RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : США

Год : 1990

Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе

Lockheed Martin F-22 Raptor

   В апреле 1991 года ВВС США объявили о выборе победителя в конкурсе на создание истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter). Самолет предназначался для замены F-15 Eagle. Конкурс выиграл прототип самолета, известного ныне как F-22 Raptor, с двигателем Pratt & Whitney. Проигравшим конкурентом был Northrop/McDonnell Douglas F-23. Сформулированные в 1981 году требования к самолету ATF предусматривали разработку малозаметного истребителя, созданного по технологиям стелс, способного выполнять длительный сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме работы двигателей, очень маневренного, с укороченными взлетом и посадкой за счет использования плоских отклоняемых сопел двигателей. Спецификация оговаривала использование трехканальной цифровой электродистанционной системы управления, что предполагало статическую неустойчивость самолета. В системе управления вооружением предстояло использовать элементы искусственного интеллекта для уменьшения загруженности летчика при одновременном повышении эффективности его работы.
   В сентябре 1983 года компаниям "Boeing", "General Dynamics", "Grumman", "McDonnell Douglas", "Northrop" и "Rockwell" предложили принять участие в конкурсе аванпроектов. Официальный запрос был разослан в сентябре 1985 года, оценку предложений провели в июле 1986 года, а 31 октября объявили двух победителей - компании "Lockheed" и "Northrop". С ними заключили контракты на постройку каждой фирмой двух прототипов.
   Параллельно шла инициированная в 1983 году программа разработки для самолета ATF совершенно новых двигателей. Наземные испытания двигателей General Electric F120 и Pratt & Whitney F119 начались в 1986-1987 годах. В начале 1988 года Министерство обороны США одобрило изготовление летных образцов двигателей каждого из двух типов, предназначенных для установки на прототипы ATF. В октябре 1989 года Пентагон продлил на шесть месяцев программу испытаний. К этому времени определились и с основными подрядчиками программы. Компания "Lockheed" объединилась с "Boeing" и "General Dynamics", но покупка "Lockheed" (с 1995 года - "Lockheed Martin") истребительного отделения фирмы "General Dynamics" привело к сосредоточению у "Lockheed" 67,5% объемов работ.
   Прототип YF-22A с двигателями YF120 выполнил первый полет 29 сентября 1990 года, 30 октября 1991 года в воздух поднялся второй опытный самолет YF-22A, но уже с ТРДДФ YF119. В ноябре 1990 года Министерство обороны США рассмотрело предложения по окончательной отработке авиационного комплекса и его производству, после чего выбор был сделан в пользу самолета F-22 с двигателями F119. В августе 1991 года был заключен контракт на производство 11 (позже количество уменьшено до девяти) предсерийных самолетов, включая два двухместных F-22B. В конечном итоге от спарок отказались, оставив только одноместные F-22A.
   Форма самолета выбрана с учетом требований малозаметности в тех областях электромагнитных волн, которые используются в радиолокации; кромки всех открывающихся в полете створок выполнены зубчатыми, чтобы излучение РЛС противника как можно меньше отражалось в обратную сторону. Для размещения вооружения были оборудованы три внутренних отсека: один большой центральный и два поменьше в бортах фюзеляжа. Но в то же время предусмотрена и возможность монтажа четырех подкрыльевых пилонов для подвески внешних нагрузок. Бортовые электронные системы выполнены с использованием элементов искусственного интеллекта, применены волоконно-оптические линии связи. Скорость работы компьютерных систем на самолете F-22 в сравнении с системами F-15 увеличена в 16 раз, емкость памяти электронных устройств увеличена втрое. Основу наступательного целевого оборудования составляет РЛС APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. РЛС способна сопровождать на проходе одновременно несколько воздушных целей и производить пуск ракет сразу по нескольким из них. РЛС также способна работать в режиме картографирования и как метео-РЛС. На самолете установлены система обмена информации (не сопряжена с аналогичными системами других самолетов ВВС США, что препятствует интеграции F-22 в "цифровое поле боя" и, вероятно, является главной причиной неучастия Raptor в боевых действиях), приемник GPS, аппаратура бортового комплекса обороны. В кабине установлено катапультное кресло ACES II класса "ноль-ноль". Приборное оборудование кабины выполнено на основе четырех цветных жидкокристаллических многофункциональных индикаторов и широкоугольного ИЛС (производства "Marconi").
   Основными органами управления самолетом являются боковая ручка и РУДы. К поверхностям управления относятся занимающие почти весь размах крыла предкрылки, внешние элероны, внутренние флапероны, дифференциально отклоняемые стабилизаторы и два руля направления, установленные на наклоненных наружу килях. Управление самолетом также осуществляется отклонением сопел двух двигателей, сопла отклоняются только в вертикальной плоскости в секторе +/-20°. Самолет не теряет управляемости даже на очень больших углах атаки.
   Стоимость всей программы постоянно находилась под контролем Конгресса США, внимание к ней усилилось (а критика возросла) после снижения для США высокотехнологичных угроз.
   Проектирование двухместного F-22B велось, но до постройки прототипа дело не дошло. Спарка должна была обладать всеми боевыми возможностями одноместной машины.
   В 2005 году F-22 достиг состояния первоначальной боеготовности. В 2007 году F-22 с авиабазы Элмендорф на Аляске впервые перехватили и сопровождали Ту-95МС Дальней авиации ВВС РФ.
   Модернизация самолета F-22A обходится очень дорого и ведется медленно из-за весьма устаревших элементной базы и программного обеспечения, установленных на самолете. После очередного этапа доработок F-22 получат возможность использовать УР класса "воздух-воздух" AIM-9X и AIM-120, бомбы малого диаметра (SDB). В перспективе самолет планируется хоть частично унифицировать с F-35.
   К середине 2011 года ВВС США получили почти все из 187 заказанных самолетов F-22. Шансы на продление серийного производства ничтожны. В мае 2011 года полеты всех F-22 прекратили из-за неоднократных случаев гипоксии у летчиков в полете (по этой причине, вероятно, произошла катастрофа F-22 на Аляске осенью 2010 года). Причиной гипоксии стало попадание выхлопных газов двигателей в кислородную систему. В сентябре 2011 года полеты возобновили, но в октябре вновь был отмечен случай гипоксии, и полеты снова были запрещены.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed Martin F-22A Raptor

   Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе
   Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 с отклоняемым вектором тяги, с тягой на форсаже по 155,75 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте М=2,25 (2390 км/ч) с возможностью в течение 5 мин лететь со скоростью М=1,87 (1891 км/ч)
   Масса: пустого 19 700 кг; пустого снаряженного 29 300 кг; максимальная взлетная 38000 кг
   Размеры: размах крыла 13,56 м; длина 18,90 м; высота 5,08 м; площадь крыла 78,04 м2
   Вооружение ("воздух-воздух"): одна встроенная 20-мм пушка M61A2 Vulcan и до восьми УР - четыре AIM-120A/B или шесть AIM-120C-7 меньшего размера в нижнем отсеке вооружения и две УР AIM-9M в боковых отсеках вооружения
   Вооружение ("воздух-поверхность"): одна 454-кг КАБ JDAM в нижнем отсеке (и одна УР AIM-120) или четыре бомбы GBU-39 SDB и одна УР AMRAAM

Показать полностью
  • Описание