Avia B-534
Варианты:
Avia - B-534 - 1933 - Чехословакия
Страна: Чехословакия
Год: 1933


Одноместный истребитель
Описание:
B-534
Avia В.534
Flight, November 1934
THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW
Фотографии

B-534

Одноместный истребитель, цельнометаллический биплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Авиа" под руководством Ф.Новотного. Являлся дальнейшим развитием конструкции опытного истребителя В.34, совершившего первый полет 25 мая 1933 г. Серийное производство начато в сентябре 1934 г. Строился заводами "Авиа", "Аэро" и "Летов" в Праге. Изготовлено 502 самолета.
Состоял на вооружении в Югославии с конца 1934 г., в Чехословакии - с февраля 1935 г., Болгарии - с декабря 1939 г., Германии - с июля 1939 г., небольшое количество самолетов этого типа приобрели Греция и Румыния.
Основные серийные модификации:
  - В.534/I с мотором HS12Ybrs, открытая кабина, вооружение 4x7,9 (2 под крыльями);
  - В.534/II с мотором HS12Ybrs, вооружение 4x7,9 (все в фюзеляже);
  - В.534/III с мотором HS12Ybrs, обтекатели колес, увеличенные воздухозаборники карбюратора;
  - B.534/IV с мотором HS12Ybrs, закрытой кабиной, металлическим винтом, хвостовым колесом вместо костыля;
  - Bk.534 - вариант B.534/IV с мотором HS12Ycrs, вооружением 1x20+ 2x7,9 или 3x7,9;
  - Bn.534 - ночной истребитель на базе B.534/IV с фарами и осветительными ракетами.
Основной истребитель чехословацких ВВС в момент захвата страны Германией. Доставшиеся немцам машины использовались в Люфтваффе как истребители до января 1940 г., до конца 1943 г. - как учебные и вспомогательные самолеты. Самолеты словацких ВВС участвовали в конфликте с Венгрией в марте 1938 г., в нападении на Польшу в сентябре 1939 г., в операциях на Украине с июля по октябрь 1941 г. Последнее применение - участие в Словацком национальном восстании в августе - сентябре 1944 г. В.534 югославских ВВС применялись при отражении нападения Германии в апреле 1941 г., уцелевшие переданы немцами Хорватии в июне 1941 г. Болгарские самолеты применялись в частях ПВО, участвовали в отражении налета на Плоешти в августе 1943 г.
В.534 снят с производства в апреле 1939 г. Снят с вооружения боевых частей в Словакии в январе 1942 г., Болгарии - осенью 1944 г.


B.534/IV||
Размах:||9,4 м
Длина:||8,2 м
Моторы, количество х мощность:||1x850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1985 кг
Максимальная скорость:||406 км/ч
Практический потолок:||10600 м
Дальность:||600 км

Avia В.534

Avia В.534 был основным чехословацким самолетом в период между двумя мировыми войнами, его выпуск составил 566 машин. В.534 - это классический одноместный истребитель-биплан, дальним "родственником" которого можно считать истребитель В.34.
  Второй прототип В.34 построили как В.34/2 со звездообразным двигателем Avia Rr 29, но неполадки с двигателем заставила заменить его на V-образный Avia (Hispano-Suiza) 12Ybrs. В таком виде В.34/2 поднялся в воздух в августе 1933 года, а после испытаний он получил обозначение В.534/1. Позднее был построен второй прототип В.534/2 - с закрытой кабиной, увеличенным рулем направления и переделанным основным шасси с обтекателями.
  Разработка была приостановлена в 1934 году из-за аварий при посадке, но решение заказать В.534 для чехословацких военных уже было принято, и в итоге в серию пошли пять вариантов.
  В сентябре 1938 года истребители В.534 стояли на вооружении 21 эскадрильи Чехословакии. После оккупации марионеточное правительство Словакии использовало некоторые из них для кратковременной пограничной войны с Венгрией. Позднее три словацкие эскадрильи принимали участие в нападении на СССР в 1941 году, но к середине 1942 года их стали использоваться как учебные.
  Зимой 1939-1940 годов Болгария получила 78 истребителей В.534, которые в начале августа 1943 года приняли участие в атаке американских бомбардировщиков B-24 Liberator, возвращавшихся после налетов на нефтяные разработки в Плоешти, Румыния.
  Другие В.534 и Вк.534 подразделения Люфтваффе использовали для подготовки летчиков и буксировки учебных планеров. Некоторые оснащались фонарями кругового обзора или тормозными посадочными крюками для палубных испытаний и обучения пилотов для авианосца "Граф Цеппелин".
  Три истребителя В.534 участвовали в Словацком национальном восстании в конце лета 1944 года. Два были уничтожены на земле, а третий сожгли сами восставшие.


Серийные варианты

  B.534-I: первый серийный вариант, аналогичный второму прототипу, имел деревянный винт вместо металлического, открытую кабину и основные колеса без обтекателя. Выпустили 46 машин, вооружение которых состояло из четырех неподвижных пулеметов калибра 7,7 мм для стрельбы вперед, два устанавливались в фюзеляже и два в обтекателях на нижнем крыле
  B.534-II: все четыре пулемета устанавливались по бокам фюзеляжа, для их размещения потребовалось использование удлиненных обтекателей. Установили подкрыльевые подвески для легких бомб. Выпустили 100 самолетов
  B.534-III: имел обтекатели основных колес и воздушный патрубок карбюратора впереди под носовой частью. Всего построено 46 машин, шесть поставлено в Грецию и 14 в Югославию
  B.534-IV: характеризовался сдвигавшимся назад фонарем и поднятой палубой хвостовой части фюзеляжа. Чехословацкие военные заказали 253 самолета
  Bk.534: разработка B.534-IV с пушкой. Предполагалось, что двигатель Hispano-Suiza 12Ycts будет иметь 20-мм пушку Oerlikon, установленную в V-образных цилиндрах двигателя, чтобы стрелять через полый вал винта, но дефицит пушек вынудил многие истребители летать с тремя пулеметами: два монтировались по бокам фюзеляжа и один вместо пушки. У некоторых B.534-IV и Bk.534 хвостовой костыль заменили самоориентирующимся хвостовым колесом


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Avia B-534-IV

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один V-образный двигатель Avia (Hispano Suiza) 12 Ydts мощностью 850 л. с. (634 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость 394 км/ч - на высоте 4400 м; крейсерская скорость на оптимальной высоте 345 км/ч; начальная скороподъемность 900 м/мин; практический потолок 10600 м; дальность полета 580 км
  Масса: пустого 1460 кг; максимальная взлетная 2120 кг
  Размеры: размах крыла 9,40 м; длина 8,20 м; высота 3,10 м; площадь крыла 23,56 м
  Вооружение: четыре неподвижных 7,92-мм пулемета для стрельбы вперед плюс до шести 20-кг бомб на подкрыльевых узлах подвески

Flight, November 1934

THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW

THE EXHIBITS DESCRIBED

A Fast Fighter

<...>
  Another fighter at the Salon for which a speed of 405 km.p.h. (251 m.p.h.) is claimed is the Avia 534. This machine is a normal biplane with a water-cooled Hispano Ybrs engine and a "tummy" radiator. Dual streamline wire bracing is used for the single bay. The undercarriage is neat, consisting as it does of a single fully cantilever strut which merges into the spats over the wheels in a very clean manner.
  Of composite construction, the front part of the fuselage has a covering of duralumin and aluminium over riveted and bolted steel tubes, while the rear part has a fabric covering over riveted and/or welded steel tubes. The wings are also of steel with fabric covering. The climb to 5,000 m. (16,400 ft.) takes 4 min. 24 sec.
<...>
Самолет B-534 из 31-й эскадрильи 1-го авиаполка ВВС Чехословакии, Ужгород, 1938 год. На киле изображен логотип фирмы "Avia". При мобилизации 1938 года на всех самолетах этой эскадрильи для обеспечения секретности закрасили номера и бортовые эмблемы. Самолет - ранней постройки, с открытой кабиной летчика.
Истребители Avia B-534 в период конфликта с Венгрией несли опознавательные знаки предвоенной Чехословакии. Полковые эмблемы и тактические номера были закрашены
B-534 12-й летки ВВС Словакии. Появились под Киевом 6 сентября
B-534 захвачен немцами при оккупации Чехословакии и включен в состав 3-й эскадрильи 71-й истребительной эскадры Люфтваффе (3/JG 71). Аэродром Эйтинген близ Штутгарта, ноябрь 1939 года.
Avia B-534 из 222-го ято - участник боя с "Либерейторами" 1.08.1943г.
Avia B-534 из 37-й летки ВВС Словакии. Сентябрь 1939г.
B.534-IV, захваченный у словацких ВВС и эксплуатировавшийся в Венгрии, с более поздним вариантом окраски и венгерскими гражданскими обозначениями 1942-1943 годов. Этот самолет использовался для буксировки планеров.
Открытые кабины летчиков и шасси без обтекателей колес - отличительные признаки B-534 ранней постройки.
Fighter Biplanes and Crews of the Air Force of Czechoslovakia.
A Series II B 534 fighter with four-gun fuselage armament.
Истребитель-биплан - современник «Чайки»: Авиа B.534
Истребитель В.534/III
The Avia 534 Single-seat Fighter Biplane (650 h.p. Hispano-Suiza engine).
Истребители B.534/IV ВВС Чехословакии
Avia B-534 190 of the fourth series, photographed in the 1930s
Один из самолетов B-534 чехословацкой полиции. Полиция считалась невоенным формированием, поэтому полицейские самолеты получали гражданскую регистрацию, в данном случае - OK-PAV.
Engine running at Kbely airfield during handover, June 6, 1975
B-534 из коллекции музея ВВС Чехии в Кбелах. В 1960-е годы для самолета изготовили комплект крыльев, после чего он вновь получил возможность производить рулежки по земле.
At Kbely, near Prague, during handover, fully restored
The B 534 Series IV, the definitive production version of the basic fighter. The photograph shows the skiis that could replace the normal wheel undercarriage.
Один из многих B-534, включенных в состав Люфтваффе после немецкой аннексии Чехословакии в 1939 году.
Фрагмент левого борта фюзеляжа. Боковая панель снята
В сентябре 1939г. словацкие самолеты, подобно этому B-534, в дополнение к национальным опознавательным знакам получили немецкие
15 октября 1940г. словацкие самолеты получили новые опознавательные знаки: на кили и крылья стали наноситься синие кресты с красными кругами посередине
Два словацких истребителя Вк.534, вооруженные пушками. В.534 был одним из последних бипланов-истребителей и стоял в одном ряду с Fiat CR.42 и Gloster Gladiator - последними представителями данного направления.
Ян Режняк в кабине своего B-534. Его победы еще впереди. Июнь 1941г.
Техники 222-го ято по тревоге бегут готовить к взлету истребители Avia B-534. 1 сентября 1943г.
Поврежденный в бою Avia B-534. 1 сентября 1943г.
Avia B-534 десятника Ц.Мартиша в окружении венгерских военных после вынужденной посадки 23 марта 1939г.
The B 534 Series IV, the definitive production version of the basic fighter.
Avia B.534/IV