Nakajima B5N Kate
Страна: Япония
Год: 1937


Палубный торпедоносец-бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
B5N Kate
Nakajima B5N (морской палубный бомбардировщик-штурмовик Тип 97)
Фотографии

B5N Kate

Палубный торпедоносец и бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан, имел убирающееся шасси. Создан в КБ фирмы "Накадзима хикоки" под руководством К. Накамуры. Являлся первым японским палубным самолетом с убирающимся шасси. Его опытный образец, торпедоносец "тип К", совершил свой первый полет в январе 1937 г. Самолет запущен в серию в ноябре того же года и строился на заводах "Накадзима" (Коизуми), "Аичи" (Нагоя) и в 11-м авиаарсенале флота (Хиро). Всего вместе с учебными B5N1-K изготовлено 1149 экз.
Экипаж - 3 чел. Вооружение 1x7,69, бомбы до 800 кг или одна торпеда снаружи под фюзеляжем.
B5N состоял на вооружении японского флота с конца 1937 г. (как "тип 97").
Выпускались две основные модификации:
   - B5N1 (модель 11) с мотором "Хикари" 3;
   - B5N2 (модель 12) с мотором NK1B ("Сакае" 11) и коком винта, с 1943 г. на части машин установлены РЛС.
Эти самолеты впервые были использованы в боевых действиях в Китае осенью 1938 г. с береговых аэродромов. В декабре 1941 г. B5N являлся единственным палубным торпедоносцем императорского флота и до конца 1944 г. основным типом самолета такого назначения. В этом качестве он участвовал во всех операциях японских авианосцев - ударе по Пёрл-Харбору, сражениях в Коралловом море и у Мидуэя, налете на Дарвин и атаке на Цейлон. С конца 1944 г. переведен на роль самолета ПЛО и морского разведчика, базирующегося на суше. С этой целью часть самолетов оснащалась РЛС или магнитными детекторами. Использовался также как учебная машина и буксировщик мишеней.
Производство B5N2 прекращено в 1943 г. Состоял на вооружении вплоть до капитуляции Японии.


B5N2||
Размах:||15,52 м
Длина:||10,3 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3600 кг
Максимальная скорость:||378 км/ч
Практический потолок:||7700 м
Дальность:||980 км

Nakajima B5N (морской палубный бомбардировщик-штурмовик Тип 97)

Под тактико-технические требования японских ВМС от 1935 года на новый палубный штурмовик-бомбардировщик, предназначенный на замену Yokosuka B4Y1, компания "Nakajima" предложила самолет Тип K. Это был свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом, оснащенный двигателем Nakajima Hikari 3 мощностью 770 л. с. Самолет проходил испытания в двух модификациях - с закрылками Фаулера, гидравлическим приводом закрылков и гидравлическим приводом механизма складывания крыла, а также в варианте с бесщелевыми закрылками и ручным складыванием крыла. После испытаний самолет пошел в серийное производство под обозначением "морской палубный бомбардировщик-штурмовик Тип 97 Модель 1" (или Nakajima B5N1). Самолет удачно проявил себя в боевых операциях в Китае, пока китайские летчики не получили более современные советские истребители. В 1939 году был разработан усовершенствованный вариант B5N2 с более мощной силовой установкой, сменивший B5N1, многие из которых были переделаны в учебно-тренировочные, получив обозначение B5N1-K. Соединение из 144 бомбардировщиков B5N2 было включено в первую группу, атаковавшую Перл-Харбор, доказав свое превосходство над многими зарубежными аналогами.

   Самолеты B5N2 также участвовали в уничтожении трех американских авианосцев - "Хорнет", "Лексингтон" и "Йорктаун". Однако к 1944 году растущая мощь истребительной авиации союзников привела к тому, что бомбардировщики стали нести тяжелые потери, и их сняли с фронта, отправив решать задачи противолодочной обороны и патрулирования (разведки) морских акваторий. Серийный выпуск составил 1149 самолетов, строившихся компаниями "Aichi" (200 машин) и "Nakajima" (669), а также военно-морским арсеналом в Хиро (280 самолетов). США и их союзники присвоили самолету обозначение "Kate".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   Nakajima B5N2 "Kate"

   Тип: палубный торпедоносец-бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: один звездообразный ПД Nakajima NK1B Sakae мощностью 1000 л. с. (746 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость 378 км/ч; практический потолок 8260 м; макс. дальность 1990 км
   Масса: пустого 2279 кг; максимальная взлетная 4100 кг
   Размеры: размах крыла 15,52 м; длина 10,30 м; высота 3,70 м; площадь крыла 37,70 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет в наводимой установке в задней кабине, плюс до 800 кг бомб или одна торпеда сравнимой массы
B5N2 "Kate". В начале войны на Тихом океане "Kate" считался самым совершенным торпедоносцем-бомбардировщиком в мире. За 12 месяцев боев эти самолеты потопили три американских авианосца и обеспечили множество японских десантов. В 1944 году техническое управление признало самолет устаревшим, после чего его карьере в частях первой линии был положен конец.
Nakajima B5N2 к-на 1 ранга Мицуо Фучида. Авианосец "Акаги", 5 апреля 1942г.
Этот B5N2, AI-308, принадлежал авиакрылу авианосца "Акаги". Код на киле означает: "A" - принадлежность к авианосной дивизии;"I" - авианосец базирования (в данном случае "Акаги"); "3" - бомбардировщик, а "08" - индивидуальный номер машины.
Палубный бомбардировщик B5N2 "Кейт" с авианосца "Хирю"
B5N с авианосца "Рюдзе" - участник инцидента с теплоходом "Майкоп" 15 декабря 1941 г.
Торпедоносец-бомбардировщик B5N2 "Кейт" из авиагруппы "Секаку".
B5N2 "Кейт" из авиагруппы "Дзуйкаку".
Палубные торпедоносцы "Кейт" нередко использовались в качестве "горизонтальных" бомбардировщиков.
Палубные бомбардировщики Накадзима B5N2 в ходе боевого вылета
Бомбардировщики-торпедоносцы B5N с легкого авианосца "Рюдзе" сыграли роковую роль в судьбе советского танкера "Майкоп"
B5N2 с авианосца "Дзуйкаку" атаковал Перл-Харбор 7 декабря 1941 года во второй волне ударных самолетов. Внизу виден густой дым от пылающих американских кораблей, горят в числе прочих линкоры "Калифорния" и "Аризона".
В вооружение самолета B5N2 в варианте бомбардировщика входил морской 356-мм бронебойный снаряд, переделанный в авиабомбу, в то время как торпедоносцы B5N2 несли 450-мм торпеды Тип 91 Модель 1. Они предназначались для использования на глубинах менее 12 м, поскольку в Перл-Харборе корабли стояли на якорях на мелководье.
B5N2 сражались большую часть войны на Тихом океане, но установка более мощного мотора не избавила самолет от свойственных B5N1 недостатков - отсутствия пассивной защиты и слабости оборонительного вооружения.
В полете "Кейт" с авианосца "Дзуйкаку" (отличительный признак - две белые полосы вокруг фюзеляжа).
B5N одинаково успешно использовался как бомбардировщик и торпедоносец - в том числе и во время налета на Перл-Харбор. Бомбы подвешивались под фюзеляжем.
Nakajima B5N1.
Палубный бомбардировщик-торпедоносец B5N
The Nakajima "Kate" 12 Naval Torpedo-Bomber (1,020 h.p. Nakajima Sakae 11 engine).
"Kate" были захвачены союзниками в качестве трофеев на позднем этапе войны. Этот самолет в 1945 году доставили в США для проведения оценочных испытаний.
Среди основных "действующих лиц" японской авиации на Алеутах были торпедоносцы B5N2 "Кейт"
Звено B5N1 в полете
Санта Крус - японский "Накадзима" B5N2 прошел между двумя американскими крейсерами к более "лакомой" цели - авианосцу "Хорнет". Снимок сделан 26 октября 1942 года во время сражения при Санта-Крузе.
Два B5N2 поздней постройки с пустыми бомбодержателями под крыльями. Пара проходит над якорной стоянкой кораблей японского флота.
Японские палубные бомбардировщики "Накадзима" B5N2 сыграли важнейшую роль в налете на Дарвин 19 февраля 1942г.
Полетная палуба авианосца "Дзуйкаку" заполнена готовыми к взлету самолетами перед вылетом в районе Новой Гвинеи. На переднем плане "Рейсен Модель 21", за которыми следуют бомбардировщики "Аити D3A1" и бомбардировщики-торпедоносцы "Накадзима B5N2". Фото сделано 21 января 1942г.
Аэродинамически вылизанный B5N являлся самым красивым торпедоносцем-бомбардировщиком начального периода Тихом океане.
Торпедоносец B5N1 на аэродроме
Самолетами, нанесшими смертельный удар авианосцу "Йорктаун", были бомбардировщики-торпедоносцы Nakajima B5N. На их счету также множество других потопленных кораблей.
Захваченный американцами B5N2 оборудован РЛС для поиска подводных лодок
"Kate" в белой окраске "пленного" с крестами зеленого цвета, такие кресты наносили на японские самолеты после капитуляции Японии.
A “Zeke” backed up by a flight of “Kates”, prepares to take off from the carrier Akagi in the reconstruction of the Pearl Harbour raid of December 7, 1941.
A film peel-off by three “Vals” and a ”Kate”
"Кэйт" в полете - наиболее трудоемкая, но блестяще выполненная работа студии "XX век"
Gifford Hamilton’s “Kate”.
Another “Kate” replica
Gifford Hamilton’s hybrid Harvard/B13 Kate replica in its new paint scheme. It represents the Kate flown by Commander Fuchida, squadron leader of the first bomber wave to hit Pearl Harbor.
Nakajima B5N2
Nakajima B5N2 "Kate"