
Варианты
- Gloster - Gladiator - 1934 - Великобритания
- Gloster - Sea Gladiator - 1938 - Великобритания
Sea Gladiator
Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический биплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Палубный вариант сухопутного истребителя "Гладиатор". Последний был спроектирован в КБ фирмы "Глостер эйркрафт компани" под руководством Г. Фолланда. Опытный самолет SS.37 впервые поднялся в воздух 12 сентября 1934 г. В серию его запустили под названием "Гладиатор". С января 1937 г. он строился серийно на заводе "Глостер" в Хакклкоте. Всего выпущено 587 экз. "гладиаторов", в том числе 98 "си гладиаторов".
Палубный вариант, "Си Гладиатор", был создан в середине 1938 г. От модификаций для ВВС он отличался усиленным силовым набором нижнего крыла, измененным оборудованием и наличием захватов для корабельной катапульты и посадочного гака.
Вооружение 4x7,69. Мотор "Меркьюри" VIII/VIIIA.
Для английской морской авиации выпускались две модификации самолета:
- "Си Гладиатор" (Interim), переходная модель на базе сухопутного истребителя "Гладиатор" II;
- "Си Гладиатор" I, основная модификация со спасательной лодкой в обтекателе под фюзеляжем между стойками шасси.
Состоял на вооружении как палубный только в Великобритании - с февраля 1937 г. В 1940 г. партия самолетов без палубного оборудования была передана Финляндии.
"Переходные" истребители поступили в эскадрильи морской авиации в декабре 1938 г., но использовались только в учебных целях. В марте 1939 г. первую эскадрилью "си гладиаторов" принял на борт авианосец "Корейджес". Позднее они базировались также на авианосце "Глориэс". В начале Второй мировой войны эти самолеты использовались при патрулировании Индийского океана. Весной 1940 г. они приняли участие в Норвежской кампании как с авианосцев, так и с берега. С береговых баз "си гладиаторы" прикрывали от немецких налетов военно-морскую базу Скапа-Флоу в Шотландии. С лета 1940 г. эти истребители начали действовать в Средиземноморье. Они летали с авианосцев "Игл" и "Илластриэс".
С июня 1940 г. "си гладиаторы" обеспечивали ПВО баз на о. Мальта. В мае 1941 г. такие же машины обороняли аэродром Малеме на о. Крит. С марта 1942 г. "си гладиаторы" разместили на аэродроме под Александрией в Египте.
С авианосцев устаревшие бипланы сняли в конце 1940 г.
"Си Гладиатор" сняли с производства в конце 1939 г., сухопутные истребители прекратили собирать в апреле следующего года.
Как истребитель "Гладиатор" использовался на периферийных театрах боевых действий до конца 1942 г., официально снят с вооружения в Англии в 1945 г. В Финляндии был снят с вооружения в 1942 г.
"Си Гладиатор" I||
Размах:||9,84 м
Длина:||8,36 м
Моторы, количество х мощность:||1x840 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2600 кг
Максимальная скорость:||394 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||660 км
Описание:
- Sea Gladiator
- Gloster Gladiator
- Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии
-
Air International 1986-08 / Model enthusiast
Регистрационный номер : N5519 [2] Sea Gladiator (N5519), one of the first batch of four taken on charge by the RAF in Malta in April 1940 and flown by the Malta Fighter Flight. Note retention of naval colour scheme.
-
Air Enthusiast 2007-07 / The Roundels File
Регистрационный номер : N5517 [2] A Sea Gladiator (N5517) seen at Brock worth prior to delivery to No 801 Squadron for trials aboard HMS Courageous early in 1939.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
"Истребитель "Си Гладиатор" I из 802-й эскадрильи, аэродром Декхейла, 1939 г.
-
Мировая Авиация 203
Регистрационный номер : N5519 [2] Sea Gladiator. В конце 1938 года появился "морской" вариант Gladiator Mk II - Sea Gladiator. Отработку специфического флотского оборудования выполнили на Gladiator Mk I (K6129 и K8039), после чего под новый стандарт переоборудовали 38 Gladiator Mk II (№№2265-2302), обозначенных Sea Gladiators (Interim), а затем - еще 60, которые уже полностью соответствовали стандарту Sea Gladiator. Морские машины отличались от Gladiator Mk II, принадлежавших британским ВВС, наличием креплений для запуска с катапульты ("катушка" на фотографии), посадочного гака, спасательной лодки и двух дополнительных пулеметов Browning в верхнем крыле (по 300 патронов на каждый). В мае 1939 года первые Sea Gladiator поступили в 801-ю эскадрилью, приписанную к авианосцу "Корейджес". Самолет с № 5519/"R" - один из четырех из состава истребительного звена Мальты (июнь 1940 года).
-
Flight 1939-03 / Flight
Регистрационный номер : N5525 [3] GLADIATOR GOES TO SEA: A pleasant cloudscape impression of the Gloster Sea Gladiator (Bristol Mercury IX - 840 h.p. at 14,000ft.). These machines are now going into service with the Fleet Air Arm.
-
Flight 1939-05 / Flight
Регистрационный номер : N5525 [3] -
Flight 1939-03 / Flight
Регистрационный номер : N5525 [3] SEA WARRIOR: Another view of the Gloster Sea Gladiator which reveals two of its special features. One is the bulge between the undercarriage legs which conceals a dinghy and the other is the deck-landing arrester hook.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
"Си Гладиатор" из 804-й эскадрильи взлетает с авианосца "Фьюриэс" у берегов Норвегии, 1940 г.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
"Си Гладиатор" I из 775-й эскадрильи в Северной Африке осень 1940 г.
-
Air Enthusiast 2007-07 / The Roundels File
The arrester hook deployed.
-
Air Enthusiast 2007-07 / The Roundels File
Регистрационный номер : N5517 [2] The under-fuselage dinghy pack. N5517 was issued to 801 Squadron at Donibristle, Scotland, on March 21,1939.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Gloster Sea Gladiator I
- Фотографии