Описание
Страна : Великобритания
Год : 1949
Единственный экземпляр
Дальнемагистральный пассажирский самолет
Bristol Type 167 Brabazon
Послевоенное состояние британской гражданской авиации стало предметом изучения Межведомственного комитета, возглавляемого лордом Брабазоном. В 1943 году комитет порекомендовал разработать пять типов транспортных самолетов, включая трансатлантический авиалайнер, способный совершать беспосадочные перелеты между Лондоном и Нью-Йорком. 11 марта 1943 года создание этой престижной машины было поручено фирме "Bristol". Самолету присвоили обозначение Bristol Type 167 Brabazon I.
После детальной проработки с целью определения размеров, пассажировместимости и летных характеристик была выпущена спецификация 2/44, предусматривающая создание 50-местной машины с максимальной взлетной массой 113400 кг. Проектирование самолета в основном завершилось к ноябрю 1944 года. Его отличительными чертами был фюзеляж диаметром 5,11 м, многоколесные тележки трехстоечного шасси и силовая установка из четырех пар радиальных двигателей Bristol Centaurus, приводивших в действие винты противоположного вращения. К постройке первого прототипа приступили в октябре 1945 года, а в декабре 1948 года самолет выкатили из сборочного цеха. Но лишь 4 сентября 1949 года шеф-пилот "Bristol" А.Дж. Пегг поднял машину в воздух. Ограниченный сертификат летной годности был выдан 14 июня 1950 года. На следующий день Brabazon I совершил несколько демонстрационных полетов в аэропорту Лондона, для чего в задней части фюзеляжа установили 30 кресел.
Усталостные трещины в воздушных винтах стали причиной отказа Авиационного регистра выдать неограниченный сертификат летной годности, и не позволили авиакомпании BEA начать пробную эксплуатацию лайнера в 189-местном варианте на линии Лондон - Ницца.
Обошедшаяся налогоплательщикам в 3 млн фунтов стерлингов программа самого большого британского самолета была закрыта. В октябре 1953 года в Филтоне был разделан на металл прототип, налетавший менее 400 часов.
Вариант
Brabazon II: разработан по спецификации 2/46. Этот вариант был рассчитан на перевозку 100 пассажиров и имел силовую установку из четырех пар ТВД Bristol Proteus 710, мощность каждого агрегата составляла 7000 э. л. с. (5220 кВт). Была доработана конструкция и установлены четырехколесные тележки на основных стойках шасси. После закрытия программы недостроенный прототип был разобран в Филтоне
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bristol Brabazon I
Тип: дальнемагистральный пассажирский самолет
Силовая установка: восемь радиальных двигателей Bristol Centaurus мощностью по 2500 л. с. (1865 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 483 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 402 км/ч на оптимальной высоте; высота крейсерского полета 7620 м; дальность полета 8046 км
Масса: пустого 65 816 кг; максимальная взлетная 131544 кг
Размеры: размах крыла 70,10 м; длина 53,95 м; высота 15,24 м; площадь крыла 493,95 м2
Полезная нагрузка: см. выше
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 77
Регистрационный номер: G-AGPW [49] В тонких обтекателях перед крылом размещались лишь валы винтов противоположного вращения. А пары радиальных моторов Bristol Centaurus, приводившие их в движение, размещались в крыле большой строительной высоты.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] A rare colour photograph of the Brabazon I running up its Centaurus 20 engines at Filton.
-
Aviation Historian 33 / K.Hayward - "A melancholy story of delays, dissapointments and retardations..."
Регистрационный номер: G-AGPW [49] A Bristol mechanic inspects the tail of the Bristol Brabazon prototype, G-AGPW, the largest passenger landplane in the world, in September 1950.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49], G-AIML, VX343 Первый образец "Брабазона" и фюзеляж второго экземпляра машины, который так и не был закончен.
The Brabazon I, G-AGPW, and the uncompleted Brabazon II, VX343/G-AIML, outside the Filton assembly hall in 1953, shortly before they were scrapped. -
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Taken from the roof of the new assembly building, this view shows the fire truck standing by as the starboard engines are run up.
-
Aeroplane Monthly 1999-11 / Skywriters /Readers' letters/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The Brabazon on its second engine run at Filton, on May 24, 1949, next to a BOAC Constellation
Другие самолёты на фотографии: Lockheed Constellation C-69 / C-121 - США - 1943
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Наземная "гонка" двигателей "Брабазона" на заводском аэродроме.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Буксировка авиалайнера на взлетную полосу перед первой пробежкой.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] На авиашоу "Брабазон" неизменно вызывал большой интерес у публики.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] -
Мировая Авиация 85
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Brabazon - британский гигант. 4 сентября 1949г.: с аэродрома в Филтоне под управлением летчика-испытателя Э. Дж. Пега совершил первый полет самый большой самолет, построенный в Великобритании - Bristol 167 Brabazon, имевший размах крыла 70,1 м и оснащенный восемью двигателями Bristol Centaurus XX мощностью 2500 л. с. Brabazon I был первым из двух прототипов перспективного дальнемагистрального авиалайнера, планировавшегося к постройке после Второй мировой войны. Работы по контракту от 1944 года по проекту Type 167 начались в 1945 году, причем первый полет планировался в 1947 году. Работы осложнялись тем, что Brabazon II должен был оснащаться четырьмя турбовинтовыми Bristol Coupled-Proteus 710 мощностью по 7000 л.е., а также протестами со стороны общины Филтона, так как необходимость удлинить ВПП привела к разрушению населенного пункта и переносу дороги. Заказчиков на самолет не нашли, проект закрыли. Brabazon I разобрали в 1953 году, а вторую машину так и не достроили.
-
Мировая Авиация 125
Регистрационный номер: G-AGPW [49] 6-8 сентября 1950г.: в 11-м авиасалоне в Фарнборо приняло участие 30 самолетов, показанных впервые. 5 мая выполнил первый полет прототип Scottish Aviation Prestwick Pioneer 2 (G-AKBF), на заднем плане - Bristol Brabazon I.
Другие самолёты на фотографии: Scottish Aviation Prestwick Pioneer - Великобритания - 1947
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] -
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] A Bristol Type 170 Freighter formates on the Brabazon I during an early test flight, after black markings had been applied to provide camera and photo-theodolite co-ordinates.
Другие самолёты на фотографии: Bristol Freighter / Type 170 - Великобритания - 1945
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] "Брабазон" в совместном полете с другим пассажирским самолетом той же фирмы "Бристоль-170" "Фрейтер".
The 230ft wing span Brabazon flying in company with a 98ft span Bristol Freighter.Другие самолёты на фотографии: Bristol Freighter / Type 170 - Великобритания - 1945
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Регистрационный номер: G-AGPW [49] "Брабазон"
Bristol Brabazon. -
Aeroplane Monthly 1996-05 / M.Rowe - Cameras in the sky
Регистрационный номер: G-AGPW [49] An unusual view of the Brabazon. The black markings on the fuselage were used to assist interpretation of photographic test records.
One of the first air-to-air photographs of the mighty 230ft-span Bristol Brabazon, taken by Charles Brown in October 1949. G-AGPW was first flown on September 4 that year by A. J. "Bill" Pegg from Filton, and appeared a few days later at the SBAC Display at Farnborough. -
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The Brabazon being demonstrated at the 1951 Paris Air Show.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] -
Aeroplane Monthly 1988-09 / Farnborough 1949
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The highlight of the 1949 Farnborough week was the mighty Bristol Brabazon, G-AGPW. Flown for the first time just three days before the show's opening on Wednesday, September 7, it made its debut on September 8 in the hands of “Bill" Pegg.
-
Aeroplane Monthly 1982-09 / ??? - Vintage Farnboroughs
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Bill Pegg pulls the eight-engined Brabazon I G-AGPW into a gentle 160 m.p.h. turn at the 1950 Farnborough.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] -
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The Brabazon makes an impressive appearance at the 1949 SBAC Show at Farnborough on its third flight.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The Brabazon approaches Heathrow on its second visit, on July 25, 1951, when the author flew in it.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] A head-on picture taken on completion of the first flight. The great expanse of flaps is well shown.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The Brabazon landing at Filton after its first flight on September 4, 1949.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The Brabazon seen with some of the ungainly mass balances removed.
-
Aviation Historian 33 / K.Hayward - "A melancholy story of delays, dissapointments and retardations..."
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Construction of the Brabazon Committee’s eponymous Type I transatlantic airliner began at Bristol’s Filton factory in October 1945. The prototype, G-AGPW, did not make its maiden flight until September 4, 1949, when the company’s chief test pilot, A. J. “Bill” Pegg, took the eight-engined giant on its first 25min flight.
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / Skywriters /Readers' letters/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] An unusual and dramatic study of the Brabazon coming in to land at the 1950 SBAC Show at Farnborough.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The structurally complete Brabazon I retires to its hangar after an afternoon’s engine testing late in 1948. Lancaster RE131, used to test the flight power control units, is in the background.
Другие самолёты на фотографии: Avro Lancaster / Type 683 - Великобритания - 1941
-
Air Enthusiast 1998-01 / F.Prins - Birth of a Classic
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Series 663 Tay Viscount is put through its paces at the 1950 SBAC display at Farnborough. It the background is the unique shape of a spectacularly unsuccessful Brabazon committee airliner - the awesome Bristol Brabazon.
Другие самолёты на фотографии: Vickers Viscount - Великобритания - 1948
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Bristol chief test pilot Bill Pegg gives the thumbs-up to denote a successful first flight.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Burying the engines in the wing and fitting long driveshafts to the propellers enabled a much cleaner installation to be achieved.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Инженер-конструктор и испытатель: фото на память.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Силовая установка "Брабазона" на испытательном стенде.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Техобслуживание двигателей "Брабазона".
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Группа летчиков и инженеров, участвовавших в программе испытаний "Брабазона".
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] A close-up of the empennage, showing the inelegant and unnecessary faired mass balances initially fitted to the elevators and rudder.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Inside the Brabazon’s fuselage; the double deck over the wing, looking aft.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Изготовление каркаса фюзеляжа первого прототипа "Брабазона" в новом сборочном цехе филтонского авиазавода.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The fuselage is rolled out at Filton in October 1947.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The Brabazon under construction in the enormous new assembly hall at Filton in January 1948. The eight Bristol Centaurus 20 sleeve-valve engines driving four six-bladed contra-rotating propellers are still to be installed.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Носовая стойка шасси - все, что осталось от крупнейшего летательного аппарата, когда-либо созданного в Великобритании.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
One of the 7,000 h.p. Coupled Proteus propeller-turbine power units intended for the Brabazon Mk II, and for the Saunders-Roe Princess flyingboats.
Другие самолёты на фотографии: Saunders-Roe Princess / SR.45 - Великобритания - 1952
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] For its day, the Brabazon’s cockpit was remarkably clean and neatly laid out.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] The sparse Brabazon cockpit. Many more instruments were, of course, attended by the flight engineer.
-
АвиаМастер 2004-05 / В.Кондратьев - Великий белый слон: пассажирский самолет Бристоль-167 "Брабазон" /Раритеты/
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Просторный пассажирский салон "Брабазона" был для своего времени эталоном комфорта.
-
Aviation Historian 33 / K.Hayward - "A melancholy story of delays, dissapointments and retardations..."
Регистрационный номер: G-AGPW [49] In 1950 the rear section of G-AGPW’s cabin was furnished with 30 BOAC reclinable seats. The Brabazon was conceived as a luxurious transatlantic airliner - but, as test pilot Wally Gibb opined, “that wasn’t what the airlines wanted; they wanted to ram as many passengers as possible into the tube and give ’em lunch on their laps”.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Регистрационный номер: G-AGPW [49] How the mighty are fallen. The Brabazons being scrapped in October 1953.
-
Aviation Historian 33 / K.Hayward - "A melancholy story of delays, dissapointments and retardations..."
Регистрационный номер: G-AGPW [49] Renowned British artist Terence Cuneo painted this magnificent portrait of the Bristol Brabazon taking off from Filton, for inclusion in the company’s brochure for the behemothic airliner in January 1950. Don’t bother to look for Cuneo’s signature mouse - he did not start incorporating these into his paintings until a few years later!
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
As originally conceived, Bristol’s Type 167 had pusher engine installations and a butterfly tail.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
A model of the Bristol Type 167 Long-range Airliner which is under development.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
A spread from the company brochure for the Brabazon Mk I.
-
Air International 2023-05 / A.Preston - Entertaining the masses
An artist’s impression of the cinema room with which the Bristol Brabazon hoped to entice passengers
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / B.Gunston - The Begemoth from Bristol /Brabazon 50th/
Bristol Type 167 Brabazon
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Gunston - Mighty Brabazon
Bristol Type 167 Brabazon 1
- Фотографии