Avia B-534
Варианты:
Avia - B-534 - 1933 - Чехословакия
Страна: Чехословакия
Год: 1933


Одноместный истребитель
Описание:
B-534
Avia В.534
Flight, November 1934
THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW
Фотографии

B-534

Одноместный истребитель, цельнометаллический биплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Авиа" под руководством Ф.Новотного. Являлся дальнейшим развитием конструкции опытного истребителя В.34, совершившего первый полет 25 мая 1933 г. Серийное производство начато в сентябре 1934 г. Строился заводами "Авиа", "Аэро" и "Летов" в Праге. Изготовлено 502 самолета.
Состоял на вооружении в Югославии с конца 1934 г., в Чехословакии - с февраля 1935 г., Болгарии - с декабря 1939 г., Германии - с июля 1939 г., небольшое количество самолетов этого типа приобрели Греция и Румыния.
Основные серийные модификации:
   - В.534/I с мотором HS12Ybrs, открытая кабина, вооружение 4x7,9 (2 под крыльями);
   - В.534/II с мотором HS12Ybrs, вооружение 4x7,9 (все в фюзеляже);
   - В.534/III с мотором HS12Ybrs, обтекатели колес, увеличенные воздухозаборники карбюратора;
   - B.534/IV с мотором HS12Ybrs, закрытой кабиной, металлическим винтом, хвостовым колесом вместо костыля;
   - Bk.534 - вариант B.534/IV с мотором HS12Ycrs, вооружением 1x20+ 2x7,9 или 3x7,9;
   - Bn.534 - ночной истребитель на базе B.534/IV с фарами и осветительными ракетами.
Основной истребитель чехословацких ВВС в момент захвата страны Германией. Доставшиеся немцам машины использовались в Люфтваффе как истребители до января 1940 г., до конца 1943 г. - как учебные и вспомогательные самолеты. Самолеты словацких ВВС участвовали в конфликте с Венгрией в марте 1938 г., в нападении на Польшу в сентябре 1939 г., в операциях на Украине с июля по октябрь 1941 г. Последнее применение - участие в Словацком национальном восстании в августе - сентябре 1944 г. В.534 югославских ВВС применялись при отражении нападения Германии в апреле 1941 г., уцелевшие переданы немцами Хорватии в июне 1941 г. Болгарские самолеты применялись в частях ПВО, участвовали в отражении налета на Плоешти в августе 1943 г.
В.534 снят с производства в апреле 1939 г. Снят с вооружения боевых частей в Словакии в январе 1942 г., Болгарии - осенью 1944 г.


B.534/IV||
Размах:||9,4 м
Длина:||8,2 м
Моторы, количество х мощность:||1x850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1985 кг
Максимальная скорость:||406 км/ч
Практический потолок:||10600 м
Дальность:||600 км

Avia В.534

Avia В.534 был основным чехословацким самолетом в период между двумя мировыми войнами, его выпуск составил 566 машин. В.534 - это классический одноместный истребитель-биплан, дальним "родственником" которого можно считать истребитель В.34.
   Второй прототип В.34 построили как В.34/2 со звездообразным двигателем Avia Rr 29, но неполадки с двигателем заставила заменить его на V-образный Avia (Hispano-Suiza) 12Ybrs. В таком виде В.34/2 поднялся в воздух в августе 1933 года, а после испытаний он получил обозначение В.534/1. Позднее был построен второй прототип В.534/2 - с закрытой кабиной, увеличенным рулем направления и переделанным основным шасси с обтекателями.
   Разработка была приостановлена в 1934 году из-за аварий при посадке, но решение заказать В.534 для чехословацких военных уже было принято, и в итоге в серию пошли пять вариантов.
   В сентябре 1938 года истребители В.534 стояли на вооружении 21 эскадрильи Чехословакии. После оккупации марионеточное правительство Словакии использовало некоторые из них для кратковременной пограничной войны с Венгрией. Позднее три словацкие эскадрильи принимали участие в нападении на СССР в 1941 году, но к середине 1942 года их стали использоваться как учебные.
   Зимой 1939-1940 годов Болгария получила 78 истребителей В.534, которые в начале августа 1943 года приняли участие в атаке американских бомбардировщиков B-24 Liberator, возвращавшихся после налетов на нефтяные разработки в Плоешти, Румыния.
   Другие В.534 и Вк.534 подразделения Люфтваффе использовали для подготовки летчиков и буксировки учебных планеров. Некоторые оснащались фонарями кругового обзора или тормозными посадочными крюками для палубных испытаний и обучения пилотов для авианосца "Граф Цеппелин".
   Три истребителя В.534 участвовали в Словацком национальном восстании в конце лета 1944 года. Два были уничтожены на земле, а третий сожгли сами восставшие.


Серийные варианты

   B.534-I: первый серийный вариант, аналогичный второму прототипу, имел деревянный винт вместо металлического, открытую кабину и основные колеса без обтекателя. Выпустили 46 машин, вооружение которых состояло из четырех неподвижных пулеметов калибра 7,7 мм для стрельбы вперед, два устанавливались в фюзеляже и два в обтекателях на нижнем крыле
   B.534-II: все четыре пулемета устанавливались по бокам фюзеляжа, для их размещения потребовалось использование удлиненных обтекателей. Установили подкрыльевые подвески для легких бомб. Выпустили 100 самолетов
   B.534-III: имел обтекатели основных колес и воздушный патрубок карбюратора впереди под носовой частью. Всего построено 46 машин, шесть поставлено в Грецию и 14 в Югославию
   B.534-IV: характеризовался сдвигавшимся назад фонарем и поднятой палубой хвостовой части фюзеляжа. Чехословацкие военные заказали 253 самолета
   Bk.534: разработка B.534-IV с пушкой. Предполагалось, что двигатель Hispano-Suiza 12Ycts будет иметь 20-мм пушку Oerlikon, установленную в V-образных цилиндрах двигателя, чтобы стрелять через полый вал винта, но дефицит пушек вынудил многие истребители летать с тремя пулеметами: два монтировались по бокам фюзеляжа и один вместо пушки. У некоторых B.534-IV и Bk.534 хвостовой костыль заменили самоориентирующимся хвостовым колесом


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Avia B-534-IV

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный двигатель Avia (Hispano Suiza) 12 Ydts мощностью 850 л. с. (634 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость 394 км/ч - на высоте 4400 м; крейсерская скорость на оптимальной высоте 345 км/ч; начальная скороподъемность 900 м/мин; практический потолок 10600 м; дальность полета 580 км
   Масса: пустого 1460 кг; максимальная взлетная 2120 кг
   Размеры: размах крыла 9,40 м; длина 8,20 м; высота 3,10 м; площадь крыла 23,56 м
   Вооружение: четыре неподвижных 7,92-мм пулемета для стрельбы вперед плюс до шести 20-кг бомб на подкрыльевых узлах подвески

Flight, November 1934

THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW

THE EXHIBITS DESCRIBED

A Fast Fighter

<...>
   Another fighter at the Salon for which a speed of 405 km.p.h. (251 m.p.h.) is claimed is the Avia 534. This machine is a normal biplane with a water-cooled Hispano Ybrs engine and a "tummy" radiator. Dual streamline wire bracing is used for the single bay. The undercarriage is neat, consisting as it does of a single fully cantilever strut which merges into the spats over the wheels in a very clean manner.
   Of composite construction, the front part of the fuselage has a covering of duralumin and aluminium over riveted and bolted steel tubes, while the rear part has a fabric covering over riveted and/or welded steel tubes. The wings are also of steel with fabric covering. The climb to 5,000 m. (16,400 ft.) takes 4 min. 24 sec.
<...>
Самолет B-534 из 31-й эскадрильи 1-го авиаполка ВВС Чехословакии, Ужгород, 1938 год. На киле изображен логотип фирмы "Avia". При мобилизации 1938 года на всех самолетах этой эскадрильи для обеспечения секретности закрасили номера и бортовые эмблемы. Самолет - ранней постройки, с открытой кабиной летчика.
Истребители Avia B-534 в период конфликта с Венгрией несли опознавательные знаки предвоенной Чехословакии. Полковые эмблемы и тактические номера были закрашены
B-534 12-й летки ВВС Словакии. Появились под Киевом 6 сентября
B-534 захвачен немцами при оккупации Чехословакии и включен в состав 3-й эскадрильи 71-й истребительной эскадры Люфтваффе (3/JG 71). Аэродром Эйтинген близ Штутгарта, ноябрь 1939 года.
Avia B-534 из 222-го ято - участник боя с "Либерейторами" 1.08.1943г.
Avia B-534 из 37-й летки ВВС Словакии. Сентябрь 1939г.
B.534-IV, захваченный у словацких ВВС и эксплуатировавшийся в Венгрии, с более поздним вариантом окраски и венгерскими гражданскими обозначениями 1942-1943 годов. Этот самолет использовался для буксировки планеров.
Открытые кабины летчиков и шасси без обтекателей колес - отличительные признаки B-534 ранней постройки.
Fighter Biplanes and Crews of the Air Force of Czechoslovakia.
Avia B-534 fighters (aircraft of the 1st production series illustrated) of the newly-created Slovakian Air Force provided the principal aerial opposition to the Hungarian invasion of Carpatho-Ukraine. The Slovakian B-534s at the head of the page carry the markings adopted subsequent to the Slovakian-Hungarian hostilities.
Avia B-534 fighters (aircraft of the 2nd production series illustrated) of the newly-created Slovakian Air Force provided the principal aerial opposition to the Hungarian invasion of Carpatho-Ukraine. The Slovakian B-534s at the head of the page carry the markings adopted subsequent to the Slovakian-Hungarian hostilities.
A Series II B 534 fighter with four-gun fuselage armament.
Истребитель-биплан - современник «Чайки»: Авиа B.534
Истребитель В.534/III
The Avia 534 Single-seat Fighter Biplane (650 h.p. Hispano-Suiza engine).
Avia B-534s.
Истребители B.534/IV ВВС Чехословакии
Avia B-534 190 of the fourth series, photographed in the 1930s
Один из самолетов B-534 чехословацкой полиции. Полиция считалась невоенным формированием, поэтому полицейские самолеты получали гражданскую регистрацию, в данном случае - OK-PAV.
Engine running at Kbely airfield during handover, June 6, 1975
B-534 из коллекции музея ВВС Чехии в Кбелах. В 1960-е годы для самолета изготовили комплект крыльев, после чего он вновь получил возможность производить рулежки по земле.
At Kbely, near Prague, during handover, fully restored
The B 534 Series IV, the definitive production version of the basic fighter. The photograph shows the skiis that could replace the normal wheel undercarriage.
This picture was taken at an un-named Jagdfliegerschule or Fighter Pilots School only six days after the start of World War Two. This is the least damaged of several Czechoslovakian-built Avia B-534 fighter-trainers which were involved when a conversion Bf 109 collided with one of these four-gun (7 92-mm) biplanes. The pilot’s canopy identifies this as a B-534 of the IVth Series.
Один из многих B-534, включенных в состав Люфтваффе после немецкой аннексии Чехословакии в 1939 году.
Фрагмент левого борта фюзеляжа. Боковая панель снята
В сентябре 1939г. словацкие самолеты, подобно этому B-534, в дополнение к национальным опознавательным знакам получили немецкие
A dramatic rescue captured for posterity. On July 1941 Sgt Stefan Martis of the 13th Flight flew his B-534 back to base with Sgt Frantisek Brezina standing on his lower wing. Brezina had been shot down over Russian territory and this was the only way he could escape capture.
15 октября 1940г. словацкие самолеты получили новые опознавательные знаки: на кили и крылья стали наноситься синие кресты с красными кругами посередине
B-534 fighter of the 13th Fighter Flight during the Russian Campaign in 1941.
Avia B-534 fighters formed part of the SVZ from 1939 to 1944. Aircraft of the 11th Fighter Flight at Piestany during the summer of 1941.
Два словацких истребителя Bk.534, вооруженные пушками. B.534 был одним из последних бипланов-истребителей и стоял в одном ряду с Fiat CR.42 и Gloster Gladiator - последними представителями данного направления.
Avia B-534s of the 12th Fighter Flight destroyed Soviet SB-3 bombers on a Ukrainian airfield in the summer of 1941.
Ян Режняк в кабине своего B-534. Его победы еще впереди. Июнь 1941г.
Истребители Авиа B-534
Техники 222-го ято по тревоге бегут готовить к взлету истребители Avia B-534. 1 сентября 1943г.
Молебен на болгарском аэродроме
Поврежденный в бою Avia B-534. 1 сентября 1943г.
Avia B-534 десятника Ц.Мартиша в окружении венгерских военных после вынужденной посадки 23 марта 1939г.
The B 534 Series IV, the definitive production version of the basic fighter.
Avia B.534/IV