Поиск по сайту:
Описание
Страна : Нидерланды
Год : 1934
Двухместный разведывательный самолет и бомбардировщик
C.X
Ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "NV Недерландше влиегтуигенфабрик Фоккер" под руководством Ф. Хентцена. Опытный образец С.Х вышел на испытания в 1934 г. В 1935 г. началось серийное производство на заводе "Фоккер" в Амстердаме, в 1938 г. эту машину стали строить по лицензии на заводе "Валтион лентоконетехдас" в Тампере. Всего выпущен 71 самолет.
Экипаж - 2 чел. Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
С.Х состоял на вооружении в Нидерландах с 1935 г., в Финляндии - с января 1937 г.
Выпускались два основных варианта самолета:
- для голландских ВВС с мотором "Кестрел" V, вооружение 2x7,9, бомбы до 400 кг, поздние серии с закрытой кабиной и хвостовым колесом вместо костыля;
- для финских ВВС с мотором "Пегасус" XII или "Пегасус" XXI, шасси - колеса/лыжи, вооружение 2x7,62, бомбы до 500 кг; серия I - голландской постройки, серия II - финской с небольшими отличиями по планеру.
С.Х ВВС Нидерландов использовались как разведчики и легкие дневные бомбардировщики в мае 1940 г. при отражении вторжения немцев. Финские самолеты с декабря 1939 г. действовали против советских ВВС в районе Финского залива - вели разведку, наносили дневные и ночные бомбовые удары, в т.ч. с пикирования. В ходе Великой Отечественной войны применялись в районе озера Ладога. Служили как разведчики, бомбардировщики и самолеты связи. С апреля 1944 г. начали переводиться в учебные части.
Производство С.Х на заводе "Фоккер" прекратили в 1937 г., в Финляндии сборку самолетов приостановили в декабре 1938 г., затем возобновили в апреле 1942 г. и в декабре окончательно сняли с производства. Последний финский С.Х разбился в январе 1958 г.
Fokker С.Х (голландской постройки)||
Размах:||12,0 м
Длина:||9,2 м
Моторы, количество х мощность:||1x650 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2250 кг
Максимальная скорость:||320 км/ч
Практический потолок:||8300 м
Дальность:||830 км
Описание:
- C.X
- Fokker C.X
Фотографии
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
"Фоккер C.X" из состава LLv 12, сбитый 19 декабря 1939г. помощником командира 2-й эскадрильи 25-го ИАП старшим лейтенантом Я.И.Антоновым. Самолет упал в 20 км к югу от Выборга у деревни Кайала. Оба члена экипажа = прапорщик резерва Ринтала и младший сержант резерва Мякеля - погибли.
-
Мировая Авиация 134
C.X в варианте, состоявшем в 1939-1940 годах на вооружении 72-й учебной эскадрильи (TLeLV12) ВВС Финляндии, дислоцировавшейся в Суур-Мерийоки.
-
История Авиации 34 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (3)
"Фоккер С.Х" (борт. FK-87) командира 2/LLv 10 лейтенанта Мустонена и летнаба прапорщика Туртиайнен, которые на этом самолёте были сбиты 15 января 1940 г. в районе позиций окружённой финнами советской 168-й стрелковой дивизии. Оба финских авиатора погибли. Победу одержала пара И-16 из состава 49-го ИАП, которые пилотировали старший лейтенант И.С.Савушкин и младший лейтенант С.Т.Горюнов
-
АвиаМастер 2005-07 / О.Киселев - "Штуки" по-фински /Малоизвестные страницы истории/
"Фоккер" C.X из 1-го звена 10-й финских ВВС. Аэродром "Луонетярви", декабрь 1939 года.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Fokker C.10 Two-seat Fighter-Reconnaissance Biplane (Hispano-Suiza 12Ycrs engine).
-
Flight 1935-07 / Flight
FOR DUTCH COLONIAL SERVICE: A Rolls-Royce "Kestrel-"engined Fokker C.X two-seater of a type which is being supplied to the Dutch Colonial Air Force. The particular machine shown here has a 525 h.p. "Kestrel IIS'' but the production models are receiving "Kestrel Vs" of 600 h.p. At the critical altitude a speed of 205 m.p.h. is attained.
-
Flight 1935-10 / Flight
The Fokker C X two-seater fighter, bomber, reconnaissance machine, or what you will, fitted with the 600/640 h.p. Rolls-Royce Kestrel V. Alternative engines are the Hispano Suiza Ydrs, Bristol Pegasus IV and Gnome Rhone 14 Krsf Mistral Major. The performance with the two foreign engines is rather higher, but not sufficiently so, it would seem, to outweigh the very much shorter range. With the Hispano this is 410 miles, compared with 515 from the Kestrel. The more powerful engine gives 214 m.p.h. at 13,000 ft, whereas the Kestrel gives 199 m.p.h. at 14,000 ft.
-
Flight 1936-07 / Flight
PLAN FORM: One of the new Fokker C.X light general purpose biplanes (Rolls Royce Kestrel V) for the Dutch Army Air Service on a quiet, comfortable test flight above typical Netherlands country. These machines do just on 200 m.p.h. and climb to 16,400 ft. in about 10 minutes.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 02 - The progress of the world in military aviation during the year 1937-38
Fokker C.X Biplanes of the Air Force of the Netherlands.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 02 - The progress of the world in military aviation during the year 1937-38
Fokker CX Reconnaissance Biplanes of the Air Force of Netherlands Indies.
-
АвиаМастер 2005-07 / О.Киселев - "Штуки" по-фински /Малоизвестные страницы истории/
Один из участников налета на Саунасаари - "Фоккер" C.X лейтенанта Пиетаринена. Фотография сделана летом 1940 года, когда самолет уже принадлежал эскадрилье LLv 14.
-
АвиаМастер 2005-07 / О.Киселев - "Штуки" по-фински /Малоизвестные страницы истории/
Финский "Фоккер" C.X N FK-78 - первый самолет "серии 1" с полным набором подвесного вооружения - две "сотки" и восемь 12,5-кг бомб
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
A front view of the Fokker C.10 Two-seat Reconnaissance Biplane (Bristol "Pegasus" engine).
-
Flight 1938-01 / Flight Advertisements
THE FOKKER C.10, fitted with one "Bristol" Pegasus fully-supercharged engine, is a two-seater light bomber and reconnaissance biplane; of combined metal and wood construction, with bakelite-plywood and fabric covering, a fixed undercarriage and a covered and heated cockpit. The usual armament consists of up to four guns and an 800-pound bomb load. Maximum speed at 10,000 feet is 213 m.p.h. Built by N.V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek (Fokker).
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Фоккер C.X финского производства, 1939г.
-
АвиаМастер 2005-07 / О.Киселев - "Штуки" по-фински /Малоизвестные страницы истории/
C.X из 10-й эскадрильи в полете, 11 мая 1939 года. На верхнем крыле установлен фотопулемет
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
"Фоккеры C.X", несмотря на архаичный вид, оказались весьма прочными и живучими машинами, что спасло несколько жизней финских летчиков. Однако в условиях господства советских истребителей в небе над Карельским перешейком уделом этих машин вскоре стали только ночные полеты.
-
АвиаМастер 2005-07 / О.Киселев - "Штуки" по-фински /Малоизвестные страницы истории/
Полковник Ю.Опас принимает парад 1-го финского авиаполка в Суур-Мерийоки, 15 мая 1939 года
-
АвиаМастер 2005-07 / О.Киселев - "Штуки" по-фински /Малоизвестные страницы истории/
Финские пикировщики на маневрах в Лаппеенранте 26 октября 1939 года. Белый фон опознавательных знаков закрашен на время маневров
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Финский Fokker C.X на лыжах, конец 1939 г.
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
"Фоккеры С.Х" (борт. №№ FK-99, -100, 101 и -104) из состава 3/LLv 12 на аэродроме Суур-Мерийоки в начале декабря 1939 г. Возможно, одна или несколько из этих машин приняли участие в налетах на Риеск-ярви в ночь на 23 января 1940 г. Исключение можно сделать только для третьего в ряду самолета: 4 декабря 1939 г. он разбился, вылетев на задание в плохую погоду.
-
АвиаМастер 2005-07 / О.Киселев - "Штуки" по-фински /Малоизвестные страницы истории/
"Фоккеры" C.X, переданные учебным курсам пикирующих бомбардировщиков, в ангаре на аэродроме Луонтеярви, 7 марта 1940г.
-
АвиаМастер 2005-07 / О.Киселев - "Штуки" по-фински /Малоизвестные страницы истории/
Авария C.X 23 сентября 1939г. в Суур-Мерийоки. Этот самолет вернулся в строй уже в ходе советско-финской войны
-
Air Enthusiast 2001-09 / F.Gerdessen - Fokker's 'Paper' Fighters
DC.II, drawing No.31911, dated October 5, 1933.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Fokker С.Х с мотором "Кестрел" V
- Фотографии