Letov S-328 / S-528
Варианты:
Letov - S-328 / S-528 - 1932 - Чехословакия
Страна: Чехословакия
Год: 1932


Двухместный разведчик
Описание:
S-328 / S-528
Letov S 328
Фотографии

S-328 / S-528

Разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Летов" под руководством А. Шмолика. Опытный образец S.328F (S.328.1) проходил испытания в июле 1933 г.
Серийное производство велось с 1935 г. на заводе "Летов" в Праге.
Изготовлено в общей сложности 445 экз.
Двигатель "Пегасус" IIM2, на поздних "Пегасус" IIIM2. Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 4x7,9 (1-я серия - 6x7,9), бомбы до 500 кг.
Со 2-й серии изменен руль поворота, расширена хвостовая часть фюзеляжа, изменены оборудование и вооружение. С 3-й серии фюзеляж имел смешанную (ранее цельнометаллическую) конструкцию. С 4-й серии введены улучшенные амортизаторы и бомбодержатели. На 5-й и 6-й сериях модернизировано шасси, введено хвостовое колесо. 7-я серия - учебные самолеты для Люфтваффе, мотоустановка и оборудование по немецким стандартам.
S.328 состоял на вооружении в Чехословакии с 1935 г., в Германии - с 1939 г., в Болгарии - с 1940 г.
К моменту Мюнхенского кризиса S.328 являлся основным типом разведчика и легкого бомбардировщика в чехословацких ВВС. Осенью 1938 г. машины, дислоцированные в Словакии, участвовали в вооруженном конфликте с Венгрией, нанося дневные бомбовые удары по скоплениям войск противника. После захвата Чехословакии немцами самолеты частично вошли в состав Люфтваффе, частично были проданы в Болгарию, частично включены в ВВС марионеточного словацкого государства.
Самолеты словацкой авиации в сентябре 1939 г. использовались при нападении на Польшу, а с июня 1941 г. - против Советского Союза (до конца года).
Немцы применяли S.328 как учебный, а с осени 1942 г. по конец 1943 г. как легкий ночной бомбардировщик на Восточном фронте. В болгарских ВВС эти самолеты патрулировали Черноморское побережье страны до конца 1942 г., а далее использовались как учебные и связные. Отдельные машины приняли участие в боевых операциях против немцев в октябре - декабре 1944 г.
Учебные самолеты словацких ВВС работали как разведчики и легкие бомбардировщики в период Словацкого национального восстания в составе смешанной эскадрильи, базировавшейся на освобожденной территории. После поражения восстания уцелевшие машины были перегнаны в СССР.
Производство S.328 прекратили в конце 1939 г. Самолет сняли с вооружения в Болгарии в конце 1944 г., в Германии - в конце 1943 г.


S.328||
Размах:||13,7 м
Длина:||10,6 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 520 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2640 кг
Максимальная скорость:||280 км/ч
Практический потолок:||7200 м
Дальность:||700 км

Letov S 328

На базе варианта биплана-разведчика S 228, выпущенного для Эстонии, был создан S 328, первоначально предназначавшийся для поставки в Финляндию. Но когда Финляндия отказалась от закупок, самолетом заинтересовались чехословацкие военные. Поэтому серийное производство машины, прототип которой взлетел еще в 1932 году, началось лишь в 1934 году. Биплан имел металлический несущий силовой каркас, а обшивка, за исключением передней части фюзеляжа, была полотняной. Экипаж из двух человек размещался в тандемно расположенных открытых кабинах, причем кабина наблюдателя была необычно просторной, с прозрачными панелями по бортам и в полу.

   К 1935 году S 328 поступили на вооружение полков чехословацких ВВС, где их основной задачей стало ведение разведки и корректировка артиллерийского огня. Также самолеты могли использоваться в качестве легких бомбардировщиков. Кроме того, несли службу четыре S 328V с двухпоплавковым шасси.
   Дополнительные заказы позволили предприятию "Letov" в Летнани выпускать S 328 на протяжении пяти лет, часть из них была построена уже после оккупации Германией. Согласно имеющимся документам, построили 412 машин, но, возможно, их было и больше. Германские власти использовали S 328 в летных школах, а с 1942 года - в качестве ночных бомбардировщиков на Восточном фронте. Часть машин в 1939 году была передана марионеточному словацкому режиму, который использовал их в Польской кампании в сентябре того же года, а позже - на территории Украины во время вторжения в СССР - в основном против партизан. Болгария получила 62 самолета S 328, использовав часть из них для патрулирования над Черным морем. Наконец, словацкие S 328, захваченные патриотами в ходе Народного восстания (август-октябрь 1944 года) вели разведку с аэродрома Три Дуби в предгорьях Карпат.
   Самолет S 428 был дальнейшим развитием S 328 c V-образным 12-цилиндровым двигателем Avia Vr-36 в 650 л.с. (485 кВт) и неподвижным вооружением из четырех пулеметов; был построен один прототип. S 528, созданный в 1935 году, был оснащен радиальным двигателем Walter Krsd (лицензионный вариант французского Gnome-Rhone Mistral Major) в 800 л.с. (597 кВт), позволявшим ему развивать скорость до 330 км/ч. Шесть S 528 были построены для чешской воздушной полиции.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Letov S 328

   Тип: двухместный разведчик
   Силовая установка: один радиальный двигатель Walter (Bristol) Pegasus II-M2 мощностью 635 л. с. (474 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость 280 км/ч; потолок 7200 м; дальность полета 700 км
   Масса: пустого снаряженного 1680 кг; максимальная взлетная 2640 кг
   Размеры: размах крыла 13,71 м; длина 10,36 м; высота 3,40 м; площадь крыла 39,40 м2
   Вооружение: два неподвижных 7,92-мм пулемета в крыле и два таких же пулемета на турели Skoda в кабине наблюдателя, до 500 кг бомб
Этот S 328 в сентябре 1944 года использовался словацкими повстанцами с аэродрома Три Дуби.
Letov S-328 из 16-й эскадрильи, аэродром Спишска Нова Вес, сентябрь 1939г.
Снимок чешского S 328 демонстрирует простоту и лаконичность конструкции самолета. Эти машины также состояли на вооружении ВВС Болгарии, Германии, Эстонии и Словакии.
Letov S-328s of the Slovakian Air Force flew bombing and reconaissance missions, operating primarily from Spisska Nova Ves in the Carpathian Mountains.
S.328 чехословацких ВВС
On the Czech stand the tail of the Letov general-purpose machine is in the foreground. Beyond it is the twin-pusher Praga E.210, and finally the Benes Bibi-Be 550
A highly-polished Blenheim I was displayed on the Bristol stand, the prototype having flown on June 25, 1936. Immediately behind is a Praga E.210; to its left a Benes-Mraz Be 550 Bibi and to its right at Letov S.528.
Letov S-328 "Врана" на аэродроме Балчик
Letov S-328 with initial SVZ markings, 1940.
Разведчик/легкий бомбардировщик Letov S-328 был одним из основных боевых самолетов ВВС Словакии
"Шмолики" 1-й летки на винницком аэродроме. Август 1941г.
S-328 из 12-й эскадрильи ВВС Словакии и германские Do 17Z-1 на аэродроме Спишска Нова Вес. Сентябрь 1939г.
Letov S-328 observation aircraft were also used by the LS-SVZ (flying school). This photograph, taken at Trencianske Biskupice in 1941, shows that the new SVZ markings were beginning to be applied.
A Slovak Letov S-328 during the Russian Campaign, 1941.
Следом за "французской эрой" в авиации Эстонии наступила "английская". На снимке "Летов S-328"
S.328, использовавшийся немцами как учебно-тренировочный самолет
The Letov S-528 Two-seat General Purpose Military Biplane (Gnome-Rhone 14Krsd engine).
Letov S.328