Mitsubishi G4M
Варианты:
Mitsubishi - G4M - 1939 - Япония
Страна: Япония
Год: 1939


Дальний бомбардировщик с экипажем из семи человек
Описание:
G4M
Mitsubishi G4M (морской бомбардировщик Тип 1)
Фотографии

G4M

Дальний бомбардировщик и торпедоносец для морской авиации, двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан, имел убирающееся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством Й. Хаттори и Т. Хондзе. Опытный образец бомбардировщика впервые взлетел 23 октября 1939 г. Серийное производство началось в декабре 1940 г. Самолет строился на заводах "Мицубиси" в Нагое и Окаяме. Всего построено 2446 экз.
Экипаж - 7 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении авиации императорского флота с апреля 1941 г. (как "тип 1").
Основные серийные модификации:
  - G4M1 с моторами NK4A (модель 11) или NK4E (модель 12), вооружение 1x20+4x7,69;
  - G4M2 с моторами MK4P, измененным профилем крыла, увеличенным количеством бензобаков, усиленным шасси, вооружение 2x20+3x7,69 (модели 22 и 22-Ко), 3x20+1x7,69 (модель 22-Оцу);
  - G4M2A с моторами MK4T, вооружение 2x20+4x7,69 (модели 24 и 24-Ко), 3x20+1x13 (модель 24-Оцу);
  - G4M2E, носитель реактивных пилотируемых самолетов-снарядов "Ока" на базе G4M2A;
  - G4M3A (модель 34) с моторами MK4T, измененным крылом, протектированными бензобаками;
  - G4M3B (модель 34-Ко), патрульно-противолодочный самолет с РЛС.
Бомбовая нагрузка всех модификаций до 1000 кг или одна торпеда (800 кг) внутри бомбоотсека. Тип G4M2E нес самолет-снаряд "Ока" в полуутопленном положении под фюзеляжем.
G4M впервые были применены в боях в июле 1941 г. под Чунцином в Китае. В декабре 1941 г. они действовали на Филиппинах и в Малайе, участвовали в потоплении британских кораблей "Принс оф Уэлс" и "Рипалс". В феврале 1942 г. бомбили Дарвин в Австралии. Далее использовались повсеместно как дневные и ночные бомбардировщики, дальние разведчики, торпедоносцы, патрульно-противолодочные и транспортные самолеты. С лета 1942 г. с Курильских о-вов совершали налеты на американские базы на Алеутах.
Модификация G4M2E появилась на фронте в марте 1945 г. Сбрасывавшиеся с этих машин самолеты-снаряды пилотировались летчиками-самоубийцами. Их применяли против американских кораблей у побережья Японии.
Самолет находился в производстве вплоть до капитуляции Японии. С вооружения официально не снимался.


G4M2-A||
Размах:||25,0 м
Длина:||20,0 м
Моторы, количество х мощность:||2x1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||12500 кг
Максимальная скорость:||438 км/ч
Практический потолок:||8950 м
Дальность:||6050 км

Mitsubishi G4M (морской бомбардировщик Тип 1)

Компания "Mitsubishi" разработала бомбардировщик G4M в соответствии с выпущенными в 1937 году техническими требованиями Императорских ВМС Японии для замены самолета G3M. Новый бомбардировщик сухопутного базирования представлял собой вместительный среднеплан, его прототип с двумя 1530-сильными (1141 кВт) радиальными ПД Kasei 11 совершил первый полет 23 октября 1939 года. После успешного завершения эксплуатационных испытаний в 1940 году самолет был запущен в серию под обозначением "морской бомбардировщик Тип 1 Модель 11" (G4M1). Первые самолеты поступили на вооружение боевых частей летом 1941 года. Затем последовал выпуск серийных вариантов: G4M1 Модель 12, похожий на предшественника, G4M2 Модель 22 с 1800-сильными (1342-кВт) ПД Mitsubishi MK4P Kasei 21 и рядом доработок и его подварианты - G4M2 Модель 22A и G4M2 Модель 22B, различавшиеся вооружением. Затем выпускался вариант G4M2a Модель 24 с 1825-сильными (1361 кВт) ПД MK4T Kasei 25 и выпуклыми створками бомбоотсека и его подварианты G4M2a Модель 24A и 24B, также различавшиеся составом вооружения. Последним серийным вариантом стал G4M3 Модель 34, на котором попытались устранить часть недостатков предшественников, установив протектированные топливные баки и бронезащиту. В число экспериментальных вариантов, использовавшихся для отработки различных силовых установок, входили один G4M2b Модель 25, два G4M2c Модель 26, один G4M2d Модель 27 и два G4M3 Модель 36. Кроме того, значительное число самолетов вариантов G4M2a Модель 24B и 24C были переделаны в носители пилотируемой ракеты MXY7 для камикадзе, получив новое обозначение G4M2e Модель 24J.
  Еще до начала серийного производства самолета G4M ВМС Японии выдали срочный заказ на создание дальнего истребителя сопровождения для использования в войне с Китаем. 30 таких самолетов были построены под обозначением G6M1 на основе создававшегося G4M. Опыт их применения оказался неудачным, и часть машин позднее переделали в учебные G6M1-K или транспортные G6M1-L2.
  Всего компания "Mitsubishi" построила 2446 самолетов всех вариантов, включая прототипы и 30 истребителей G6M1.
  Получившие у США и их союзников кодовое имя "Betty", бомбардировщики G4M неоднократно принимали участие во многих имевших широкую известность операциях. Например, потопление "Принца Уэльского" и "Рипалса", первый налет на Дарвин в Австралии и атаки камикадзе на MXY7 (в качестве самолета-носителя). 19 августа 1945 года самолет доставил японскую делегацию для подписания капитуляции.
  Этот бомбардировщик мог добиться значительно большего успеха, если бы на нем стояли протектированные баки и бронезащита - но из всех построенных машин ими были оснащены только 60 серийных G4M3. Все время разработчиков сдерживали слишком высокие запросы к дальности полета самолета, что по-хорошему требовало использования схемы с четырьмя двигателями.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Mitsubishi G4M3 Модель 34

  Тип: дальний бомбардировщик с экипажем из семи человек
  Силовая установка: два радиальных ПД Mitsubishi MK4T Kasei 25 мощностью по 1825 л. с. (1361 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5150 м - 470 км/ч; потолок 9220 м; максимальная дальность 4335 км
  Масса: пустого 8350 кг; максимальная взлетная 12 500 кг
  Размеры: размах крыла 25,00 м; длина 19,50 м; высота 6,00 м; площадь крыла 78,13 м'
  Вооружение: четыре 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемета; одна 800-кг торпеда или 1000 кг бомб
G4M1 "Betty". Данный G4M1 воевал на Рабауле в сентябре 1942 года в составе 1-й эскадрильи авиагруппы Такао, которая после тяжелых потерь была переформирована в 753-ю авиагруппу.
Этот Mitsubishi G4M1 "Betty" служил в подразделении Татао кокутай (позднее его переименовали в 753-й кокутай). В октябре 1942 года самолеты этой авиагруппы базировались на Рабауле (Папуа-Новая Гвинея). Пилоты США и их союзников прозвали этот бомбардировщик "Летающей зажигалкой"-за тенденцию быстро вспыхивать при попадании в него.
G4M1 "Бетти" из состава 2-й смешанной авиагруппы японских ВМС. Рабаул, август 1942г.
Мицубиси G4M1 "Бетти" из состава авиагруппы "Кисарацу" Императорских японских ВМС, Кавиенг, Новая Ирландия, август-сентябрь 1942г.
Mitsubishi G4M1. Данный G4M1 в 1943 году принадлежал 761-й авиагруппе, дислоцированной в Каное на юге острова Кюсю. Куполообразные блистеры боковых стрелковых установок на G4M2 заменили на обычное плоское остекление. Изменили и остекление хвостовой стрелковой установки, облегчив стрелку обзор.
Mitsubishi G4M был самым массовым японским бомбардировщиком и использовался в операциях от Австралии до Алеутских островов на всем протяжении войны.
G4M2A из состава 406-го отряда 752-й авиагруппы. Каноя, лето 1945г.
G4M2e из состава 708-го отряда 721-й авиагруппы "Богов-Громовержцев". Миядзаки, лето 1945г.
G4M2e из состава 711-го отряда 721-й авиагруппы "Богов-Громовержцев". Две молнии указывают на принадлежность самолета к так называемой второй секции. Каноя, лето 1945г.
G4M2e из состава 722-й авиагруппы "Торнадо". Каноика, лето 1945г.
Усиленная оборона. Ко времени, когда разработка G4M3 была завершена (1943 год), дальность полета была уже не столь важна - стратегия Японии стала оборонительной. Особое внимание уделили защите топливных баков и экипажа, плюс применили новое крыло.
G4M3B из состава 1001-й авиагруппы. Каноя, лето 1945г.
"Betty" для исследований. Данный G4M2a использовался авиационным техническим арсеналом в качестве экспериментальной машины - это видно по первому символу кода на киле и оранжевой окраске. G4M2 был первым японским самолетом со стрелковой башней с силовым приводом.
G4M1
Прозвище "Сигара" появилось благодаря внешнему виду G4M1. Самолет строился в большем количестве, чем любой другой японский бомбардировщик.
Бомбардировщик G4M
На завершающей фазе Алеутской кампании японцы использовали дальние бомбардировщики G4M1 "Бетти"
На данной фотографии изображен G4M1 в очередном вылете. Видно, что створки бомбоотсека сняты, а также хорошо видны бортовые блистеры.
The Mitsubishi "Betty" 11 Naval Bomber (two Mitsubishi Kasei 15 engines).
"Бэтти" на пути к цели.
В 1942 году появился модернизированный G4M2, но ввиду нехватки новых двигателей выпуск G4M1 (на фотографии) продолжался до начала 1944 года.
В первые месяцы войны на Тихоокеанском ТВД японцы захватили господство в воздухе. На этом снимке Mitsubishi G4M1 направляются к целям на Новой Гвинее. Этот бомбардировщик в 1942 году пришел на смену G3M той же фирмы в качестве основного бомбардировщика и торпедоносца сухопутного базирования флотской авиации.
G4M1 gata 11 bombers of the Yokosuka Kokutai
Группа G4M1 в полете
G4M у союзников. 19 августа 1945 года, четыре дня спустя после прекращения огня, два Mitsubishi G4M1 в полностью белой окраске и с зелеными крестами доставили японскую делегацию во главе с генерал-лейтенантом Торасиро Кавабе на остров Иесима, у северо-западного побережья Окинавы, для обсуждения условий капитуляции Японии. Последняя была подписана 2 сентября на борту линкора "Миссури".
19 августа 1945г.: эскортируемые самолетами B-25J и SB-17 из 345-й бомбардировочной группы, а также истребителями P-38, два самолета Mitsubishi G4M1 доставили японскую делегацию в Ие-Шима. Акт о капитуляции Японии подписан 2 сентября на борту "Миссури" в Токийском заливе.
A G4M1 (X-902) photographed at Rabaul.
G4M1 на аэродроме Рабаула (о.Н.Британия) перед вылетом на бомбежку о.Гуадалканал
На снимке хорошо видны особенности ранних G4M1 - трехлопастные воздушные винты, дверь овальной формы для экипажа в хвостовой части фюзеляжа и меньшая площадь остекления носовой части.
О японском G4M британские моряки узнали только 10 декабря 1941 года, когда эти бомбардировщики вместе с G3M потопили линкор "Принс оф Уэльс" и линейный крейсер "Рипалс". На фотографии - подвеска торпеды на G4M1.
A G4M1 gata 11 of the Takao Kokutai being loaded with a torpedo in the early months of the Pacific War
A G4M1 gata 12 about to take-offfrom Saipan.
A G4M1 gata 11 of the 705th Kokutai at Rabaul in 1943.
It is possible to judge from this picture the number of personnel required to man a heavy bomber air group (Kokutai), in this case with Mitsubishi G4M1 navy bombers. Aircrews actually made up a very small minority of the unit.
G4M1 gata 11 bombers of the Yokosuka Kokutai, the land-based attack bomber element of which began to receive the 1-Rikko in 1942, flying this type throughout the remainder of the Pacific War.
G4M2
G4M2A из 763-го авиаотряда, брошенный японцами на Филиппинах
На G4M2 применили ряд усовершенствований, включая более мощные двигатели Kasei и радар, что позволило использовать самолет в качестве носителя самолета-снаряда Yokosuka MXY7 Ohka, пилотируемого летчиком-камикадзе.
A G4M2A of the 763rd Kokutai abandoned in the Philippines.
A new production G4M2 gata 22 under factory test prior to acceptance by the Navy.
Один из самых известных снимков, сделанных за несколько минут до вылета носителей самолетов-снарядов "Ока" для удара по кораблям союзников. Самолет из 711-го (121-го ???) отряда 721-й авиагруппы на авиабазе Каноя несет на киле идентификационный номер 721-324 и две молнии, указывающие на его принадлежность ко второй секции. Япония, март 1945 г. Это одна из машин, переделанная в носитель пилотируемого самолета-снаряда Ohka, получившая обозначение G4M2e. Невысокая скорость и плохая управляемость делали эти бомбардировщики легкой добычей американцев.
G4M2e из состава 708-го отряда 721-й авиагруппы в момент подготовки к вылету. Виден подвешенный самолет-снаряд "Ока".
Tail emblems were rarely used by the IJNAF. One exception was the 721st Kokutai, 'Jinrai Butai', operating G4M2e 'Betty' bombers with its Ohka human-guided missile slung beneath.
G4M2 имел новое крыло с ламинарным профилем, двигатели с системой впрыска водно-метаноловой смеси, дополнительный топливный бак и иное вооружение.
G4M2e из состава 722-й учебной авиагруппы на авиабазе в Каноике. Хорошо видна подвешенная "Ока". Идентификационный номер 722-13. Весна 1945г.
Самолет A-20 выполняет маловысотное бомбометание. Такие удары наносились для разгрома японских объектов на Тихоокеанском ТВД. Слева виден бомбардировщик G4M "Betty", избежавший атаки самолета Havoc. Заметны также обломки истребителя у дерева на переднем плане.
Разработчики "Betty" вначале не придали большого значения защите самолета от вражеских истребителей. Отсутствие протектированных баков и бронезащиты обеспечили самолету прозвище "Летающая зажигалка", данное союзниками.
G4M у союзников. Сразу после завершения войны многие японские самолеты были подвергнуты тщательному изучению специалистами союзников, включая и один G4M2 (вверху), который проходил испытания в подразделении технической авиационной разведки (ATAIU), расположенном в Сингапуре. В испытаниях, проводившихся на авиабазе Тебрау в Малайе до марта 1946 года, принимали участие японские и союзные пилоты под наблюдением специалистов британских ВВС.
A G4M2A gata 24 with Yagi antennae for sea search radar under test by the Allied Technical Air Intelligence Unit from Singapore in 1945.
Торпедоносцы "Бэтти" из 4-й авиагруппы прорываются сквозь завесу зенитного огня к американским кораблям у Гуадалканала 7 августа 1942г.
The first 1-Rikko captured by the Allies to be restored to flyable condition, this aircraft, originally belonging to the 763rd Kokutai, being found at Clark Field, Manila. Limited flight testing (three-four flights) was undertaken with this G4M2A during which these photographs were taken.
The 1-Rikko, the G4M2A version being illustrated here, was a shapely if corpulent aircraft, possessing fundamentally good flying characteristics.
G4M3
Mitsubishi G4M стал самым многочисленным японским бомбардировщиком.
The third prototype of the G4M3A gata 34 which introduced a structurally redesigned one-piece wing with extended integral fuel tankage
G4M3 модель 34 из состава 1001-й авиагруппы в полете. Япония, весна 1945г.
 
G4M2 с "Ока" 11 в прицеле американского истребителя "Хеллкэт"
Фотопулемет самолета ВМС США запечатлел последние моменты жизни G4M2a, не успевшего сбросить самолет-снаряд Ohka.
Американские солдаты на Гуадалканале позируют у сбитого японского бомбардировщика "Бетти".
Американские морские пехотинцы осматривают G4M1, сбитый над о.Новая Георгия, осень 1943 г.
The fuselage of the Mitsubishi G4M Betty bomber in which Admiral Yamamoto was shot down by Lockheed P-38 Lightnings on April 18, 1943, lies in deep jungle about 20 miles from Kahili, on Bougainville. The aircraft’s identification plate is seen in the inset.
Mitsubishi G4M2A (Type 1 Land-based Attacker Model 24)
(Left) Nose glazing and gun position of (top to bottom) the G4M1, the G4M2 and the G4M2A/G4M3, and (right) the tail gun positions of (top to bottom) the G4M1, the G4M2 and the G4M3.
G4M1 Model 11
G4M2A Model 24
Mitsubishi G4M2 Model 24 "Betty"
Mitsubishi G4M2A
Mitsubishi G4M2-Ko
Самолет-носитель G4M2e с подвешенным в бомбоотсеке самолетом-снарядом "Ока"