Ca.309 Ghibli/Papagal
Колониальный и легкий транспортный самолет. Двухмоторный моноплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Капрони аэронаутика Бергамаска" под руководством Ч. Паллавиччино. Опытный образец Ca 309 вышел на испытания в конце августа 1936 ДальшеMore>>>
г. С октября самолет серийно строился на заводе "Капрони" в Понте-Сан-Пьетро. В несколько измененном виде Ca 309 выпускался также на заводе "Самолетна фабрика Капрони булгарски" (СФКБ) как Ка-309 "Папагал". Переделкой конструкции в Болгарии руководил К. Калигарис. Всего изготовлено 253 экз., в т.ч. 243 в Италии.
Экипаж - 2 - 3 чел. и 6 пассажиров (в транспортном варианте). Вооружение 3x7,69 (на серии VI - 1x20+2x7,69), бомбы до 336 кг - только в варианте колониального разведчика-бомбардировщика.
На вооружении в Италии самолет состоял с 1936 г., в Болгарии - с 1941 г.
Выпускались три основных варианта:
- колониальный разведчик-бомбардировщик с моторами Альфа Ромео 115-I (позднее Альфа Ромео 115-II), остекленной носовой частью, колесами в обтекателях, вооружением, экипаж 2 чел., серия VI - самолет непосредственной поддержки с усиленным вооружением;
- легкий транспортный самолет на 6 мест (экипаж - 2 чел.) с неостекленным носом, без вооружения;
- болгарский КБ-309 с моторами As 10С, без обтекателей шасси;
- легкий транспортный самолет без вооружения, экипаж 3 чел. и 6 пассажиров.
Итальянские самолеты в довоенный период служили в Северной Африке. Они осуществляли поисково-спасательные операции в пустыне, перевозили людей и грузы к отдаленным постам, доставляли почту. Ca 309 также вели патрулирование границ и периодически привлекались к действиям против непокорных местных племен. С лета 1940 г. использовались в Ливии как разведчики, легкие транспортные и санитарные самолеты. Вели разведку приграничных районов Туниса и побережья, применялись как штурмовики, но из-за больших потерь с декабря 1940 г. постепенно переводились во вспомогательные подразделения.
Как транспортные машины эксплуатировались до января 1943 г. в Северной Африке, позднее в самой Италии. Болгарские "папагалы" служили только как штабные и связные машины.
Производство в Болгарии прекратили в 1941 г., в Италии - в 1942 г. Итальянские ВВС к моменту капитуляции страны в сентябре 1943 г. потеряли почти все самолеты этого типа. В Болгарии их сняли с вооружения в 1946 г.
СФКБ КБ-309||
Размах:||16,2 м
Длина:||12,95 м
Моторы, количество х мощность:||2x240 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2700 кг
Максимальная скорость:||265 км/ч
Дальность:||1550 км
Caproni Bergamaschi Ca 306, Ca 308, Са 309 Ghibli
Са 306, впервые представленный в 1935 году на выставке в Милане, являлся изящным легким транспортным самолетом, рассчитанным на двух пилотов и шесть пассажиров. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан преимущественно деревянной конструкции, с фанерной обшивкой. Силовая установка состояла из двух рядных поршневых двигателей с перевернутым расположением блока цилиндров Walter Major 6, de Havilland Gipsy Six или Alfa Romeo 115-1. В производство Ca 306 поступил как Ca 308 Borea, были выпущены лишь восемь машин (шесть для "Ala Littoria" и два самолета для итальянской колониальной администрации Ливии), однако он имел большое значение как предшественник большого семейства самолетов военного назначения.
Первым из них стал Са 309 Ghibli, поднятый в воздух в октябре 1936 года как прототип машины общего назначения, предназначенной для эксплуатации в итальянских колониях в Северной и Восточной Африке. Са 309 имел смешанную конструкцию: крыло и оперение от Са 306 комбинировались с новым фюзеляжем из сварных стальных труб, обшитых панелями из легкого сплава и полотном. Фюзеляж Са 309 сохранил, в основном, прямоугольное сечение фюзеляжа Са 306, но отличался измененной передней частью, в которой кабина летчиков была сдвинута назад, чтобы обеспечить размещение бомбардира в остекленной носовой части. Основные изменения внесли в силовую установку и основные опоры шасси: установили два Alfa Romeo 115-1 или 115-11 каждый мощностью 185 или 200 л. с. (138 или 149 кВт) и бесподкосное неубирающееся шасси с колесами в каплевидных обтекателях.
Данный самолет характеризовался хорошим сочетанием характеристик, экономичности, прочности и надежности. В разных количествах его заказывали управление авиации по охране колоний и действовавшие в африканской пустыне подразделения авиации, используя самолет в качестве легкого бомбардировщика, разведчика, транспортного самолета и самолета для непосредственной поддержки сухопутных войск - в окончательном варианте под обозначением Са 309 Serie VI с одной-двумя 20-мм пушками, установленными в фюзеляже. Общий выпуск Са 309 составил 243 машины, большинство из них были потеряны в первых кампаниях в Северной Африке после вступления в июне 1940 года Италии во Вторую мировую войну.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Caproni Bergamaschi Са 309 Ghibli
Тип: легкий бомбардировщик-разведчик с тремя членами экипажа
Силовая установка: два рядных двигателя Alfa Romeo 115-11 каждый мощностью 200 л. с. (149 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 750 м - 250 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1500 м - 210 км/ч; набор ; высоты 3000 м-за 17 мин 30 с; практический потолок 4500 м; дальность полета 670 км
Масса: пустого 2000 кг; максимальная взлетная 2995 кг
Размеры: размах крыла 16,20 м; длина 13,30 м; высота 3,25; площадь крыла 38,70 м2
Вооружение: два фиксированных 7,7-мм пулемета Breda-SAFAT в передней кромке крыла (в корне крыла), один наводимый 7,7-мм пулемет Breda-SAFAT в носовой части, плюс до 335 кг бомб на внешней подвеске