IAR IAR-80/81
Страна: Румыния
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
IAR-80/81
I.A.R.80 и 81
Фотографии

IAR-80/81

Первый серийный истребитель румынской конструкции. Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разработан под руководством И.Гросу в КБ фирмы "Индустрия аэронаутика романа" (IAR). В его конструкции использована часть узлов и агрегатов польских истребителей PZL P-24, строившихся ИАР по лицензии. Первый полет IAR 80 совершил в апреле 1939 г. Серийное производство на заводе IAR в Брашове начато в марте 1940 г. Всего построен 461 экз. Самолет принят на вооружение румынских ВВС в феврале 1941 г.
Основные серийные модификации:
   - IAR 80 с двигателями AR К. 14-IIIC-36 или позднее IAR P.14-IVC-32, вооружение 4x7,9;
   - IAR 80А с вооружением 6x7,9, бомбы до 100 кг;
   - IAR 81 - истребитель-бомбардировщик, мотор IAR 14-1000A, увеличенная носовая часть, введено бронирование, подфюзеляжная подвеска для бомбометания с пикирования;
   - IAR 80B с вооружением 4x7,9 + 2x13,2, у поздних - удлиненное крыло, подвесные баки;
   - IAR 80С с вооружением 4x7,9 + 2x20, усиленная бронезащита, введены подкосы стабилизатора, протектированные бензобаки;
   - IAR 81C с вооружением 2x7,9 + 2x20, истребитель-бомбардировщик.
Истребители IAR 80 с июня 1941 г. применялись в боях в Молдавии и на юге Украины, а также в ПВО городов Румынии. Далее участвовали в Сталинградской битве, с января 1943 г. сосредоточены в частях ПВО Бухареста и нефтепромысловых районов Румынии. С сентября 1944 г. применялись против немцев в Венгрии. Производство прекращено в декабре 1943 г. Сняты с вооружения в июне 1945 г., вновь приняты на вооружение в январе 1946г., опять сняты в августе 1949 г. Отдельные учебные машины летали до 1952 г.


IAR 80B||
Размах:||10,5 м
Длина:||8,9 м
Моторы, количество х мощность:||1x1025 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2960 кг
Максимальная скорость:||470 км/ч
Практический потолок:||10500 м
Дальность:||1030 км

I.A.R.80 и 81

Работа над данным самолетом велась группой инженеров во главе с Ионом Гроссу. Первый полет опытный самолет I.A.R.80 совершил в апреле 1939 года под управлением Димитру Попеску. Самолет представлял собой одноместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с открытой кабиной, убирающимся шасси с широкой колеей и звездообразным двигателем I.A.R. K.14-III C36. Самолет показал себя достаточно хорошей и надежной машиной, вскоре его запустили в серийное производство и приняли на вооружение истребительных эскадрилий румынских ВВС (FARR).
   Поставки серийных машин начались весной 1940 года, в серийный вариант при этом внесли определенные изменения: фонарь кабины выполнялся полностью застекленным со сдвижной назад секцией, крыло имело увеличенные размах и площадь, был установлен более мощный двигатель I.A.R. K.14-1000A и изменено хвостовое оперение.
  
   Выпуск I.A.R.80 и созданного на его базе пикирующего бомбардировщика I.A.R.81 насчитывал 436 машин. В течение 1942 года четыре эскадрильи I.A.R.80 входили в состав 1 -го румынского авиакорпуса, воевавшего на Украине.
   Год спустя все имевшиеся I.A.R.80 и I.A.R.81 были передислоцированы в Румынию - им предстояло защищать от налетов американских тяжелых бомбардировщиков нефтепромыслы в своей стране. В 1950 году один оставшийся в эксплуатации I.A.R.80 переоборудовали в учебный - добавилась вторая кабина и дублированное управление, самолет обозначили I.A.R.80DC. Машину окончательно сняли с эксплуатации в конце 1952 года.


Варианты

   I.A.R.80: первая серийная модификация истребителя с четырьмя крыльевыми 7,92-мм пулеметами Browning FN; построено 50 самолетов
   I.A.R.80A: серийная модификация с шестью пулеметами; построено 90 машин
   I.A.R.80B: вариант с четырьмя 7,92-мм и двумя 13,2-мм пулеметами Browning; построено 30 самолетов
   I.A.R.81: первичная модификация пикирующего бомбардировщика, вооруженного шестью 7,92-мм пулеметами Browning, центральным подфюзеляжным узлом подвески для одной 250-кг бомбы и подкрыльевыми узлами подвески для четырех 50-кг бомб; выпущено 50 машин
   I.A.R.81A: бомбовая нагрузка как у I.A.R.81, но пулеметное вооружение по типу I.A.R.80B; выпущено 29 машин
   I.A.R.81B: дальний истребитель с возможностью подвески под крылом двух ПТБ; без бомбового вооружения, только две 20-мм пушки Ikaria или Oerlikon и четыре 7,92-мм пулемета Browning FN; выпущено 50 машин
   I.A.R.81C: пикирующий бомбардировщик/истребитель; бомбовая нагрузка по типу I.A.R.81, но с двумя 20-мм пушками Mauser и четырьмя 7,92-мм пулеметами Browning; вероятно, построено 137 самолетов - до того как завод I.A.R. в Брасове перешел на выпуск Bf 109G-6


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Серия I.A.R.80

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один звездообразный ПД I.A.R. K.14-1000A мощностью 1025 л. с. (764 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3970 м - 550 км/ч; практический потолок 10 500 м; дальность 940 км
   Масса: пустого снаряженного 1780 кг; максимальная взлетная 2550 кг
   Размеры: размах крыла 10,50 м; длина 8,90 м; высота 3,60 м; площадь крыла 15,97 м2
   Вооружение: см. варианты
IAR-80 из 41-й АЭ
IAR-80 из 8-й истребительной группы румынских ВВС, осень 1941г.
IAR-80C из состава 8-й истребительной авиагруппы ВВС Румынии, действовавшей осенью 1941г. под оперативным контролем штаба 4-го Воздушного флота Люфтваффе.
IAR-80 №56 из 60-й истребительной эскадрильи адъютанта Г. Софариу, совершивший вынужденную посадку после боя с истребителями 67-го ИАП
Пикирующий бомбардировщик IAR-81 румынских ВВС.
IAR 81c of the 2nd Fighter Group. summer 1945.
К середине 1944 года I.A.R.80 уже устарел как истребитель, но недостаток Bf 109G заставлял по-прежнему эксплуатировать их.
Истребитель-бомбардировщик IAR-81C из 6-й авиагруппы румынских ВВС, осень 1944г.
Реакция ВВС Румынии на появление американских бомбардировщиков оказалась стремительной. Самолеты, подобные этим IAR 80, нанесли серьезные потери американской авиации.
The IAR-Brasov factory flight. This retained one of each major variant of IAR-80 and IAR-81 for further development and factory defence. Illustrated is the first IAR 80 (No 1) and an IAR-80B (No 227).
Replica of the IAR-80 No.1 now on show at Bucharest’s aviation museum.
One of the few Rumanian combat aircraft of indigenous design to see any extensive service was the IAR 80. Photograph ilustrating the initial production version, the IAR 80A.
IAR-80 №56 из 60-й истребительной эскадрильи адъютанта Г. Софариу, совершивший вынужденную посадку после боя с истребителями 67-го ИАП
Истребитель IAR-80 из 8-й истребительной группы, лето 1941г.
IAR-80A. This variant received two more 7.92mm machine guns and was the first fitted with the definitive IAR K14 1000A, engine, which it was never possible to develop further, and armour plate and glass to protect the pilot.
Истребители IAR 80B румынских ВВС
The first deliveries of the IAR 80 fighter to the FARR began in March 1942, entering service with the Corpul 1 Aerian during the following summer and seen here at a field in the vicinity of Stalingrad in September 1942.
На одном из таких IAR 80 Шербэнеску летом 1942 года патрулировал румынское побережье в районе Констанцы.
IAR 81Cs en masse for doubtless a staged, propaganda shot.
С помощью импровизированных пикирующих бомбардировщиков IAR-81 румынская авиация активно поддержала майское контрнаступление своих германских союзников. Впрочем, эти морально устаревшие машины уже не могли на равных противостоять советским истребителям.
IAR-80Bs, probably of Grup 6 in the winter of 1943-1944. The IAR-80B was the most radical redesign of the IAR-80/81 series. Some began life as the IAR 81A fighter-bomber and had a re-inforced fuselage, but all were completed as fighters.
An IAR-80 of Grup 8 Vanatori during the siege of Odessa in 1941. This was one of the first to be produced with the IAR K14 CIV 32 engine. Although lightly armed and unarmoured the IAR-80 was superior to any contemporary Italian fighter. The Macchi C200 Saetta in the foreground probably belonged to the three Ruspolli brothers. In July 1941 they had solicited permission from Mussolini to film the FARR in action and took three Saettas to the front in Basarabia. However, they couldn’t resist taking part in operations and two of the brothers were killed on August 19. Does any reader know what became of their cine film?
Basarabia, August 1941. A Cant Z.1007bis and a MC.200 of the Reparto Autonomo Cinematografico di Volo sit in the sun ready for action in company with a Romanian IAR-80 of Grup 8. The Macchi is coded ‘81-12’ and still sports the 1st Stormo badge (‘The Archer’) on the white fuselage band.
IAR-81Cs in the field, Messerschmitt Bf 108 Taifun at left. The IAR-81C was the last and most common variant.
Истребитель-бомбардировщик IAR-81C готов к боевому вылету. Август 1943г.
An IAR-81 fully armed with a 500kg bomb. Only 60 fighter-bombers were built. The sub-type was not a success because the aircraft’s performance was seriously compromised by the ventral bomb cradle. It was therefore rarely used as a bomber during the 1942 campaign, the only year it saw significant operational service.
Подготовка IAR-81 к боевому вылету.
Истребитель-бомбардировщик IAR-81 к середине 1944 года считался безнадежно устаревшим.
When Rumania declared war on Germany in 1944, the cross insignia gave place to the pre-war roundel, seen here on an IAR 81c fighter-bomber.
Replica IAR-80 on display at Bucharest.
Thirteen victory markings on the tail of an IAR-80 of Grup 8 Vanatori in late 1941. Over-scoring was rife in 1941, but even discounting exaggeration, this pilot would probably have been an ace in any air force.
Этот румынский летчик, пилотировавший IAR 80 вполне мог встретится с И-153 в бою над Дунаем
Летчик 59-й эскадрильи Георгий Постеука в кабине IAR-80
The last IAR-80Cs on the IAR-Brasov production line in late 1942. This single plant developed and/or produced all types of licence-built and Romanian-designed combat aircraft. Difficulties in acquiring machine tools and materials in Axis Europe prevented its full production potential ever being realised. Despite some damage from US bombing in 1944, which the Romanians initially thought was from accidental overshoots from a raid on a nearby oil installation, production was never completely halted.
In an effort to rectify the IAR-80’s lack of power, an attempt was made in 1942 to fit a Jumo 211F, as used on the JRS.79B1, to an IAR-80A airframe. However, it shook loose from its mount on its maiden flight and the project had to be abandoned.
A two-seat conversion of the IAR-80 - the IAR-80DC - ‘White 425’ after a belly-landing. Note that the forward cockpit did not have a canopy
Cutaway of the IAR-81C
Top to bottom: IAR-80, IAR-80A, IAR-80B, IAR-80C
Top to bottom: IAR-81, IAR-81A, IAR-81C
The first Romanian fighter to be built in substantial numbers, the I.A.R.80 utilised some elements of the PZL P.24E that had been licence-built by I.A.R. Three variants differing in armament were built.
IAR 80B