Ильюшин Ил-114
Страна: Россия
Год: 1990


Пассажирский и грузовой самолет местных авиалиний с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Ил-114

  К созданию нового турбовинтового 60-местного самолета для местных авиалиний, получившего обозначение Ил-114, специалисты ОКБ С.В. Ильюшина приступили в первой половине 1980-х годов. Идею создания нового самолета данного класса главный конструктор ОКБ Г. В. Новожилов выдвинул в 1982 году, в 1983 году были разработаны технические предложения и аванпроект, 2 сентября 1985 года было начато рабочее проектирование, а к июлю 1987 года был построен полномасштабный макет. Причем с самого начала Ил-114 рассматривался в качестве замены на местных авиалиниях целому семейству самолетов - Ан-24, Як-40 и даже Ту-134.
  Первый из двух опытных самолетов поднялся в воздух 29 марта 1990 года, однако ввиду событий, связанных с распадом Советского Союза и обвальным сокращением финансирования промышленности - в том числе и авиационной, программа Ил-114 существенно сбавила темпы реализации. Лишь 26 апреля 1997 года самолет был сертифицирован Авиарегистром Международного авиационного комитета (МАК). В июне 1998 года Ил-114 совершил перелет по городам России для демонстрации возможностей самолета региональным авиакомпаниям, но особо активного отклика не последовало - лишь в августе 1998 года самолет поступил в эксплуатацию узбекской авиакомпании "Узбекистан хаво йуллари".
  Ил-114 выполнен по схеме свободнонесущего низкоплана. Самолет - цельнометаллический, но с применением композиционных материалов, составляющих 10% от совокупной массы машины. Фюзеляж - типа полумонокок, круглого сечения, с пилотской кабиной на двух пилотов и пассажирским салоном на 64 человека(расположение кресел - по четыре в ряд, с одним межкресельным проходом), при опциональной возможности перекомпоновки салона для повышения пассажировместимости или же демонтажа всех кресел для использования самолета в качестве грузового. Крыло - прямое, трапециевидное в плане, большого удлинения. Возможно также удлинение фюзеляжа с целью повышения стандартной пассажировместимости до 70-75 кресел. Доступ в салон - через переднюю и заднюю двери на левом борту. По задней кромке крыла расположены элероны и выдвижные двухщелевые закрылки с фиксированным дефлектором. Перед каждым закрылком на крыле расположены два аэродинамических тормоза и интерцептор. Горизонтальное оперение - прямое, киль - с легкой стреловидностью, имеется руль направления и два руля высоты (последние управляются ЭДСУ). Шасси - убирающееся, трехопорное, с передней стойкой. Все стойки - двухколесные. Силовая установка включает два турбовинтовых двигателя ТВ7-117С с малошумными шестилопастными воздушными винтами СВ-34 с композитными лопастями. Предусмотрена установка двигателей и авионики западного производства. Все средства отображения информации, органы управления бортовыми системами объединены в единую информационно-управляющую систему с выводом данных, необходимых для пилотирования и навигации, а также данных о работе самолетных систем, на пять цветных многофункциональных дисплеев российского производства.


Варианты

  Ил-114-100: экспортный вариант самолета с двигателями Pratt & Whitney Canada PW127H мощностью по 2750 л. с., воздушными винтами Hamilton Standard и авионикой марки Extant. Разработан в 1997-1998 годах, имеет увеличенную дальность полета и более высокую топливную экономичность. Первый полет - 26 января 1999 года, сертификат типа МАК - 24 декабря 1999 года
  Ил-114М: модификация с двигателями ТВ7М-117 и полезной нагрузкой массой 7000 кг, большая максимальная взлетная масса
  Ил-114МА: вариант Ил-114М с двигателями Pratt & Whitney Canada и пассажировместимостью до 74 человек, которые самолет может доставлять на расстояние не менее 2000 км
  Ил-114ФК: фотокартографический самолет (проект)
  Ил-114П: патрульный, разрабатывается с 1999 года
  Ил-114МП: многоцелевой морской патрульный самолет с возможностью применения оружия, в разработке с 1999 года
  Ил-114ПР: самолет радиотехнической разведки и РЭБ на базе Ил-114М, разрабатывается с 1999 года
  Ил-114Т: транспортный вариант для перевозки 7 тонн коммерческих грузов, оборудован большой задней грузовой дверью по левому борту и съемным роликовым полом в кабине


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ил-114М

  Тип: пассажирский и грузовой самолет местных авиалиний с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТВД ТВ7-117С мощностью по 2466 л. с. (1839 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 500 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 470 км/ч; дальность полета с 54 пассажирами 1000 км
  Масса: пустого 15 000 кг; максимальная взлетная 23 500 кг
  Размеры: размах крыла 30,00 м; длина 26,88 м; высота 9,32 м; площадь крыла 81,90 м2
  Полезная нагрузка: до 64 пассажиров в контексте максимальной полезной нагрузки массой 6500 кг
Первый опытный образец Ил-114 (СССР-54000) совершил свой первый полет 29 марта 1990 года. Повторно обозначенный в 1992 году как RA-54000, теперь самолет находится в Жуковском на хранении, с него сняты двигатели.
В пассажирском варианте Ил-114 способен перевозить до 64 человек при шаге кресел 76 см. Над крылом имеются аварийные выходы, самолет оборудован кухней и туалетом, над креслами расположены багажные полки.
В 1998 году Россия и Узбекистан договорились о совместной поддержке программы Ил-114, вскоре эксплуатацию машин начала узбекская авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари".
Один из двух предсерийных Ил-114, поступивших в 1994 году в "Uzbekistan Airways". Полеты обоих бортов прекратили после налета ими 300 часов из-за необходимости ремонта двигателей. Узбекистан остается основным эксплуатантом Ил-114.
Первый Ил-114-100 демонстрировался на авиасалоне ILA в Берлине в 2000 году. Установка ТВД Pratt & Whitney Canada PW127H позволила увеличить дальность полета и повысить летно-технические характеристики, однако возросла и стоимость самолета, из-за чего построено всего несколько Ил-114.
Берлин-Шенефельд 6-12 июня 2000г. Ил-114-100.
Самолет Ил- 114, подобно BAE Systems ATP, послужил основой для грузового варианта Ил-114Т. В хвостовой части фюзеляжа Ил-114Т по левому борту имеется грузовой люк. В грузовой кабине предусмотрена укладка настила с роликами; максимальная взлетная масса Ил-114Т составляет 23 500 кг.
RA-91003 - это модернизированный Ил-114, который используется для испытаний систем ПВО разработки НПО "Радар" из Санкт-Петербурга. Под фюзеляжем подвешены съемные контейнеры.
Летающая лаборатория Ил-114ЛЛ служит для отработки различных радиоэлектронных систем, в том числе головок самонаведения боевых ракет
Летающая лаборатория для отработки радиоэлектронного оборудования на базе Ил-114
The fairing beneath the Il-114LL's nose covers sensors under test by Radar MMS, including a deployable electro-optical turret and an active missile seeker, probably an ARGS-35 for the anti-ship Kh-35 missile.
Ил-114-100 оснащен канадскими двигателями PW-127
Грузовой Ил-114Т
С образованием компании "Узавиалазинг" перед Ил-114 открылись новые перспективы продвижения на рынок
Ил-114 и Ил-96-400Т
ЛЛ Ил-114
ТВ7-117СМ для Ил-114 (ОАО "Климов")
The Il-114’s cockpit requires serious modernisation - if production does resume, it would come 25 years after the first flight.
Another proposed derivative is the Il-140 airborne early warning and control aircraft, featuring a rotating radar dome above the fuselage.
Top to bottom: the Il-114LL test platform; the Il-114P designed for coast, sea border and 200-mile economic zone survelliance; and the Il-114-MP for anti-ship and anti-submarine operations.