Туполев Ту-114
Варианты:
Туполев - Ту-114 - 1957 - Россия
Страна: Россия
Год: 1957


Дальнемагистральный турбовинтовой авиалайнер
Описание
Фотографии
Ту-114

<...>
  В конструкцию "настоящего" Ту-114 внесли гораздо больше, чем в Ту-116, изменений, главным из которых стал новый фюзеляж увеличенного диаметра вместимостью 220 (эконом-класс), 170 (типовой вариант) или 120 (для дальних беспосадочных полетов) пассажиров.
  Первый из двух прототипов Ту-114 выполнил первый полет 3 октября 1957 года. 9 апреля 1960 года на Ту-114 был установлен мировой рекорд скорости для самолетов с ТВД: расстояние в 5000 кг с полезной нагрузкой 25 000 кг самолет прошел со средней скоростью 877,212 км/ч.
  На момент начала эксплуатации в "Аэрофлоте" в 1961 году Ту-114 был самым большим пассажирским самолетом в мире. Изначально Ту-114 летали на престижных международных линиях в Канаду, Китай, Конго, на Кубу, в Гвинею, Гану, Индию и Японию. Для полетов на Кубу потребовалось увеличить дальность полета. С этой целью построили три Ту-114Д с дальностью полета в 10 750 км, но уменьшенной до 60 человек пассажировместимостью. На линии Москва-Токио Ту-114 с 1967 года эксплуатировались совместно "Аэрофлотом" и "Japan Air Lines", самолеты имели маркировку обоих авиакомпаний.
  Выпуск Ту-114 прекратили в 1964 году после постройки 34 самолетов. Новый флагман "Аэрофлота" Ил-62 довольно быстро заменил Ту-114 на международных линиях. Ту-114 стали использовать для внутренних перевозок, в апреле 1967 года самолет начал выполнять полеты из Домодедово в Ташкент. Географию полетов сдерживало малое количество подходящих для Ту-114 аэродромов. В 1970 году Ту-114 стали постепенно снимать с эксплуатации, а в 1974 году регулярные рейсы на Ту-114 прекратились окончательно.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-114

  Тип: дальнемагистральный турбовинтовой авиалайнер
  Силовая установка: четыре ТВД НК-12МВ Кб Н. Д. Кузнецова мощностью по 14795 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость 770 км/ч; практический потолок 12 000 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 6200 км
  Масса: пустого 91 000 кг; максимальная взлетная 171000 кг
  Размеры: размах крыла 51,10 м; длина 54,10 м; высота 15,50 м; площадь крыла 311,10 м2
  Полезная нагрузка: до 220 пассажиров
СССР-76473 - один из шести Ту-114 постройки 1961 года. На рисунках хорошо видно, насколько диаметр фюзеляжа Ту-114 больше диаметра фюзеляжа Ту-95. Стандартная вместимость Ту-114 составляла 170 пассажиров.
Ту-114 "Россия". СССР-76464 - один из четырех Ту-114, эксплуатировавшихся совместно с авиакомпанией "Japan Air Lines". Первый совместный рейс компаний JAL и "Аэрофлот" был выполнен 17 апреля 1967 года. Построенный в 1959 году борт является одним из 31 самолета, построенного в 1957-1964 годах для "Аэрофлота" заводом № 18 в Куйбышеве (Самара).
Нос Ту-114 характерен для советских бомбардировщиков, в которых штурманская кабина располагалась на самом его конце. Под полом кабины находился радиолокатор.
Первый опытный экземпляр Ту-114
Опытный Ту-114
Опытный экземпляр самолета Ту-114
The first available illustration of the Tu-114 shows its remarkable family resemblance to the Tu-104 and Tu-110. The wing and power group are derived from the Bear bomber design.
Опытный Ту-114 перед отлетом в США с Н.С.Хрущевым
"Россия" готовится к очередному зарубежному туру.
Встреча Н.С.Хрущева на авиабазе Эндрюс 15.09.1959г.
Прототип Ту-114 во время визита Хрущева в США. Сентябрь 1959г.
До 1967 г. Ту-114 борт СССР-76485 работал не только на внутрисоюзных, но и на международных линиях. Лондон, аэропорт Хитроу, июль 1966 г.
32 рассекающие воздух лопасти, приводимые в движение четырьмя самыми мощными в мире турбовинтовыми двигателями, создавали грохочущий, характерный звук летящего Ту-114. На фотографии изображен прототип самолета, прибывший в парижский аэропорт Ле Бурже на авиационный салон 1959 года.
Весной 1967 года Ту-114 начал выполнять рейсы Москва - Токио. Эти рейсы совершались в партнерстве с Japan Air Lines, пилотировали самолеты смешанные советско-японские экипажи.
Редчайший случай сотрудничества Запада и Востока в период холодной войны - JAL использовала Ту-114 для полетов из Токио через Москву в Париж, Лондон, Рим и Копенгаген. Самолет имеет маркировки как авиакомпании JAL, так и "Аэрофлота".
Ту-114 приземлился в аэропорту Шереметьево
Серийный Ту-114
В аэропорту Внуково зимой
В свое время Ту-114 казался гигантским самолетом
Лидеры СССР, в частности, Н.С. Хрущев, выбрали в качестве личного самолета Ту-114, как символ преимущества социалистической экономики. В 1959 году Ту-114 (СССР-Л5611) доставил Н.С. Хрущева в США. В американском аэропорту не нашлось даже трапа достаточной высоты, что стало для Никиты Сергеевича несомненным наглядным признаком общей отсталости американской техники. Советский лидер покинул борт Ту-114 посредством аварийного трапа.
Эксплуатация Ту-114 началась 24 апреля 1961 года с рейса Внуково - Хабаровск. Пик напряженности на этом маршруте протяженностью 6980 км был достигнут в 1969 году, когда Ту-114 выполняли по пять рейсов в сутки.
Ту-114 в аэропорту Монреаля
Ту-114 в музее ВВС в Монине
На стоянке КрАТУ. 28 марта 1982 г.
По максимальной скорости Ту-114 почти не уступал турбореактивному Boeing 707, но вдвое превосходил "американца" по дальности полета.
Заводские испытания опытного Ту-114, проходившие зимой 1957-1958гг.
Самолет СССР-Л5611, ставший прототипом Ту-114, был оснащен менее мощными двигателями НК-12. 15 сентября 1959 года этот самолет перевез первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева и сопровождавших его лиц в Нью-Йорк, совершив беспосадочный перелет длиной 6698 км за 11 часов.
Ту-126 был создан на базе гражданского Ту-114
Отличительной чертой семейства Ту-95/114 было стреловидное крыло, позволявшее турбовинтовому самолету развивать "реактивную" скорость.
Ту-114, скоростной, вместительный, с огромной для своего времени дальностью полета, стал символом научно-технических достижений Советского Союза. Этот самолет (СССР-76482) - один из трех Ту-114Д, построенных специально для беспосадочных полетов на Кубу. Первый полет самолет выполнил в январе 1963 года, в 1969-1970 годах его доработали под размещение 220 пассажиров и стали использовать на внутренних авиалиниях.
Tupolev Tu-114 long-range passenger transport aircraft) four 14,795 shp Kuznetsov NK-12M turboprop engines)
Долгое время Ту-114 оставались "визитной карточкой" Аэрофлота
Ту-144 до появления Ил-62 оставался флагманом Аэрофлота
Возможно именно этот снимок опытного Ту-114, растиражированный в западной прессе, и послужил источником неверной оценки габаритных размеров самолета.
Лайнер возвращается из очередного рейса
Самолет заходит на посадку в Кривом Роге. 1976 г.
В последний раз Ту-114 поднялся в воздух с пассажирами в 1975 году - к этому времени большая часть машин была модернизирована. Один из таких самолетов установлен на выезде из московского аэропорта Домодедово.
Техническое обслуживание Ту-114
Передняя опора шасси Ту-114 и Ту-126 до сих пор остается одной из самых высоких в мире
Приборное оборудование кабины летчиков
Рабочее место бортинженера
Интерьер салона первого опытного Ту-114
Фидель Кастро на борту Ту-114 в Гаване
Сейчас в салоне самолета - экспозиция авиационного оборудования
На борту Ту-114 были женский и мужской туалеты
Компоновочная схема Ту-114 с разделением салонов по классам
Проект атомного противолодочного самолета на базе Ту-114
"115" (Ту-115) Военно-транспортный самолет, проект
Ту-114
A provisional drawing of the Tu-114. The turboprop engines are said to develop 12,000 h.p. each.