
Варианты
- Яковлев - Як-28 - 1958 - Россия
- Яковлев - Як-28У - 1961 - Россия
- Яковлев - Як-28П - 1962 - Россия
- Яковлев - Як-28-64 - 1964 - Россия
Як-28
Прототип фронтового бомбардировщика Як-129, совершивший первый полет 5 марта 1958 года, стал первым представителем нового поколения советских тактических самолетов. Он был создан на базе одного из прототипов сверхзвукового бомбардировщика Як-26, ведущего свою родословную от дозвукового истребителя Як-25.
В 1960 году Як-129 был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Як-28Б, получив в НАТО кодовое обозначение «Brewer-A». Двухместная всепогодная машина была оснащена двумя ТРДФ Р-11АФ-300 и могла нести до 3000 кг вооружения во внутреннем бомбоотсеке, не считая встроенной 23-мм пушки НР-23. На консолях крыла самолет мог нести два ПТБ.
Фронтовой бомбардировщик Як-28Л («Brewer-B») получил вместо использовавшейся на Як-28Б прицельной РЛС новую высокоточную систему наведения «Лотос». Последним серийным вариантом бомбардировщика стал Як-28И («Brewer-C»), оснащенный РЛС «Инициатива».
<...>
Учебный Як-28У («Maestro») предназначался для подготовки пилотов бомбардировщиков, а варианты Як-28Р («Brewer-D») и Як-28ПП представляли собой, соответственно, разведчик и постановщик помех на базе Як-28И. Як-28ПП стал первым советским специализированным тактическим самолетом РЭБ и был принят на вооружение в начале 1970-х годов. Як-28Р и Як-28ПП оставались на вооружении до начала 1990-х годов. Суммарный выпуск всех вариантов Як-28 превысил 1180 самолетов.
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28И из 1-й АЭ 230-го БАП. Аэродром Черляны, лето 1974г. Экипаж самолета: летчик ст.л-т Б.Л.Рубцов и штурман ст.л-т А.П.Константинов
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28Р из 39-го ОРАП, выполнявший разведполеты над Афганистаном. Аэродром Мары, конец 1979 - начало 1980гг. Самолет получил нетиповой камуфляж в ходе ремонта в г. Пушкино в 1979г.
-
Мир Авиации 2001-03 / С.Пазынич, С.Цветков - 47 ОГРАП. Действуя в интересах главных штабов
Як-28Р "28 красный", 2-я АЭ 47-го ОГРАП, лето 1975г. В феврале 1975г. на все Як-28 47-го ОГРАП, участвовавшие в учениях "Весна-75", на фюзеляж перед килем нанесли вертикальную красную полосу.
-
Мир Авиации 2001-03 / С.Пазынич, С.Цветков - 47 ОГРАП. Действуя в интересах главных штабов
Як-28Р "29 красный", 2-я АЭ 47-го ОГРАП, лето 1975г.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28ПП из 2-й АЭ 118-го ОАПРЭБ. Аэродром Чертков, лето 1992г. Опознавательные знаки на самолете характерны для того периода.
-
Мировая Авиация 205
Второй (на снимке) и третий прототипы Як-28 использовались для подтверждения характеристик серийных двигателей Р-11АФ-300. Проблемой оказались плохие разгонные характеристики при больших числах Маха, которые удалось улучшить, установив удлиненный круглый воздухозаборник с регулируемым центральным телом.
-
Мировая Авиация 205
Як-28И, заменивший Як-28Б в производстве, стал самым удачным бомбардировочным вариантом и получил новый оптический прицел ОБП-116 в доработанной носовой части.
-
Авиация и Космонавтика 2020-02 / ??? - Без права на забвение
Самолёт Як-28 (бомбардировочный вариант) и памятный камень перед ним в авиамузее Эберсвальде Финов. На камне высечена надпись на немецком языке: «В память всем жертвам холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей. Старший лейтенант Янов, капитан Капустин, 6 апреля 1966 г.»
-
Авиация и Космонавтика 2023-03 / Некоторые знаменательные даты марта в истории авиации
Прототип Як-28Р был построен в начале 1963 года и проходил испытания в НИИ ВВС в Ахтубинске до августа. Многие Як-28Р были переделаны в другие варианты во время или после производства и долго служили в ВВС СССР.
-
Авиация и Космонавтика 2021-02 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Узбекистана
Як-28Р из состава 87-го орап
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
Although of indefferent quality, this photograph by Sergei Skrynnikov shows the Yak-28PP's extensively reworked bomb bay area, which was redesigned to house a retractable module containing the aircraft's various ECM suites. The three ventral air intakes required to regulate the module's temperature are visible midway along the fuselage.
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
Yak-28PP "White 53” of the 118th OAPREB, a specialised electronic warfare unit of the V-VS, was captured above the clouds by Ukrainian aviation journalist and photographer the late Sergei Skrynnikov in 1991.
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
A pair of Yak-28PPs participate in an exercise circa 1991-92. The ZSU inherited 22 of the remaining 39 Brewer-Es still in service when the Soviet Union collapsed. The first prototype of the Yak-28PP’s intended successor, the Sukhoi Su-24MP Fencer-F, made its first flight in 1980, although ultimately fewer than 15 were built.
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
Members of the public get a close view of Yak-28PP “Blue 60” of the 118th OAPREB during an “open house” at Chortkov Air Base in 1990, by which time the Brewer-Es had been painted in a three-tone camouflage. The Yak-28PP was fitted with five receiver antennae located around the extensively glazed large-diameter conical nose.
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
Yak-28PP “Blue 50” was one of a number Yak-28s of various sub-types to be sent to Pushkin, near St Petersburg, for overhaul in the very early 1990s; they were ultimately withdrawn from service while there, however, and remained on the west side of the airfield until 2002, when most were unceremoniously scrapped.
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
When the Soviet Union collapsed in 1991, the 118th OAPREB was absorbed into the Ukrainian Air Force (ZSU). The last surviving Yak-28PP in Ukraine is “Yellow 59”, which is on display at the Ukrainian Air Force Museum at Vinnytsia in west-central Ukraine.
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
Following their handover from the V-VS in the early 1990s, the ZSU’s Yak-28PPs had the Ukrainian tryzub (trident), representing the nation’s coat of arms, applied to their fins, although the camouflage was essentially a hangover from V-VS service.
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
"Yellow 59" at Vinnytsia retains its UB-16-57M rocket-projectile pods, which would be used to fire S-5P rocket projectiles loaded with chaff ahead of the aircraft as a countermeasure against radar-guided SAMs.
-
Авиация и Космонавтика 2022-10 / М.Лисов - История Иркутского авиазавода в экспонатах его музея
Як-28ПП на открытой стоянке музея
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Первый опытный самолет Як-129.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Опытный самолет Як-28-2.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
View of Yakovlev's "Brewer" tactical combat aircraft
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Опытный бомбардировщик Як-28Б.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28Б Барнаульского ВВАУЛ. Лето 1977г.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
“Firebar B”, the developed version of the Yak-25 “Flashlight B“
-
Авиация и Космонавтика 2011-05 / В.Марковский, И.Приходченко - Истребитель-бомбардировщик Су-17 (1)
Як-28 выполняют бомбометание
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Опытный бомбардировщик Як-28Л
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28Л Барнаульского ВВАУЛ. Аэродром Камень-на-Оби, апрель 1977г.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28Л из коллекции музея ВВС в Монино
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / С.Дроздов - Была такая авиация... (17)
Як-28Л и Як-28И в цехе окончательной сборки Иркутского авиазавода
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
Yak-28Ps and Ls on the production line in 1967 at Irkutsk, Siberia, where Yak-28PPs were later produced.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Опытный бомбардировщик Як-28И с двигателями Р-11АФ-300
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Опытный бомбардировщик Як-28И с двигателями Р-11АФ2-300
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Подготовка к подвеске практических авиабомб П-50-75 (на снимке слева) на Як-28И. 230-й БАП, аэродром Черляны, примерно 1974г.
-
Мир Авиации 2003-04 / П.Гаврилов - Афганистан /Очевидец/ (7)
К 1980-му году часть самолетов Як-28И 149-го Гв.БАП еще не получила камуфляж.
-
Авиация и Космонавтика 2011-05 / В.Марковский, И.Приходченко - Истребитель-бомбардировщик Су-17 (1)
Бомбардировщик Як-28 поступил на вооружение в ограниченном количестве
-
Мир Авиации 2003-04 / П.Гаврилов - Афганистан /Очевидец/ (7)
Кабины летчика и штурмана на Як-28И
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28Н на заводских испытаниях. На самолете подвешены ракеты Х-28
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Опытный самолет-разведчик Як-28Р
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
The Yakovlev Yak-28 (known to NATO as “Brewer”) with underwing auxiliary fuel tanks
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
За столь необычный внешний вид Як-28Р заслужил прозвища "расческа", "птеродактиль" и др.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
This photograph of the Yakovlev aircraft code-named "Brewer" shows the tandem landing gear
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28Р из 48-го ОГРАП. Летчик командир 2-й АЭ м-р Г.В.Строшило, штурман к-н В.Д.Гущин
-
Air International 1991-06 / Military Aircraft Directory (2)
YAKOVLEV YAK-28 "BREWER D/E"
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Як-28Р ОКБ им. А.С.Яковлева
Yakovlev Yak-28 Brewer-C. -
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28Р из 48-го ОГРАП во время посадки
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / С.Дроздов - Была такая авиация... (6)
Самолеты Як-28Р из состава 26-й ВА
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Жибров - "Голубь мира" над Афганистаном /Глазами очевидца/
Авиаторы оперативной группы 39-го ОРАП встречают Як-28Р после разведвылета над территорией ДРА. Аэродром Мары-2, февраль 1980г.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28Р на стоянке 48-го ОГРАП в Коломые
-
Авиация и Космонавтика 2007-12 / М.Никольский - 455-й бомбардировочный авиационный полк
Штурман звена капитан А.И.Петляков
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Серийный Як-28Р на стоянке
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Жибров - "Голубь мира" над Афганистаном /Глазами очевидца/
Як-28Р из 87-го ОРАП (экипаж к-н А.А.Литвиненко, ст.л-т А.Е.Мишин) до аварии. Кокайды, март 1981г.
-
Мир Авиации 2001-03 / С.Пазынич, С.Цветков - 47 ОГРАП. Действуя в интересах главных штабов
Як-28Р служили во 2-й эскадрилье 47 ОГРАП с 1974 по 1983 годы. Машины, доставшиеся из 164 ОГРАП некрашенными, в конце 1979г. получили камуфляж.
-
Мир Авиации 2006-01 / А.Дудкин - "Лисий" след в Афганистане /Война в воздухе/
Л-т Тронин Л.П., техник самолета Як-28р (б/н 39) и л-т Цурин А.Р. (слева), техник другого самолета. 2-я АЭ 39-го ОРАП, аэродром Мары-1, февраль 1980г.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Жибров - "Голубь мира" над Афганистаном /Глазами очевидца/
Экипажи Як-28 перед вылетом в район Герата. Слева направо: ст.л-т В.Суханов, ст.л-т А.Кислов, ст.л-т А.Жибров, к-н П.Тупаев. 20 марта 1980г.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Экипаж Як-28Р в составе летчика ст.л-та А.В.Жиброва и штурмана ст.л-та В.П.Соловьева из 39-го ОРАП после выполнения задания. Аэродром Балхаш, июль 1979г.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Жибров - "Голубь мира" над Афганистаном /Глазами очевидца/
Экипаж Як-28Р: летчик ст.л-т А.В.Жибров и штурман к-н П.К.Тупаев, покидает свой самолет после разведвылета в район Кандагара. Март 1980г.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Верхняя поверхность крыла Як-28Р
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28Р на стоянке 48-го ОГРАП. Хорошо видно центральное тело воздухозаборника
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Взлетает самолет РЭБ Як-28ПП
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Кроме специальных подразделений, Як-28ПП входили в состав бомбардировочных полков. На снимке: Як-28ПП из 2-й АЭ 230-го БАП во время учебного полета. Бортовой номер "45" синий
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Version of the Yak-28 (NATO "Brewer-E”) equipped for active ECM operations
-
Aviation Historian 25 / B.Taghvaee - The soviet SAM-jammer
Showing the type’s distinctive velosipedno (bicycle) undercarriage arrangement with wingtip stabilisers, a 118th OAPREB Yak-28PP prepares to land at Chortkov in Ukraine in the mid-1980s, when most of the V-VS’s fleet of Brewer-Es was still bare-metal. Note the chaff-dispensing rocket-projectile pods on the outer wing sections.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28ПП из 118-го ОАПРЭБ ВВС Украины. Чертков, 1992г.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Як-28ПП из 118-го ОАПРЭБ ВВС Украины. Чертков, лето 1994г.
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Нижняя часть фюзеляжа Як-28ПП. Правый борт. Вид против полета
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Центральный конус воздухозаборника в выдвинутом положении
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Установка тормозного парашюта
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Створки контейнера тормозного парашюта в открытом положении
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
На снимке хорошо видно, что в открытом положении створки бомболюка Як-28 почти касались земли
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Приборная доска летчика Як-28ПП
-
Авиация и Время 1998-02 / Е.Гордон, Р.Мараев - Последние из большого семейства /Монография/
Приборное оборудование кабины штурмана Як-28ПП
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Жибров - "Голубь мира" над Афганистаном /Глазами очевидца/
Як-28Р из 87-го ОРАП (экипаж к-н А.А.Литвиненко, ст.л-т А.Е.Мишин) после аварии. Кокайды, март 1981г.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
The version of the Yak-28 two-seat tactical attack aircraft known to NATO as “Brewer-C”, with additional side views of “Brewer-B” (top) and the Yak-28U (“Maestro”) tandem-cockpit trainer (centre)
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-28У - Россия - 1961
- Фотографии