Curtiss SOC Seagull
Страна: США
Год: 1934


Двухместный разведчик/наблюдатель
Описание:
SOC Seagull
Curtiss Model 71 Seagull (O3C и SOC/SON)
Фотографии

SOC Seagull

Корабельный разведчик и самолет связи. Одномоторный цельнометаллический биплан, коробка крыла при хранении складывается. Шасси сменное: неубирающееся колесное шасси (основные колеса в обтекателях) или поплавковое (центральный поплавок и два вспомогательных). Спроектирован в КБ отделения "Кэртис эйрплейн" корпорации "Кэртис-Райт". Опытный образец нового разведчика, XO3C-1 ("модель 714", позднее именовался XSOC-1), вышел на испытания в марте 1934 г. как амфибия. Серийный выпуск в варианте "чистого" поплавкового самолета начался в ноябре 1935 г. Самолеты серии SOC строились на заводе "Кэртис" в Буффало и заводе "Нэйвел эйркрафт фэктори" (NAF) в Филадельфии. Всего изготовлено 306 экз.
SOC состоял на вооружении только флота США - с ноября 1935 г. В конце 1930-х гг. это был самый массовый тип самолета в американской морской авиации.
В 1941 г. приступили к переделке части машин в палубный вариант с монтажом посадочного крюка и катапультных захватов. Всего доработано около 40 экз.
Экипаж - 2 чел. Двигатель R-1340. Вооружение 2x7,62, бомбы до 100 кг (включая глубинные).
Основные серийные модификации:
   - SOC-1 с мотором R-1340-18;
   - SOC-2 с мотором R-1340-22, выпускался только с колесным шасси, вариант SOC-2A имел оборудование для эксплуатации на авианосцах;
   - SOC-3, аналог SOC-2 с измененным оборудованием, шасси сменное - колеса и поплавки, в 1941 г. часть машин переделана в SOC-3A - аналог SOC-2A, завод NAF строил SOC-3 как SON-1, SOC-3A как SON-1A;
   - SOC-4, вариант для Береговой охраны без катапультного оборудования, в 1942 г. эти самолеты переделаны в SOC-3A.
Основные палубные модификации:
   - SOC-1A (переделка из SOC-1) с мотором R-1340-18;
   - SOC-2A (переделка из SOC-2) с мотором R-1340-22;
   - SOC-3A (из SOC-3), самый массовый вариант на авианосцах, в этот же тип переделывался SOC-4 (вариант для Береговой охраны);
   - SON-1A, переделка из SON-1 (аналога SOC-3, выпускавшегося заводом NAF);
С ноября 1935 г. самолеты SOC-1 начали поступать на боевые корабли американского флота. В 1939 г. SOC являлся самым массовым типом катапультного разведчика в морской авиации США. К середине 1941 г. на линкорах их вытеснили OS2U-1, но на крейсерах сохранялись SOC-1 и SOC-3. Последними из резерва в начале войны пополнялись и авиазвенья на линкорах.
В конце 1941 г. первые палубные самолеты разместили на эскортном авианосце "Лонг Айленд". К концу 1942 г. палубные разведчики "Сигалл" базировались на авианосцах "Богэ", "Кард", "Коур" и "Элтамаха", действовавших на Тихом океане, и "Чарджер" - в Атлантике. Они в основном вели поиск подводных лодок противника.
Как корабельные самолеты (разведчики и корректировщики) участвовали в боевых действиях в Атлантике и Средиземноморье. Однако основным театром их применения являлся Тихий океан. Там они воевали на Маршалловых и Гилбертовых о-вах, на Гуадалканале и Уэйке.
Производство самолетов семейства SOC завершилось в мае 1938 г. Из боевых подразделений на флоте их убрали в конце 1944 г., но во вспомогательных эскадрильях и летных школах они служили до 1946 г.
  

SOC-1 (SOC-3A)||
Размах:||10,17 м (10,98 м)
Длина:||8,18 м (9,58 м)
Моторы, количество х мощность:||1x600 л.с. (1x600 л.с.)
Взлетная масса, максимальная:||2268 кг (2470 кг)
Максимальная скорость:||261 км/ч (265 км/ч)
Практический потолок:||4570 м (4600 м)
Дальность:||1270 км (1080 км)

Curtiss Model 71 Seagull (O3C и SOC/SON)

Эксплуатация последнего серийного биплана фирмы "Curtiss", SOC (Model 71 Seagull), в ВМС США началась в 1934 году и продолжалась до конца Второй мировой войны.
   Требования ВМС США к перспективному разведывательному самолету были разосланы авиационным фирмам в 1933 году. На запрос откликнулись фирмы "Curtiss", "Douglas" и "Vought". Прототип XO3C-1, заказанный флотом 19 июня 1933 года, выполнил первый полет в апреле 1934 года, в серию машина пошла как SOC-1 (Model 71 А).
   Первый полет прототип выполнил с амфибийным шасси - два колеса были встроены в центральный поплавок. Серийные машины строились как чистые гидропланы, хотя возможность установки колесного шасси с хвостовой опорой сохранялась. Летчик и стрелок-наблюдатель размещались тандемом в закрытых прозрачным фонарем кабинах. Для увеличения сектора обстрела турельного пулемета задняя часть фонаря выполнена откидной.
   Поставки SOC-1 начались в ноябре 1935 года, всего построены 135 экземпляров с моторами R-1340-18. Затем последовала серия из 40 SOC-2 (Model 71В) с колесным шасси, рядом конструктивных изменений и моторами R-1340-22. 83 самолета SOC-3 (Model 71Е) в целом были аналогичны SOC-1. В 1942 году SOC-2 и SOC-3, оборудованные тормозными гаками, получили обозначения SOC-2A и SOC-3A. Для Береговой охраны США в 1942 году были построены три SOC-4 (Model 71F), аналогичных SOC-3, но после установки тормозного гака обозначение изменили на SOC-3A. Помимо фирмы "Curtiss" 44 самолета построила компания NAF. Эти машины обозначались SON-1, а после установки тормозного гака SON-1A от самолетов сборки "Curtiss" они ничем не отличались.
   После завершения серийного производства в 1938 году "Curtiss" приступила к разработке и постройке преемника самолета SOC - Seamew, известного в эксплуатации как SO3C. Когда по своим летным данным самолет устарел, SO3C сняли с вооружения частей первой линии, но эксплуатация продолжалась вплоть до окончания Второй мировой войны.


Вариант

   XSO2C-1: Model 71 С, который испытывался как улучшенный SOC и был построен в одном экземпляре


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss Model 71С Seagull (гидросамолет SOC-3)

   Тип: двухместный разведчик/наблюдатель
   Силовая установка: звездообразный поршневой мотор Pratt & Whitney R-1340-22 Wasp мощностью 600 л.с.
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525м - 259 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 211 км/ч; начальная скороподъемность 279 м/мин; практический потолок 4390 м; дальность 1380 км
   Масса: пустого 1648 кг; максимальная взлетная 2490 кг
   Размеры: размах верхнего крыла 10,97 м; длина 9,47 м; высота 4,44 м; площадь крыльев 31,77 м-
   Вооружение: один синхронный и один турельный 7,62-мм пулеметы Browning, до 295 кг бомб на подкрыльевой подвеске
Кертисс SOC-1 "Сигалл" ВМС США, июнь 1942г.
The Curtiss SOC-1 "Seagull" Two-seat Scout-Observation Biplane (550 h.p. Pratt & Whitney "Wasp" engine).
SLOTTED: An example of the 135 Curtiss O3C-1 scout observation biplanes ordered by the U.S. Navy. The machine is here seen equipped for carrier operation, but it may be employed as a seaplane if necessary. Handley-Page slots account for the excellent speed range of the type.
Curtiss SOC-4 Seagull.
Float-equipped SOC Seagull on the seaplane tender USS 'Pine Island' in Antarctica, 1947.
SOC-3, использовавшийся как персональный самолет командующего флотом США
SOC-4 Береговой охраны США. Крылья самолета SOC выполнены складными, хвостовое оперение изготовлено из легкого металлического сплава, каркас фюзеляжа - из стальных труб, обшивка - металл и полотно.
Curtiss SOC-1 Seagull.
Italian and American technique in the design of two-seater catapult floatplanes is illustrated by the Meridionali Ro 37 and the Curtiss SOC-I (shown).
Curtiss SOC-2 scout-observation floatplanes from the U.S. cruiser Louisville are seen in highly creditable formation. These machines have Handley-Page slots and slotted flaps, and are fitted with the Pratt and Whitney Wasp engine of about 550 h.p.
COURTESY CALL: A Curtiss SOC-1 observation floatplane about to be taken on board the U.S. cruiser Milwaukee at Singapore after celebrations in connection with the opening of the new dock.
The American naval machine: Curtiss SOC-1 scout-observation;
Curtiss SOC-3 Seagull
Curtiss SOC-3A Seagull