Nakajima Ki.43 Hayabusa
Страна: Япония
Год: 1938


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Описание:
Ki.43 Hayabusa
Nakajima Ki-43 (армейский истребитель Тип 1 Hayabusa)
Фотографии

Ki.43 Hayabusa

Многоцелевой истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разработан под руководством Х.Итокавы и Л.Коямы в КБ фирмы "Накадзима хикоки". Первый полет совершил в январе 1938 г. Строился серийно с января 1941 г. заводами "Накадзима" в Ота, "Тачикава" и первым арсеналом армейской авиации в Тачикаве. Всего изготовлено 5919 экз.
Принят на вооружение японской армейской авиации в июне 1941 г. как "тип 1". Состоял также на вооружении в Маньчжоу-Го (с марта 1944 г.) и Таиланде (с февраля 1944 г.)
Основные серийные модификации:
  - Ки.43-I, мотор Ха.25, двухлопастный винт, выпускался в вариантах I-Ко с вооружением 2x7,69, I-Оцу - 1x7,69+ 1x12,7, I-Хей - 2x12,7, бомбы до 30 кг;
  - Ки.43-II, мотор Ха-115, трехлопастный винт, усиленное крыло, изменен капот мотора, установлена бронеспинка, вооружение 2x12,7, выпускался в вариантах II-Ко, II-Оцу (новый маслорадиатор), II-КАИ с эжекторными выхлопными патрубками;
  - Ки.43-III с мотором Ха.115-II, вооружением 2x12,7.
Применялся с декабря 1941 г. в боях в Малайе, Бирме. С конца 1942 г. основной истребитель императорской армии, действовал на всех театрах до конца войны. Таиландские Ки.43 летом 1944 г. участвовали в операциях на стороне японцев на стыке границ Таиланда, Китая и Бирмы. Самолеты ВВС Маньчжоу-Го осуществляли ПВО военных предприятий в Манчжурии, в августе 1945 г. применялись против советских войск.
Производство самолета прекращено после капитуляции Японии.


Ки.43-II-Оцу||
Размах:||10,84 м
Длина:||8,92 м
Моторы, количество х мощность:||1x1150 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2925 кг
Максимальная скорость:||530 км/ч
Практический потолок:||11200 м
Дальность:||1700 км

Nakajima Ki-43 (армейский истребитель Тип 1 Hayabusa)

Разработка более совершенного истребителя, предназначенного для замены Ki-27, была начата компанией "Nakajima" в декабре 1937 года. Первый из трех прототипов Ki-43 поднялся в воздух в январе 1939 года. Машина представляла собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной пилота и оснащалась 975-сильным (727 кВт) радиальным ПД Nakajima Sakae Ha-25 с турбонаддувом. Испытания прототипов выявили недостаточную маневренность истребителя. 10 предсерийных машин отличались уже уменьшенной массой и увеличенной площадью крыла, оснащенного маневренными (или "боевыми") закрылками.

  Такая конфигурация оказалась очень удачной, и самолет был запущен в серию под обозначением "армейский истребитель Тип 1 Модель 1A Hayabusa" (Ki-43-Ia), неплохо проявив себя на раннем этапе войны на Тихоокеанском ТВД. С появлением у противника более совершенных истребителей был создан прототип доработанного Ki-43-II, оснащенный более мощным ПД Nakajima Ha-115, крылом уменьшенного размаха, бронезащитой и протектированными топливными баками. Он был запущен в серию под обозначением Ki-43-IIa. Последним вариантом Hayabusa стал Ki-43-III, но до завершения войны успели построить только прототипы. В общей сложности было выпущено 5919 самолетов, в том числе 3239 - компанией "Nakajima", 2631 - "Tachikawa" и 49 - 1-м армейским авиационным арсеналом. Все варианты получили у США и их союзников кодовое обозначение "Oscar". Этот истребитель использовался на всем протяжении войны на Тихоокеанском ТВД, а его последними задачами стали оборона Токио и атаки камикадзе на корабли.


Варианты

  Ki-43-Ia: первый серийный вариант, вооруженный двумя 7,7-мм пулеметами и двумя 15-кг бомбами на внешней подвеске
  Ki-43-Ib: подобен Ki-43-Ia, но один из пулеметов заменен на 12,7-мм
  Ki-43-Ic: подобен Ki-43-Ia, но оба пулемета заменены на 12,7-мм
  Ki-43-II: пять прототипов усовершенствованного варианта с трехлопастным винтом с постоянной скоростью вращения, бронезащитой, протектированными топливными баками и двигателем Ha-115
  Ki-43-IIa: первый серийный вариант Ki-43-II с пулеметами, как у Ki-43-Ic, и двумя держателями для 250-кг бомб
  Ki-43-IIb: подобен Ki-43-IIa, но с незначительными изменениями в оборудовании
  Ki-43-II KAI: версия, сочетавшая прогрессивные доработки Ki-43-IIa и Ki-43-IIb
  Ki-43-IIIa: десять прототипов, подобных Ki-43-II KAI, но с двигателем Ha-115-II, с улучшенными высотными характеристиками
  Ki-43-IIIb: два прототипа истребителя-перехватчика с 1250-сильным (932 кВт) ПД Mitsubishi Ha-112, вооружением из двух 20-мм пушек и бомбодержателями, как у Ki-43-IIa


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Nakajima Ki-43-IIb

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один радиальный ПД Nakajima Ha-115 мощностью 1150 л.с (858 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 530 км/ч; потолок 11200 м; максимальная дальность полета 3200 км
  Масса: пустого 1910 кг; максимальная взлетная 2590 кг
  Размеры: размах крыла 10,84 м; длина 8,92 м; высота 3,27 м; площадь крыла 21,40 м2
  Вооружение: два 12,5-мм пулемета и два узла подвески для бомб калибром до 250 кг
Ки 43-I командира 1-го сентая майора Такеды, Ханой, Индокитай, октябрь 1942 г.
Ки 43-I старшего сержанта Котанигавы из 2-го чутая 50-го сентая японских ВВС, Бирма, декабрь 1942г.
Накадзима Ки-43-I командира 64-го Сентай майора Татео Като, весна 1942г.
В мае - июне 1942 года этот Ki-43-I-Hei Hayabusa использовался 64-м истребительным полком при первой попытке японцев отрезать Китай от сил противника в Индии и Бирме. Голубой знак на киле указывает на принадлежность самолета к штабной эскадрилье.
Ки 43-I из 2-го чутая 64-го сентая, Бирма, март 1942г.
Nakajima Ki-43-IIb из состава 3-й эскадрильи 25-й авиагруппы японской Армии, в январе 1944 года базировавшейся в Ханькоу (Китай).
Истребитель Ki-43 "Хаябуса" командира 2-го "чутая" (эскадрильи) 25-го "сентая" лейтенанта Наказо Озаки, Нанкин, лето 1943г.
Ки 43-II из 3-го чутая 77-го сентая японской армейской авиации, Бирма, декабрь 1943 года
Ки-43-II из 3-й АЭ 54-го сентай Императорской Армии Японии. Остров Парамушир, Касивабара (Северо-Курильск), август 1945 г.
Ki-43-IIa "Хаябуса" сержанта Сатоси Анабуки, 3-й "чутай" (эскадрилья) 50-го "сентая", Бирма, апрель 1943г.
Ки 43-II ВВС Маньчжоу-Гэ, 1945 год. На борту - презентационная надпись Маньчжурской нефтедобывающей компании, на чьи средства был приобретен этот самолет
Ki-43 из состава манчжурского авиакорпуса, лето 1944г. Иероглифы на борту - название фирмы, на деньги которой был приобретен самолет.
Во время войны японцы поставили небольшое количество Ki-43 ВВС Сиама и марионеточного государства Маньчжоу-го. Но Сиам, получивший Ki-43-I, и армейский авиакорпус Маньчжоу-го, располагавший различными вариантами самолета, включая Ki-43-II-Ko (на рисунке), крайне ограниченно использовали свои истребители.
Ки-43-II из состава Императорских ВВС Маньчжоу-Го. Полевой аэродром близ Цицикара, сентябрь 1945 г.
Так, по воспоминаниям советских авиамехаников, работавших в Корее в начале 1950г., выглядел северокорейский Ки-43, стоявший в Пхеньянсокм аэропорту. Машина в нелетном состоянии, на ней сохранились остатки японского камуфляжа.
Ки-43 "Оскар" индонезийских ВВС, 1945-1946гг.
Ki-43 "Оскар" из авиашколы КПК в Тунхуа, 1946г.
Несколько трофейных Nakajima Ki-43-II-Kai "Oscar" были использованы французскими ВВС. Представлен самолет, базировавшийся в Пномпене, Камбоджа.
Именно так, с незаконченными французскими кокардами, выглядел Ki-43 из состава GC I/7 "Ницца", посаженный на брюхо 12 декабря 1945г. лейтенантом де Бальменом.
Ки 43-II королевских тайландских ВВС, 1944 год
Ки 43 в авиамузеях США
"Nakajima" построила 10 предсерийных Ki-43 с доработанным и облегченным фюзеляжем, новым вертикальным оперением, фонарем с улучшенным обзором в задней полусфере и форсированным вариантом двигателя Ha-25. На снимке - последний из этой партии самолетов (N 4313), построенный в сентябре 1940 года и вооруженный парой 12,7-мм пулеметов. Он фактически ничем не отличался от серийных Ки 43 первой модели.
Считая прототипы и предсерийные машины, Ki-43-Ic был последним вариантом, оснащенным двухлопастным винтом. На снимке представлен самолет, служивший в школе армейской авиации в Акено.
"Nakajima" построила свыше 700 истребителей Ki-43-I в трех вариантах: Ko, Otsu и Hei, отличавшихся вооружением из комбинаций 7,7-мм и 12,7-мм пулеметов. На снимке представлен Ki-43-I-Hei раннего выпуска.
Первые серийные экземпляры Ки 43 с двумя пулеметами винтовочного калибра были переданы в летное училище "Акено". На поворота - эмблема училища
После участия в кампании на Филиппинах знаменитый 50-й полк вернулся в Японию для перевооружения на Ki-43-I перед отправкой в Бирму. Ki-43-I-Hei на снимке, сделанном в Токорозава в июне 1942 года, принадлежали либо 1-й эскадрилье (белые молнии), либо 3-й эскадрилье (желтые молнии) из этого полка.
Ки 43-II Ко из 2-го чутая 25-го сентая на полевом аэродроме, левый элерон демонтирован
На начальном этапе войны на Тихоокеанском ТВД японский Ki-43 вызвал полный шок в США, не имевших в этом регионе сопоставимых с ним по возможностям истребителей.
Истребители Ki-43 - главные противники китайских ВВС в 1941-1944 годах. Вверху - самолет лейтенанта Озаки, внизу - истребитель из 48-го "сентая" на захваченном китайском аэродроме в Нанкине.
Ки 43-II из 64-го сентая, 1943 г.
Неисправный Ки 43-II Ко (Ки 43-II Каи ?) из 1-го чутая 1-го истребительного сентая с раскапотированным двигателем, остров Лусон, Филиппины, 1944г.
Ки 43-II Оцу из 2-го (инструкторского) чутая летной школы "Кумигава", начало 1944 года
Техническое состояние и внешний вид любого из "Оскаров" GC I/7 "Прованс" способен был вызвать из глаз даже закоренелого циника слезы умиления.
Ки 43-II Ко из 1-го чутая 25-го сентая, Нанкин, Китай, 1943г.
Ки 43-II Ко капитана Сиге Нанго из 59-го сентая, Новая Гвинея, 1943г. Под левой консолью - подвесной топливный бак
The Nakajima "Oscar" 2 Single-seat Army Fighter (1,150 h.p. Nakajima Type 2 engine).
Ки 43 доставались в качестве трофеев не только американцам, но и китайцам. Этот самолет Накадзима Ки-43 с китайскими (гоминьдановскими) опознавательными знаками, ставший трофеем AVG, сфотографирован в 1943 году
Зимой в Маньчжурии Ки 43 летали с лыжным шасси
В начале 1943 года истребители Hayabusa пришли на смену Ki-27 в главной авиашколе армейской авиации в Акено, префектура Ишикава. Этот снимок истребителей Ki-43-II-Ko был сделан в Акено осенью 1943 года.
Ки 43-II Ко перед взлетом, летное училище "Акено", 1943г.
Ки 43-II Каи одного из авиполков ПВО выруливает на взлет. Под правой консолью - топливный бак
Американские солдаты осматривают захваченный на аэродроме Ки 43
В ходе войны американцы захватили несколько экземпляров Ки 43 в исправном или ремонтопригодном состоянии. На самолеты нанесли американские опознавательные знаки и тактические номера, а затем подвергли их тщательному летному тестированию с целью выявления сильных и слабых сторон японского истребителя, а также выработки методики борьбы с ним. Американцы высоко оценили маневренность японской машины, но крайне низко - ее вооружение и защищенность
Ки 43 в авиационном музее американского города Ошкош, современный снимок
Ещс один музейный Ки 43 с эмблемой 54-го сентая на хвосте
Пара Ки 43-II Оцу с подвесными топливными баками
Ки 43-II ВВС Маньчжоу Го на одном из аэродромов южной Маньчжурии. На самолетах видны дарственные надписи
Ки 43-III из 65-го сентая, уцелевшие к концу войны. Октябрь 1945 года
Nakajima Type I Fighter, Model 2a (Ki.43-IIa "Oscar");
Последняя несерийная модификация Ки 43 "Модель III Оцу" с двумя 20-мм пушками. Обратите внимание на обтекатель коробки для боекомплекта перед кабиной
Истребитель Ки.43
Сценка на аэродроме 1-го истребительного сентая в Ханое, ноябрь 1942г. На заднем плане самолет командира сентая майора Такеды
Ки-44-II Ко из 47-го полка. На заднем плане Ки-43.
Лучший ас 50-го сентая японских императорских ВВС сержант Анабуки
Сержант Сатоши Анабуки свой самый выдающийся бой провел 8 октября 1943 года, когда сбил два B-24 Liberator и два P-38 Lightning, а потом протаранил на своем Ki-43 еще один B-24. Анабуки сумел выполнить после тарана аварийную посадку и остался жив.
Лейтенант Хиноки Инохеи возле своего Ки 43, январь 1942г.
Командир 3-го чутая 64-го сентая Хиноки на крыле своего Ки 43, Бирма, осень 1943 г. Как истинный самурай он всегда летал с катаной
Последние наставления перед вылетом на Ki-43. Обратите внимание на японского военного на переднем плане и "аварийное" состояние камуфляжа истребителя.
Ki-43-I-Hei был первым вариантом истребителя Hayabusa, в достаточном количестве поступившим на вооружение Японии. Самолет на снимке подключен к автомобильному стартеру Hucks.
Механик готовится вытащить колодку из-под колеса Ки 43-II Каи перед стартом
Постановочный пропагандистский снимок, на котором японские школьницы, размахивая цветами, провожают в последний полет Ки 43 из отряда камикадзе с подвешенными бомбами, лето 1945 года
Японские солдаты провожают уходящих в бой пилотов Ки 43
Интересный полетный снимок Ки 43 модель I, демонстрирующий работу с телескопическим прицелом. У самолета демонтирована сдвижная часть фонаря
Звено Ки 43 набирает высоту
В первые дни войны на Тихом океане Ki-43-I повергли в шок пилотов истребителей союзников. По маневренности японская машина значительно превосходила истребители Brewster Buffalo, Hawker Hurricane и Curtiss P-40.
Ки 43-II Оцу
Ки-43 (на фото) и Ки-27 - основные японские истребители, принимавшие участие в боевых действиях в Китае. В 1941 г. эти самолеты были главными противниками добровольческой авиагруппы AVG
Большие красные круги на крыльях Ки 43 сводили на нет маскирующий эффект от пятнистого камуфляжа
Ки 43-II Оцу в полете. На самолете отсутствует бортовой номер и полковые эмблемы
At least one complete Company (Chutai) of Nakajima Ki-43 Hayabusas of the IJAAF's 50 Air Regiment (Sentai) in flight over Burma early in 1942. The fighters nearest the camera wear red markings so are from the 2nd Company.
Поточная сборка Ки 43 на авиазаводе в Ота
Низ передней части фюзеляжа со стороны технологического разъема. Виден задний лонжерон крыла и выпущенные боевые закрылки
Внутренний вид задней части фюзеляжа Ки 43
Посадочная фара на левом крыле
Двигатель "Накадзима" Ха-25 (вид спереди) и подмоторная рама
Двигатель Ха-115 в разрезе
Интерьер кабины Ки 43 ранних модификаций. На левом снимке хорошо виден телескопический прицел, сделанный по образцу английского прицела "Альдис". В дальнейшем на самолет стали устанавливать коллиматорный прицел
Аварийная посадка 9-го опытного экземпляра N 4312 ненадолго задержала ход испытаний
Поврежденный Ки 43-II из 2-го чутая 59-го сентая, брошенный японцами на одном из аэродромов Новой Гвиней
Damaged and discarded Ki-43s discovered by the Americans, the new tenants of the Hollandia airfields, in May 1944. Nearest ‘Oscar’ carries the markings of the 77th Sentai.
Each IJAAF regiment (Sentai) was easily distinguishable from its cousins by its unique tail emblem. Discarded Nakajima Ki-43-IIb Hayabusa discovered on a New Guinea airfield by advancing Allied units once belonged to the 63rd Sentai. Behind is the tail of a 78th Sentai Kawasaki Ki-61 Hien.
Ки 43 разбитый при вынужденной посадке на Новой Гвинее
Англичане возле разбитого при посадке Ки 43-I старшего сержанта Котанигавы из 2-го чутая 50-го сентая японских ВВС.
Конструкторы "Nakajima" использовали при создании Ki-43 опыт, накопленный при разработке и эксплуатации истребителя Ki-27. Деревянный макет новой машины был одобрен штабом ВВС в начале 1938 года. Обратите внимание на двухлопастный винт.
Моделью Ki-43-II Kai Hayabusa Александра Дудинского (Украина)
Телескопический прицел Ки 43-I
Коллиматорный прицел Тип 98, стоявший на Ки 43-II/III
Схема установки вооружения на Ки 43
Основная стойка шасси и силовой набор крыла в районе навески элерона, рисунки из японской инструкции по эксплуатации Ки 43
Сиденье пилота
Ки 43-I в том виде, в котором эти машины выходили с завода "Накадзима". Весь самолет в цвете натурального дюраля, только поверхности, обтянутые полотном, окрашены в светло-серый цвет. На капоте и в районе кабины - черная антибликовая полоса. Лопасти винта сзади тоже черные. Опознавательные знаки - красные круги на крыле сверху и снизу
Ки 43-II в стандартной защитной окраске завода "Тачикава". Сверху и с боков самолет окрашен в темно-зеленый цвет, а снизу - в светло-серый с зеленоватым оттенком. Кок и лопасти винта красно-коричневые. На передней кромке корневой части крыла нанесены желтые полосы для быстрой идентификации
Nakajima Ki-43-Ia Hayabusa "Oscar"
Nakajima Ki.43-II-Otsu
Истребитель Ки 43