Diving Eagles" Squadron (USS Langley)
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Boeing F4B-4 8920 of VF-3, powered by a 500 h.p. Pratt & Whitney R-1340 Wasp radial. Note the side curtains on the open cockpit, fitted to reduce draughts.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Boeing F4B-4 9014 in the non-standard markings used by VF-9M during 1933-38. Final examples of the F4B-4 incorporated a liferaft in the higher turtledeck fairing.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Boeing F4B-4 8919 from VF-3B “Diving Eagles” Squadron attached to USS Ranger. The tail was doped green.
-
Flight 1934-06 / Flight
AMERICA'S FLEET FIGHTER: The Boeing F4B-4 with supercharged Pratt and Whitney "Wasp."
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Boeing F4B-4 9027 from VF-6 (“Felix the Cat” Squadron), which flew with USS Saratoga during 1932-36.
-
Air International 1974-03 / Fighter A to Z (28)
The last production Boeing fighter biplane, the F4B-4 which was delivered to the US Navy from mid-1932.
-
Мировая Авиация 178
Из 131 P-12C, заказанных с мотором R-1340-9 Wasp мощностью 450 л. с., 35 построили как P-12D с R-1340-17 мощностью 525 л. с. На снимке - P-12D из 35-й эскадрильи "охотников".
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Boeing P-12E of the early 1930s. The engine is a 500 h.p. Pratt & Whitney Wasp radial.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (2)
Boeing P-12E now owned by the Planes of Fame Museum at Chino, California.
-
Мировая Авиация 178
Обшивка фюзеляжей ранних P-12 выполнялась из полотна, но в 1930 году начался выпуск P-12E с работающей металлической обшивкой, которая обеспечила большую конструктивную прочность.
-
Aeroplane Monthly 1979-01 / F.Mormillo - Gathering of Eagles
Another view of the Planes of Fame Boeing P-12.
-
Aeroplane Monthly 1979-01 / F.Mormillo - Gathering of Eagles
A Boeing P-12 and Boeing P-26, two classic fighters of the inter-war years, both belonging to the Planes of Fame collection
Другие самолёты на фотографии: Boeing P-26 Peashooter - США - 1932
-
Мировая Авиация 63
P-12E из состава Авиационного корпуса Армии США почти идентичны истребителям F4B-4 авиации ВМС США. P-12E можно отличить от других модификаций по развитому гаргроту. В гаргроте F4B-4 хранился спасательный плотик.
A STAIRCASE IN THE BLUE: Impressive photograph of a group of single-seater, Wasp-powered Boeing P-12E pursuit planes of the 27th Pursuit Squadron, U.S. Army Air Corps, Self ridge Field, Mich. -
Мировая Авиация 178
Истребители P-12E Авиационного корпуса Армии США "позируют" фотооператору. Больше всего P-12 (110 штук) построили и приняли на вооружение в 1932 году. В 1940-м уцелевшие самолеты переоборудовали в радиоуправляемые мишени.
-
Flight 1934-10 / Flight
THE CUBIST: An unusual aerial view of a U.S. Army pilot flying above Selfridge Field in a Boeing P-26 pursuit 'plane.
-
Мировая Авиация 178
Этот самолет отличался огромным турбокомпрессором. Попытки радикально улучшить летные данные успеха не имели, так как схема биплана исчерпала свой потенциал. Заменой стал моноплан Boeing P-26 Peashooter.
-
Aeroplane Monthly 1988-04 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (1)
Used in the filming of Task Force, this Curtiss F8C-2 of the late Twenties is actually a completely rebuilt Boeing F4B-2, assembled in California by a historical group.
Другие самолёты на фотографии: Curtiss F8C Falcon / Helldiver - США - 1928
-
Air Pictorial 1957-12
Left shows the Boeing 100-A; right, after conversion to a Curtiss Helldiver.
Другие самолёты на фотографии: Curtiss F8C Falcon / Helldiver - США - 1928
-
Flight 1935-11 / Flight
A Boeing P-12E with an experimental cockpit enclosure.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (2)
Истребитель "Боинг-218", на котором воевал и был сбит в Китае американец Роберт Шорт.
-
Air Enthusiast 2001-09 / C.Lucchesi - For Naval 'Wings'
One of the six Boeing 256 biplane fighters operated by the Brazilian Navy from 1932 until 1941. Two of these were transferred to the newly-born Forca Aerea Brasileira in 1941.
-
Flight 1935-10 / Flight
MAKING UP HIS MIND: After finding that half the undercarriage of his Boeing had attempted to sever all connections with the machine, this U.S. Army pilot cruised round for 2 1/2 hours trying to decide if he should try to land it or make an exit with his Irvin. He chose the latter course.
-
Авиация и Космонавтика 2005-02 / В.Бакурский - Авиация в миниатюре
"Боинг" P-12 Е.Баранова в М1:32
-
Авиация и Космонавтика 2022-10 / ??? - 100 лет конструкторскому бюро А.Н. Туполева
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Air International 1974-03 / Fighter A to Z (28)
The last production Boeing fighter biplane, the F4B-4 which was delivered to the US Navy from mid-1932.
- Фотографии