Яковлев Як-12
Варианты:
Яковлев - Як-12 - 1947 - Россия
Страна: Россия
Год: 1947


Легкий многоцелевой самолет
Описание
Фотографии
Як-12

   Як-12 создавался в качестве связного и санитарного самолета для ВВС и легкого транспортного для ГВФ. Он вмещал двух человек, за креслами которых было предусмотрено место для третьего пассажира. В составе силовой установки был использован радиальный ПД М-11ФР мощностью 160 л.с. (119 кВт).
   Вскоре после первого полета прототипа, состоявшегося 20 октября 1947 года, самолет был запущен в серийное производство. В ВВС он использовался в качестве связного и артиллерийского корректировщика.
   Вслед за базовым вариантом были созданы специализированные модификации, а появление более мощного двигателя АИ-14Р привело к разработке прототипа Як-12Р, вышедшего на испытания в августе 1950 года.
   В 1957 году был создан последний крупносерийный вариант Як-12А. Производство сначала велось параллельно в СССР и Польше, а затем исключительно в ПНР. Также выпуск самолета был освоен в Китае.


Варианты

   Як-12: первый серийный вариант; построено не менее 300, в основном для военных
   Як-12А: серийный вариант с новым крылом и доработанным оперением; около 1500 построено в СССР; использовался в основном в гражданских целях на местных авиалиниях и для сельхозработ; в ВВС использовался в качестве связного
   Як-12Б: экспериментальный биплан УКВП с 300-сильным (224 кВт) ПД АИ-14РФ; проходил испытания в 1960 году
   Як-12ГР: вариант самолета с ПД М-11ФР, оснащенный двухпоплавковым шасси
   Як-12М: вариант 1954 года с удлиненным фюзеляжем и крылом увеличенного размаха, рассчитан на перевозку четырех человек; существовали сельскохозяйственный и санитарный варианты; построено более 1000; выпускался по лицензии в Польше
   Як-12Р: первый вариант с ПД АИ-12Р, серийно выпускавшийся с 1951 года; рассчитан на пилота и двух пассажиров; построено около 2000; использовался ВВС и ГВФ СССР; несколько специализированых вариантов; выпускался по лицензии в Польше
   Як-12С (санитарный): создан в 1948 году; двигатель М-11ФР; рассчитан на перевозку одного больного на носилках и одного медработника
   Як-12СХ: сельскохозяйственный вариант 1948 года, оснащенный баком для химикатов


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-12А

   Тип: легкий многоцелевой самолет
   Силовая установка: один радиальный ПД АИ-14Р в 260 л. с. (194 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 230 км/ч; потолок 4550 м; дальность полета 1100 км
   Масса: пустого снаряженного 1059 кг; максимальная взлетная 1588 кг
   Размеры: размах крыла 12,60 м; длина 9,00 м; высота 2,44 м; площадь крыла 22,66 м2
Як-12М
Як-12 Закаржаева в современной окраске
Як-12 с заводским № 33531 в 2003 году после возобновления сертификата летной годности
Магомед Закаржаев (справа) на фоне своего Як-12
Польский концерн "WSK-4 Okecie" изготовил по лицензии более 1100 Як-12 в вариантах "М" и "А", а также собственном варианте - PZL-101 Gawron. Небольшое количество Як-12 до сих пор эксплуатируется в аэроклубах. На фотографии - Як-12М.
Гражданские эксплуатанты в Польше использовали как списанные из ВВС Як-12, так и вновь построенные. Гражданское применение Як-12 сильно расширилось в 1960-е годы после начала производства Як-12 в ПНР. В основном самолеты эксплуатировали региональные аэроклубы, используя самолеты для подготовки летчиков и парашютистов, а также в качестве санитарных. На фотографии: польский Як-12М буксирует планер SZD-51-1 Junior (SP-3313).
Як-12А
Як-12
На первых Як-12 стояли моторы М-11ФР по 160 л.с. (119 кВт). Самолет с таким мотором легко различить по индивидуальным обтекателям цилиндров.
Prototype Shen Yang No. 1 (160 hp M-11FR engine)
Feiloon No 1 Shanghai Hiryu
Як-12Р
Суммарный выпуск Як-12 составил около 5000 машин, включая самолеты, построенные в Китае.
Дольше всего Як-12 летали в ДОСААФ. Самолеты ДОСААФ несли такие же опознавательные знаки, как самолеты ВВС СССР. Як-12 использовали как учебные (вариант с двойным управлением), для десантирования парашютистов, буксировки планеров и перевозки грузов.
Як-12 применялись в ВВС Болгарии, Чехословакии (на фотографии), Венгрии, Польши и Югославии. Этот Як-12Р (OK-JEN) передали в музей ВВС в Кбелах под Прагой.
Yakovlev Yak-12.
Як-12М
Як-12М легко узнаваем по закругленному вертикальному оперению, это самый массовый вариант Як-12. На фотографии - санитарный Як-12С, который пришел на смену биплану По-2С, снимок сделан в Таджикистане. Як-12 обладал очень хорошими взлетно-посадочными данными, за счет чего мог выполнять взлеты и посадки на небольших грунтовых площадках.
Yakovlev Yak-12M ambulance aircraft (240 hp AI-14R engine)
The Yak-12M light plane is a new, all-metal version, widely used for military liaison and club flying.
Як-12 заслужил признание и как санитарный самолет. Все три основные модели, Як-12Р/М/А, имели санитарные подварианты. В кабине помещались больной на носилках и медработник.
Погрузка в Як-12С больного на носилках осуществлялась через люк треугольной формы в левом борту фюзеляжа. В кабине также можно было разместить медицинское оборудование массой 22 кг.
В Советском Союзе была предпринята лишь одна попытка угона Як-12
Главный судья соревнований Б.Волков на фоне самолетов Як-12
Як-12СХ на базе Як-12М с разбрызгивателем под задней кромкой крыла
Як-12А
Женская бригада вручную загружает химикаты в Як-12. Колхоз "Восток", Запорожская область, март 1966 г.
 
YAKOVLEV YaK-12A. For some years the YaK-12M has been widely used in Russia and the various satellite countries, but insufficient payload and small range have limited its value. A design team under A. S. Yakovlev, in co-operation with the requirements of Aeroflot, made a new variant which has successfully carried out tests and has been recommended for series production. It has the designation YaK-12A and differs externally in the shape of the main flying surfaces. The wing now has a trapezoidal shape in plan view and is 1.26 sq.m. less in area than that of the YaK-12M. The body of each half-wing is formed from a leading edge longeron, a partial rear longeron, three stringers and a nose (leading edge) profile. There are 36 ribs. An extra connexion links the two longerons at rib 4?I9. Each half-wing has a fuel tank for 166 kgm. of fuel. The wing is equipped with flaps, ailerons and automatic slots. The last are fitted between ribs #19 and 35, opposite the ailerons. The empennage has a new horizontal shape, now being trapezoidal in contrast to that of the YaK-12M. It is supported by two pairs of bracing wires, instead of three pairs and two struts. Among new features of the YaK-12A are new control systems and instruments. There is a new electric fuel-level gauge; and PVD-6M air pressure indicator replaces the PVD-954 of the YaK-12M, and a PO-250 frequency converter replaces the PO-500. The aircraft headlight (landing light) is in the leading edge of the wing. The passenger cabin is now more comfortable and the side panels, doors and ceiling are covered with woollen fabrics. The instrument panel consists of pilot's and navigating instruments, in front of the pilot, motor controls in the central part, and the radio compass panel at the right. An MP-85 motor heater is installed in the cowling, and a new eight-inch radiator is installed in the oil system. Oil tank capacity is increased to 29 litres. Useful load is now 105 kgm. more, allowing three instead of two passengers on the passenger variant. As an ambulance it can carry two patients (one sitting, one lying) and a medical attendant; as a freighter - 250 kgm. load.