Ki.36/Ki.55
Многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками (разведчик, штурмовик и самолет связи). Одномоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Спроектирован в КБ фирмы "Тачикава хикоки" под руководством Р. Эндо.
Двигатель Ха.13-Ко, экипаж самолета - 2 чел., вооружение 2x7,69 (у Ки.55 - 1x7,69), бомбы до 150 кг (только у Ки.36).
Опытный образец Ки.36 совершил свой первый полет 20 апреля 1938 г.
Серийное производство было развернуто с ноября 1938 г. Выпуск этих машин осуществлялся заводом "Тачикава хикоки" в Тачикаве, а также предприятиями фирмы "Кавасаки кокуки" в Гифу и Акаси. Всего построено 2723 Ки.36 и Ки.55, в том числе 1334 боевых Ки.36.
Выпускались две модификации:
- Ки.36 - многоцелевой самолет с вооружением 2x7,69 и бомбовой нагрузкой до 150 кг;
- Ки.55 - учебно-тренировочный вариант с вооружением 1x7,69, без бомбовой подвески, с уменьшенным комплектом оборудования и без обтекателей колес.
На некоторых сериях Ки.36 и Ки.55 была введена увеличенная стреловидность крыла по передней кромке.
Ки.36 был принят на вооружение японской армии в конце 1938 г. как "тип 98". С 1943 г. он применялся в ВВС Таиланда. Учебные Ки.55 поставлялись в Таиланд и Манчжоу-Го.
Ки.36 впервые применили в боевых действиях в Китае в 1939 г. С начала войны на Тихом океане эта машины использовались также на Филиппинах, в Голландской Ост-Индии (ныне Индонезия), на Новой Гвинее. С 1943 г. их сосредоточили в Китае, Манчжурии и Корее. В конце войны Ки.36 и Ки.55 участвовали в рейдах камикадзе. С этой целью самолеты оборудовали для подвески бомб калибром до 500 кг. В августе 1945 г. Ки.36 японских и маньчжурских ВВС наносили удары по наступающим частям советской армии.
Ки.55 прекратили строить в декабре 1943 г., Ки.36 - в январе 1944 г.
С вооружения японской армии они не снимались до самой капитуляции Японии.
Ки.36||
Размах:||11,8 м
Длина:||8,0 м
Моторы, количество х мощность:||1x510 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1660 кг
Максимальная скорость:||348 км/ч
Практический потолок:||8150 м
Дальность:||1235 км
Описание:
- Ki.36/Ki.55
- Tachikawa Ki-36
Фотографии
-
Авиация и Время 2012-03 / А.Котлобовский, И.Сеидов - Затупившиеся мечи самураев (3)
Ки-36, брошенный японцами на аэродроме Тайпелин 10 августа 1945 г.
-
АвиаМастер 2001-02 / А.Демин - Бой с тенью. Авиация гражданской войны в Китае 1945-1950гг. /Неизвестная война/
Учебный Ki-55 из авиашколы КПК в Тунхуа, 1946г.
-
Мировая Авиация 245
Ki-55 поставлялся ВВС марионеточного государства Маньчжоу-Го, уцелевшие самолеты после войны использовались в ВВС КНР для повышенной подготовки летчиков.
-
АвиаМастер 2003-02 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Небесные войны Индонезии /Горячая точка/ (1)
Индонезийский учебный Ки-55, разбитый в аварии 23 апреля 1946г.
-
Air International 1983-11 / L.Berns - Full of Eastern Promise /Veteran & Vintage/
The oldest aeroplane in the Chinese museum is this Tachikawa Ki-55, an advanced trainer used in large numbers by Japan at bases in China, where captured examples were used after Japan's surrender.
-
Aeroplane Monthly 1999-05 / J.Underwood - Tachikawa album /1930s-1940s japanese/
The Type 98 Ki-36 (“Ida”), designed in 1937, remained in service in the ground support role until 1945, at which time it was relegated to suicide attack missions. Note underwing shackles and what appears to be a dive-bomb sling.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Разведчик Ки.36 на аэродроме
-
Авиация и Космонавтика 2004-07 / А.Демин - Датаншань - Монино по-китайски
Японский штурмовик и учебный самолет Ки.36
-
Мировая Авиация 245
Вооружение Ki-36 состояло из двух 7,7-мм пулеметов Type 89, один был установлен в капоте мотора, второй - на турели в кабине наблюдателя.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Группа Ки.36, принадлежавших неизвестной учебной части в Японии
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Ки.36 на лыжном шасси, применявшемся в Манчжурии и Северном Китае
The first snow fell on the Nomonhan plateau on 11 September - here a Tachikawa Type 98 (Ki-36) is seen being readied for a mission against a wintry background. -
Air Enthusiast 1973-07 / E.Sekigawa - The Undeclared Air War
The Tachikawa Type 98 (Ki-36), below, proved extremely efficacious in the close support and army co-operation roles.
-
Авиация и Время 2012-02 / А.Котлобовский, И.Сеидов - Затупившиеся мечи самураев (2)
Легкие бомбардировщики Ки-36 неоднократно нарушали границу в Маньчжурии
-
АвиаМастер 2001-02 / А.Демин - Бой с тенью. Авиация гражданской войны в Китае 1945-1950гг. /Неизвестная война/
Учебно-тренировочный Ki-55, принадлежавший коммунистической авиашколе в Тунхуа, 1946г. На самолете нанесены гоминдановские опознавательные знаки.
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Типичная картина для аэродромов на территории Маньчжоу-Го после разгрома Квантунской армии в августе 1945 г. Хорошо видны истребители Ки-43 и многоцелевые Ки-36 японских ВВС
Другие самолёты на фотографии: Nakajima Ki.43 Hayabusa - Япония - 1938
-
Мировая Авиация 51
Ki-84 из 104-го сентая. Таонань, август 1945 г. Значительное количество Ki-84 пережили войну, в том числе и эти машины, захваченные на одном из японских аэродромов. За Ki-84 виден учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-55 "lda".
Другие самолёты на фотографии: Nakajima Ki.84 Hayate - Япония - 1943
- Фотографии