Камов Ка-15
Варианты:
Камов - Ка-15 - 1953 - Россия
Страна: Россия
Год: 1953
Вертолет

Описание
Фотографии
Ка-15 и Ка-18

  С учетом опыта, полученного при создании вертолетов Ка-8 и Ка-10, коллектив конструкторов Николая Камова спроектировал более совершенный и практичный двухместный многоцелевой вертолет Ка-15 - рядом с пилотом располагалось место для пассажира. Вертолет имел закрытую кабину и четырехколесное неубирающееся шасси, его планировалось использовать в качестве разведывательного (наблюдательного) на борту ледоколов, торговых судов, а также кораблей ВМФ СССР. Первый полет на Ка-15 выполнил 14 апреля 1953 года летчик-испытатель Д. К. Ефремов, испытания были завершены в 1955 году, а в 1956 году на авиазаводе в Улан-Удэ началось серийное производство.
  Ка-15 сохранил соосную двухвинтовую схему и двухкилевое оперение, хорошо зарекомендовавшие себя на Ка-10. Первоначально на вертолете установили двигатель АИ-14В мощностью 225 л.с., а затем - двигатель АИ-14ВФ с турбонагнетателем мощностью 280 л. с. (на Ка-18). Впоследствии на базе Ка-15 (по классификации НАТО - "Hen") были созданы следующие модификации: многоцелевой Ка-15М (использовался в гражданской авиации как сельскохозяйственный, санитарный, почтовый, пассажирский и др.), учебно-тренировочный УКа-15 и четырехместный вариант Ка-18 (обозначение НАТО - "Hog"), отличавшийся удлиненным фюзеляжем. Причем в 1958-1963 годах для Ка-15М и Ка-18 были созданы лопасти винтов новой конструкции - из полимерных композиционных материалов.
  Противолодочный вариант Ка-15 оснащался двумя радиогидроакустическими буями РГБ-Н или приемным устройством СПА-РУ. Вертолетам приходилось действовать тройками: один вертолет сбрасывал буи в заданном квадрате, другой - получал информацию от них, а третий - в случае обнаружения подлодки - атаковал ее. Последний вертолет для этого имел прицел ОПР-1Р и две 50-кг глубинные бомбы.
Вертолет Ка-15 "10 желтый" 830-го вертолетного полка (период эксплуатации в полку: 1957-1964гг.)
Первый опытный Ка-15, оборудованный поплавками
Ка-15, оборудованный спускаемым гидролокатором
В.В.Винницкий пилотирует легкий многоцелевой вертолет Ка-15
Ка-15
Посадка Ка-15 на вертолетную площадку ракетного крейсера типа "Грозный"
Корабельный многоцелевой вертолет Ка-15.
Вертолет Ка-15 б/н "10 желтый" Ярославского аэроклуба. Эти вертолеты попали туда после снятия с вооружения в 830-м полку в 1963г. Бортовые номера и звезды при этом остались.
Вертолет Ка-15 б/н "30 желтый" Ярославского аэроклуба.
Ка-15М
Ка-15
Ка-15 стал первым массовым вертолетом в СССР. На Ка-15М установлено два мировых рекорда скорости, а Ка-18 получил в 1958 году на выставке в Брюсселе золотую медаль.
Пилот В. Старовойтов 100-го отряда ГВФ уточняет с агрономом задание на опрыскивание поля. На лопастях Ка-15М видны противофлаттерные грузы
Пилот В.Старовойтов в кабине Ка-15М. 4 октября 1964г.
Ка-15М на опрыскивании сада. 12 апреля 1966 г.
Поломка Ка-15. Причина - взлет с попутным ветром. Н.П.Саатчиян оценивает сложность ремонта. Под его руководством машина будет восстановлена. Аэродром Витюево (Анапа), площадка песчаная. Начало 70-х годов.
KAMOV KA-15. One of the remarkable features of Soviet post-war aeronautical design has been the rapid development of certain categories of rotary wing aircraft. Each year the Soviet Aviation Day celebrations at Tushino aerodrome near Moscow witness an increasing accent on the helicopter. The grass field is only suitable for light aircraft and it must be admitted that the helicopter provides a spectacle in utility unequalled by other types which require plenty of room for take-off and manoeuvre .
The newest Russian rotary wing type to make its appearance is the Kamov Ka-15, the prototype of which is finished in dark green with the white-outlined five-pointed Red Star on the twin fins and on the fuselage behind the generous cabin transparencies .
Although a casual glance at the Kamov Ka-15 suggests that it might well be a Russian adaptation of the American Gyrodyne G.C.A.2C six-seater (one 450-h.p. Pratt & Whitney R-985-B4 radial) the known development history proves otherwise.
Ing. Nikolai I. Kamov has been chief of a helicopter design bureau for some years - specialising in co-axial, counter-rotating blade assemblies . His assistant, Ing. Vladimir Barchevskii wrote an account last year, extracts of which have recently been published in our contemporary aviation magazine, Paris - in the marathon series "L'Aviation Sovietique" by Jacques Marmain.
Ing . Barchevskii states that Kamov started to design one-man helicopters in 1946. The first example appeared in I947 - the Ka-8 being a simple open framework platform supported by twin flotation bags and with the co-axial rotor head (two sets of three blades each) being driven by a 27-h.p. M-76 two-cylinder motor cycle engine. A single outrigged tail surface provided lateral control. This type has hitherto been incorrectly labelled the K-17 and presumed to have been powered by a 17-h.p. Aubier-Dunne engine. From the 1948 experiments was evolved the Ka-10 Irkutianin, still with a single fin but powered by a 55-h.p. AI-4G. At the 1952 Tushino Display was shown the same type but fitted with twin outrigged tail surfaces. This is called the Ka-10M . The Ka-10M has a maximum speed of 72 m.p.h. and a maximum duration of two hours. Loaded weight is 827 lb. and rotor diameter 20 ft. 1 in.
Thus the new Ka-15 is seen to be a logical step forward . No data has yet been released but the cabin appears to seat four or five persons. The powerplant may be the same as the production series of MiI' Mi-1, and Mi-3 (N.A.T.O.: "Hare"), namely, the 575-h.p. AI-26V (V-Vertolet-rotary wing aircraft) piston radial. Despite the absence of a tail rotor - unnecessary with co-axial rotor assemblies - the Ka-15 has a tail-supporting skid.