Airbus A310
Страна: International
Год: 1982


Ближне- и среднемагистральный транспортный самолет
Описание
Фотографии:

Кабина (3)
Airbus Industrie A310

  С началом эксплуатации самолетов A300 многие европейские авиакомпании проявили интерес к варианту вместимостью 200 пассажиров. Компании очень хотели, чтобы расход топлива у новых лайнеров сохранился на уровне расходов, продемонстрированных самолетами A300B2/В4. Учитывая интересы вероятных заказчиков, концерн "Airbus Industrie" в июле 1978 года принял решение о проектировании самолета меньшей, чем A300, пассажировместимости. Проект получил обозначение A310.
  Проект предусматривал максимально возможную унификацию самолетов A300 и A310 как по компонентам планера, так и по бортовому оборудованию и системам. Фюзеляж A310 фактически представлял собой фюзеляж самолета A300, укороченный на 13 шпангоутов. Самолет A310 получил новые пилоны двигателей, модернизированные шасси и хвостовое оперение. Крыло для самолета A310 было специально разработано фирмой "British Aerospace". Новое крыло имело большее аэродинамическое качество, чем прежнее. Внутренние объемы фюзеляжа удалось использовать для размещения пассажиров с большей эффективностью. A310 после начала эксплуатации в апреле 1983 года продемонстрировал уникальные данные в части удельного расхода топлива на перевозку одного пассажира.
  Первый полет A310 выполнил 3 апреля 1982 года, предварительные сертификаты летной годности по стандартам Франции и ФРГ самолет получил в марте 1983 года, а первые самолеты данного типа были поставлены авиакомпаниям "Lufthansa" и "Swissair" в апреле 1983 года. Сертификат Федеральной авиационной администрации самолет A310 получил в начале 1985 года.
  Изначально планировался выпуск самолетов A310 в двух вариантах - ближнемагистральном A310-100 и среднемагистральном A310-200, однако проект A310-100 был аннулирован, а проект A310-200 разрабатывался в варианте с максимальной взлетной массой 142 000 кг, вместо запланированной массы 121 000 кг. Увеличение массы связано с желанием увеличить емкость топливных баков. Для установки на A310-200 выбрали два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80A3 тягой по 221,41 кН или два аналогичных двигателя Pratt & Whitney JT9D-7R4D1 тягой по 213,51 кН. Емкость топливных баков - 55 000 л. Позже стало возможным по желанию заказчика оснащать самолет двигателями CF6-80C2, RW4152 и PW4156A тягой по 262,45 кН.
  Экипаж первой серийной модификации состоял из двух человек, пассажировместимость - 210-280 человек на креслах, расположенных по шесть, семь, восемь или девять в ряд. Общая масса полезной нагрузки - 32 860 кг, включая груз или багаж - до 13 стандартных контейнеров LD3 в отсеке ниже пола пассажирского салона.

  На основе пассажирского A310-200 был спроектирован конвертируемый пассажирский/грузовой вариант A310-200C (первый полет состоялся в ноябре 1984 года) и чистый грузовой вариант A310-200F. В результате дальнейшего совершенствования семейства появился авиалайнер A310-300, сертифицированный в апреле 1986 года. На крыле A310-300 появились законцовки треугольной формы, такие же стали ставить на крыло самолета A310-200. Максимальная взлетная масса A310-300 доведена до 150000 кг, что позволило увеличить запас топлива - дополнительные баки разместили в стабилизаторе, кроме того предусмотрена установка двух дополнительных топливных баков в центроплане.
  Первый полет A310-300 выполнил 8 июля 1985 года, поставки заказчикам начались в декабре того же года. К сентябрю 1997 года консорциум "Airbus" получил заказы на 260 самолетов A310-300, включая пять машин для ВВС Канады под обозначением CC-150 Polaris. До июня 1995 года консорциум поставил 255 самолетов, некоторое количество из которых было конвертировано в вариант A310 MRTT (Multi-Role Tanker Transport) для Канады, Германии и, совсем недавно, для Чили.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Airbus Industrie A310-300

  Тип: ближне- и среднемагистральный транспортный самолет
  Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя Pratt & Whitney PW4156A тягой по 249,10 кН
  Характеристики: экономическая крейсерская скорость на высотах 9450-12 495 м 850 км/ч; дальность полета с 220 пассажирами 8056 км или 8889 км с дополнительными топливными баками и взлетной массой 157 000 кг, или 9630 км с дополнительными топливными баками и взлетной массой 164000 кг
  Масса: пустого 80 344-80 801 кг; максимальная взлетная 150 000- 164000 кг
  Размеры: размах крыла 43,89 м; длина 46,66 м; высота 15,80 м; площадь крыла 219,00 м2
Кабина A310 по своему исполнению занимает промежуточное положение между кабинами A300 и последних моделей Airbus. Состав приборного оборудования аналогичен кабине A300-600, благодаря чему летчики могут пилотировать как A300, так и A310. В кабине установлены традиционные штурвалы, в то время как на самолетах более поздних моделей использованы боковые ручки. Основу приборного оборудования кабины составляют шесть многофункциональных индикаторов системы EFIS.
Members of 437 (Transport) Squadron supported six CF-18 Hornets as part of Operation Ignition, Canada’s contribution to NATO Airborne Surveillance and Interception efforts to meet Iceland’s security needs.
Several highly experienced RAF tanker pilots have undertaken exchange tours with the RCAF to pass on their knowledge of air-to-air refuelling. Here a mixed British and Canadian crew are pictured on a combat sortie off the coast of Libya in 2011.