Gloster Javelin
Страна: Великобритания
Год: 1951


Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (10)
Gloster Javelin

   Начавшие поступать в феврале 1956 года на вооружение 46-й эскадрильи британских ВВС Javelin стали первыми самолетами с дельтовидным (треугольным) крылом, появившимися в британской авиации. Новый самолет был относительно совершенной машиной и первым в британских ВВС всепогодным истребителем-перехватчиком, создававшимся для этой роли изначально. Разработка самолета шла в соответствии со спецификацией F.4/48, выданной Министерством авиации. Созданный специалистами "Gloster" истребитель GA.5 имел цельнометаллическую конструкцию, а его треугольное крыло с малой удельной нагрузкой и большой площадью обеспечивало хорошие высотные летные характеристики. Javelin также имел Т-образное стреловидное хвостовое оперение, которое в сочетании с элевонами крыла позволяло совершать посадку почти на нормальных углах атаки. Новая машина также отличалась убирающимся трехопорным шасси, оснащалась двумя турбореактивными двигателями Armstrong Siddeley Sapphire ASSa.6 и установленной в носовой части бортовой РЛС, а конструкция фюзеляжа обеспечивала посадку двух членов экипажа тандемно в закрытых герметизированных кабинах.
   Первый из семи прототипов поднялся в воздух 26 ноября 1951 года, а 7 июля 1952 года был сделан заказ для серийного производства под обозначением Javelin F(AW).Mk 1. Первый серийный самолет поднялся в воздух 22 июля 1954 года, после чего начался длительный период усовершенствований и доводок, продлившиися до 29 февраля 1956 года. Первые три Javelin были переданы 46-й эскадрилье, на вооружении британских ВВС он состоял до мая 1968 года и стал последним самолетом компании "Gloster", которая перешла под контроль "Hawker Siddeley Group".


Варианты

   Javelin F(AW).Mk 1: первый серийный вариант с британским радаром AI.Mk 17; построили 40 самолетов
   Javelin F(AW).Mk 2: вариант с американской РЛС APQ-43; построили 30 машин, первый самолет совершил полет 31 октября 1955 года
   Javelin T.Mk 3: учебно-тренировочный вариант с двойным управлением, имевший вставку длиной 1,12 м в передней части фюзеляжа для компенсации массы убранного радара; построили 23 самолета, первый совершил полет 6 января 1958 года
   Javelin F(AW).Mk 4: имел цельноповоротный стабилизатор; построили 50 самолетов, первый самолет поднялся в воздух 19 сентября 1955 года
   Javelin F(AW).Mk 5: имел модифицированное крыло и увеличенный внутренний запас топлива, а также возможность подвески на подкрыльевых пилонах четырех УР класса "воздух-воздух"; построили 64 самолета, первый совершил полет 26 июля 1956 года
   Javelin F(AW).Mk 6: отличался от модификации F(AW).Mk 5 тем, что имел американскую БРЛС APQ-43; построили 33 самолета, первый совершил полет 14 декабря 1956 года
   Javelin F(AW).Mk 7: основной серийный вариант; построили 142 самолета, первый совершил полет 9 ноября 1956 года; отличался двигателями Sapphire ASSa.7 тягой 48,93 кН, усовершенствованной системой управления полетом и вооружением, включавшим в себя две 30-мм пушки ADEN и четыре УР класса "воздух-воздух" Firestreak
   Javelin F(AW).Mk 8: последний серийный вариант; построили 47 самолетов, первый совершил полет 9 мая 1958 года; самолет оснащался двигателями Sapphire ASSa.7R с форсажной камерой с ограниченными возможностями, позволявшими развивать тягу 54,71 кН на высоте более 6095 м, американской БРЛС APQ-43 и автопилотом Sperry
   Javelin F(AW).Mk 9: новое обозначение для 76 самолетов модификации F(AW).Mk 7, переоборудованных по стандарту F(AW).Mk 8; 22 таких самолета были оснащены системой для приема топлива в полете


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Gloster Javelin F(AW).Mk 1

   Тип: двухместный всепогодный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: два ТРД Arm-strong Siddeley Sapphire ASSa.6 тягой no 35,59 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 1141 км/ч; набор высоты 13715 м - за 9 мин 48 с; практический потолок 16000 м
   Масса: пустого 10 886 кг; максимальная взлетная 16 642 кг
   Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 17,15 м; высота 4,88 м; площадь крыла 86,12 м2
   Вооружение: четыре 30-мм пушки ADEN в крыле
Third prototype WT827, with experimental nose radome, 1953.
Gloster Javelin F(AW).1 XA628/'B', 87 Squadron, RAF Bruggen, Germany, circa 1957. The 'pen-nib' jet-pipe fairing was fitted to all aircraft powered by Sapphire Sa6 engines to overcome rudder buffeting.
Gloster Javelin F(AW).2 XA806/'P', 89 Squadron, RAF Stradishall, Suffolk, circa 1958. The most noticeable external difference between the F(AW).1 and F(AW).2 was the asymmetric radome, which was hinged.
Gloster Javelin F(AW).5 XA664/'P', 5 Squadron, RAF Laarbruch, Germany, circa 1960. Externally similar to the F( AW).4, the F(AW).5 carried an additional 125 Imp gal of fuel in each wing.
Gloster Javelin F(AW).7 XH794/'L', 64 Squadron, RAF Duxford, Cambridgeshire, circa 1958. Powered by Sapphire Sa7s, the F(AW).7 had an extended rear fuselage to reduce base drag.
Gloster Javelin F(AW).8 XH966/'X', 41 Squadron, RAF Wattisham, Suffolk, circa 1963. This was the final production variant and the first type to be powered by the Sapphire Sa7R, which had limited reheat.
Javelin FAW.Mk 9. 13 декабря 1962 года перед переброской 11-й эскадрильи из Льючарса в Гайленкирхен, ФРГ, в нее поступили самолеты Javelin FAW.Mk 9 с экипажами из 25-й эскадрильи. FAW.Mk 9 заменили FAW.Mk 4 и FAW.Mk 5, большинство из которых осталось в Англии. 11-я эскадрилья занималась боевой подготовкой совместно с 5-й эскадрильей, также вооруженной Javelin. Экипажи этих эскадрилий несли круглосуточное боевое дежурство в готовности отразить угрозу с Востока.
Gloster Javelin F(AW).9R XH888/'B29 Squadron, RAF Akrotiri, Cyprus, circa 1965. It is illustrated with an in-flight refuelling probe, under-wing drop tanks and Firestreak air-to-air missiles.
Javelin FAW.9R XH892/B during its time in Zambia with No 29 Sqn, with full complement of wing-mounted long-range tanks for the flight back to Cyprus at the end of the unit’s 1965-66 African sojourn. This aircraft was withdrawn from service and put into storage in April 1967; it still survives and is on display at the Norfolk & Suffolk Aviation Museum in the UK.
FAW 9 of 'A' Fighter Test Squadron A & A E E Boscombe Down 1968.