
Ki.36/Ki.55
Многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками (разведчик, штурмовик и самолет связи). Одномоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Спроектирован в КБ фирмы "Тачикава хикоки" под руководством Р. Эндо.
Двигатель Ха.13-Ко, экипаж самолета - 2 чел., вооружение 2x7,69 (у Ки.55 - 1x7,69), бомбы до 150 кг (только у Ки.36).
Опытный образец Ки.36 совершил свой первый полет 20 апреля 1938 г.
Серийное производство было развернуто с ноября 1938 г. Выпуск этих машин осуществлялся заводом "Тачикава хикоки" в Тачикаве, а также предприятиями фирмы "Кавасаки кокуки" в Гифу и Акаси. Всего построено 2723 Ки.36 и Ки.55, в том числе 1334 боевых Ки.36.
Выпускались две модификации:
- Ки.36 - многоцелевой самолет с вооружением 2x7,69 и бомбовой нагрузкой до 150 кг;
- Ки.55 - учебно-тренировочный вариант с вооружением 1x7,69, без бомбовой подвески, с уменьшенным комплектом оборудования и без обтекателей колес.
На некоторых сериях Ки.36 и Ки.55 была введена увеличенная стреловидность крыла по передней кромке.
Ки.36 был принят на вооружение японской армии в конце 1938 г. как "тип 98". С 1943 г. он применялся в ВВС Таиланда. Учебные Ки.55 поставлялись в Таиланд и Манчжоу-Го.
Ки.36 впервые применили в боевых действиях в Китае в 1939 г. С начала войны на Тихом океане эта машины использовались также на Филиппинах, в Голландской Ост-Индии (ныне Индонезия), на Новой Гвинее. С 1943 г. их сосредоточили в Китае, Манчжурии и Корее. В конце войны Ки.36 и Ки.55 участвовали в рейдах камикадзе. С этой целью самолеты оборудовали для подвески бомб калибром до 500 кг. В августе 1945 г. Ки.36 японских и маньчжурских ВВС наносили удары по наступающим частям советской армии.
Ки.55 прекратили строить в декабре 1943 г., Ки.36 - в январе 1944 г.
С вооружения японской армии они не снимались до самой капитуляции Японии.
Ки.36||
Размах:||11,8 м
Длина:||8,0 м
Моторы, количество х мощность:||1x510 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1660 кг
Максимальная скорость:||348 км/ч
Практический потолок:||8150 м
Дальность:||1235 км
Описание:
- Ki.36/Ki.55
- Tachikawa Ki-36
Фотографии
-
Авиация и Время 2012-03 / А.Котлобовский, И.Сеидов - Затупившиеся мечи самураев (3)
Ки-36, брошенный японцами на аэродроме Тайпелин 10 августа 1945 г.
-
АвиаМастер 2001-02 / А.Демин - Бой с тенью. Авиация гражданской войны в Китае 1945-1950гг. /Неизвестная война/
Учебный Ki-55 из авиашколы КПК в Тунхуа, 1946г.
-
Мировая Авиация 245
Ki-55 поставлялся ВВС марионеточного государства Маньчжоу-Го, уцелевшие самолеты после войны использовались в ВВС КНР для повышенной подготовки летчиков.
-
АвиаМастер 2003-02 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Небесные войны Индонезии /Горячая точка/ (1)
Индонезийский учебный Ки-55, разбитый в аварии 23 апреля 1946г.
-
Air International 1983-11 / L.Berns - Full of Eastern Promise /Veteran & Vintage/
The oldest aeroplane in the Chinese museum is this Tachikawa Ki-55, an advanced trainer used in large numbers by Japan at bases in China, where captured examples were used after Japan's surrender.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Разведчик Ки.36 на аэродроме
-
Авиация и Космонавтика 2004-07 / А.Демин - Датаншань - Монино по-китайски
Японский штурмовик и учебный самолет Ки.36
-
Мировая Авиация 245
Вооружение Ki-36 состояло из двух 7,7-мм пулеметов Type 89, один был установлен в капоте мотора, второй - на турели в кабине наблюдателя.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Группа Ки.36, принадлежавших неизвестной учебной части в Японии
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Ки.36 на лыжном шасси, применявшемся в Манчжурии и Северном Китае
The first snow fell on the Nomonhan plateau on 11 September - here a Tachikawa Type 98 (Ki-36) is seen being readied for a mission against a wintry background. -
Air Enthusiast 1973-07 / E.Sekigawa - The Undeclared Air War
The Tachikawa Type 98 (Ki-36), below, proved extremely efficacious in the close support and army co-operation roles.
-
Авиация и Время 2012-02 / А.Котлобовский, И.Сеидов - Затупившиеся мечи самураев (2)
Легкие бомбардировщики Ки-36 неоднократно нарушали границу в Маньчжурии
-
АвиаМастер 2001-02 / А.Демин - Бой с тенью. Авиация гражданской войны в Китае 1945-1950гг. /Неизвестная война/
Учебно-тренировочный Ki-55, принадлежавший коммунистической авиашколе в Тунхуа, 1946г. На самолете нанесены гоминдановские опознавательные знаки.
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Типичная картина для аэродромов на территории Маньчжоу-Го после разгрома Квантунской армии в августе 1945 г. Хорошо видны истребители Ки-43 и многоцелевые Ки-36 японских ВВС
Другие самолёты на фотографии: Nakajima Ki.43 Hayabusa - Япония - 1938
-
Мировая Авиация 51
Ki-84 из 104-го сентая. Таонань, август 1945 г. Значительное количество Ki-84 пережили войну, в том числе и эти машины, захваченные на одном из японских аэродромов. За Ki-84 виден учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-55 "lda".
Другие самолёты на фотографии: Nakajima Ki.84 Hayate - Япония - 1943
- Фотографии